My default image
Вениамин Грабар: «Все можно сделать. Нужны только время, деньги и люди»
ГлавнаяЛюдиИнтервьюВениамин Грабар: «Все можно сделать. Нужны только время, деньги и люди»

Вениамин Грабар: «Все можно сделать. Нужны только время, деньги и люди»

Президент компании LADOGA Вениамин Грабар – о продуктовой и технологической независимости от Запада, моде на вкусовые водки и джины, российском виски и дисциплине в бизнесе.

По данным аудиторской компании FinExpertiza, продажи крепкого алкоголя в России за 2022 год выросли на 7,5%. В том, что потреблять стали больше качественных напитков, есть существенная доля участия компании LADOGA, развивающей собственное производство чистых по составу и вместе с тем доступных по цене напитков в Санкт-Петербурге семимильными шагами. 

Кроме флагманской водки «Царская», которой в этом году исполняется уже 20 лет, на предприятии сегодня выпускают оригинальные вкусовые водки, джины, виски, ликеры, настойки и даже ром – почти весь аналогичный портфель ушедших с российского рынка западных брендов. Мы встретились с президентом компании Вениамином Грабаром и поговорили о том, что помогает его команде добиваться продуктового суверенитета в турбулентные для индустрии времена.

Вениамин Вениаминович, вы родились в военной семье. Ваш отец служил в войсках ПВО, а потом и вы окончили радиотехнический факультет Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. Как военная дисциплина помогает вам в бизнесе?

Более того, мой отец – военный, а мама – педагог, поэтому вплоть до первого класса я проводил свободное время если не в казарме, то в школе, потому что оставить меня было не с кем. То есть к четкому распорядку дня был приучен практически с рождения. Сидел в классе за последней партой и слушал все уроки – русский язык, литературу, математику, физику. В итоге до 7-8-го класса ничего не зубрил, потому что многое помнил. 

Дисциплина же в армии научила прежде всего планировать день – ты всегда знаешь, сколько времени тебе понадобится на выполнение какого-то дела. А еще в армии нет ответа «попробую сделать» – не надо пробовать, надо просто сделать и все. Я вырос в этой системе координат и бизнес строю в таком же ключе. На самом деле мне нравится работать с людьми с армейским прошлым, в 90-е их в бизнесе было очень много. Сейчас из вооруженных сил уходить не хотят и людей, служивших в армии, среди предпринимателей стало меньше.

А семейные праздники помните?

Как и почти все в советское время, в рестораны мы не ходили, отмечали любые поводы дома. Помню, у отца собрались сослуживцы – кто-то в очередной раз «обмывал звездочки». Водка, картошечка отварная, маринованные огурцы и помидорчики, которые офицеры доставали прямо из банок, – никто не думал о нарядной сервировке. Рассказываю вам – и этот радостный вечер буквально стоит перед глазами.

Наверняка, приятно осознавать, что теперь важные события многие люди в нашей стране отмечают вашей водкой. Как появился рецепт «Царской» с липовым медом и цветом?

В начале нулевых легендарный директор музея-заповедника «Царское Село» Иван Петрович Саутов показал нам архивные материалы с описанием ужина царской семьи. В этих записях мы увидели, что на трапезе была водка на липовом меде и липовом цвете.

Фото: © Архив пресс-службы LADOGA

Фото: © Архив пресс-службы LADOGA

В нашей лаборатории ее воссоздали, и вот уже 20 лет рецепт остается неизменным. К юбилею бренда в этом году мы выпустили «Царскую» в золоченой бутылке. Это абсолютно классическая, традиционная качественная водка, такая обязательно должна быть на рынке России. В молодости люди экспериментируют, пробуют новое, но 9 из 10 человек с возрастом становятся более степенными, понимают ценность своей культуры. А вот наша линейка вкусовых водок адресована уже новому поколению потребителей.

Раньше в России была только одна вкусовая водка – лимонная. Сейчас у вас есть водка «Царская» с манго, черникой, корицей, гуавой, грейпфрутом. Как вы пришли к идее этих продуктов?

Вкусовая составляющая развивается всюду. Взять хотя бы кисломолочные продукты: в моем детстве был кефир и ряженка, а сейчас есть йогурты со вкусами любых ягод и фруктов.

Из безалкогольного ассортимента мы знали квас, минеральную воду и лимонад «Дюшес» – теперь на полках стоят газированные напитки всех цветов и вкусов. Из крепких напитков водка наиболее нейтральна и потому лояльна к включению в нее дополнительных ароматных спиртов. Если добавить ароматный спирт манго, это будет именно манго, вы почувствуете его вкус. На самом деле мы с этим трендом даже припозднились: в США и Европе вкусовые водки давно занимают половину рынка, и первые их образцы на нашем рынке, если вы помните, представили тоже западные бренды. 

Сегодня вкусовые водки занимают не меньше 10% водочного производства, и рост продолжается.

У нас же сильны традиции потребления чистой водки, поэтому доли рынка в 50% вкусовым крепким напиткам никогда не достичь, но 20% они занять могут. Сейчас вкусовые релизы составляют не меньше 10% водочного производства, и рост продолжается. Всего у нас в планах сделать до 30 разных вкусов.

Как раз из-за своего нейтрального вкусового профиля только водка из всех крепких напитков и может сопровождать всю трапезу. Какой характер потребления у вкусовых версий?

Чаще всего эти напитки, конечно, используют в коктейлях. Это вписывается в еще один тренд – экономия времени. Можно, конечно, дома или в баре взять манго, очистить, пробить в блендере, смешать пюре с водкой и только после этого подать напиток, но куда удобнее сократить процесс буквально до одной минуты: наливаешь на лед вкусовую водку, добавляешь тоник или содовую – и готово. Впрочем, на мой взгляд, чистыми их пить тоже интересно, но уже не под соленый огурчик, а, например, под ванильный чизкейк. Вкусовые водки дают новые возможности для гастрономического пейринга.

Какие крепкие напитки вам нравятся? Что стоит в домашнем баре?

На втором месте после водки – джин. За последние 10–15 лет я стал относиться к нему с интересом. Еще я любитель коньяка. Предпочитаю французский, хотя ничего не имею против армянского и грузинского. У коньяка и джина совсем разный характер потребления, но для меня они удачно друг друга дополняют. А в домашнем баре есть абсолютно все.

Фото: © пресс-служба LADOGA

Фото: © пресс-служба LADOGA

Компания LADOGA одной из первых сделала ставку на локальных производителей и собственное производство. Чем вы тогда, еще при стабильном импорте, руководствовались: интуицией, результатами прогнозов или чувством патриотизма?

В 1993 году рынок в стране развалился, было засилье контрабанды сомнительного качества. На полках стояли сотни европейских продуктов, многие из которых по качеству уступали российским. Однако наши заводы тогда «падали на бок». Вот я и подумал: почему бы не помочь им подняться?

Мы с партнерами объехали всю страну, побывали на массе заводов, от Архангельска до Краснодара, от Новороссийска до Уссурийска, и начали работать как дистрибьюторская компания с российскими производителями, возвращали в торговые сети Москвы и Санкт-Петербурга их продукты. Получалось неплохо. С другой стороны, в то же время мы побывали на зарубежных заводах, где увидели, насколько наши технологии отстают от мировых. Продукты хорошие, специалисты есть, а технологии были такие, будто мы застряли где-то в 60-х.

Спирт с водой просто перемешивали веслом в огромном резервуаре, тогда как за рубежом это делали в разряженной среде почти на молекулярном уровне. В итоге мы были одной из первых дистрибьюторских компаний, запустивших свое современное производство. Что это было? Патриотизм, конечно.

Когда мы поняли, что наших знаний, технологий, умений хватает для того, чтобы делать продукты ничуть не хуже западных, мы стали расширять ассортимент.

Сейчас, когда с российского рынка ушли большие западные бренды, выяснилось, что у компании LADOGA есть весь основной набор их напитков. Как так вышло?

Мы начали намного раньше. Когда поняли, что наших знаний, технологий, умений хватает для того, чтобы делать продукты ничуть не хуже западных, стали расширять ассортимент. Например, джин – напиток, не имеющий точной географической привязки, как у французского коньяка или шотландского виски. Его можно делать где угодно.

Джины, которые приходили к нам из-за рубежа, были сильно переоценены, и рынок у них был небольшой как раз по причине высокой стоимости. Мы плотно и долго работали с нашей лабораторией и сделали свой Barrister. Когда потребители увидели на полке продукт ничуть не хуже западных версий и при этом по более доступной цене, им стало интересно. В итоге сейчас в России бум джина – на него есть мода, и люди могут себе его позволить (по данным отчета IWSR Russia Report 2023, Barrister – лидер российского рынка джина и занимает долю 55%. – Прим. SWN). Вкусовые джины, как и вкусовые водки, сейчас тоже безумно популярны: в линейке Barrister – 13 релизов, и это совершенно точно не предел. Также мы выпускаем биттер и аперитив Ligare, ставшие успешной альтернативой известным западным брендам, у нас есть виски и ром.

Фото: © пресс-служба LADOGA

Фото: © пресс-служба LADOGA

Замечаете рост интереса к этим продуктам на фоне санкций?

Да, интерес вырос. Западные компании получали огромную прибыль на нашем рынке. Вы наверняка слышали такие жалобы: «В Испании я покупал это вино за 3 евро, в ресторане пил за 6-7, а в России оно стоит 2000 рублей, как же так?» Так вот, в сегменте крепкого алкоголя эта разница всегда была еще более ощутимой, потребитель просто не мог позволить себе эти напитки. Сейчас качество и даже вкусовые преимущества наших продуктов подтверждены независимыми дегустациями профильных экспертов, несмотря на их доступную цену. И я не считаю это демпингом – это честная цена.

Когда потребители увидели на полке продукт ничуть не хуже западных версий и при этом по более доступной цене, им стало интересно.

Barrister сейчас действительно можно найти практически в любом баре и магазине. А как дела с виски? Все-таки это более сложный продукт, да и ожидания потребителя выше.

Виски делать и правда сложно. Хотя бы потому, что это требует больше времени. Японцы работали 30-40 лет до того момента, когда их виски стали воспринимать в мире. Уверен, что мы придем к этому намного быстрее.

Наш виски Fowler’s становится лучше с каждым годом. Сейчас в порядке эксперимента используем для него разные бочки: из французского, кавказского и белого американского дуба, старые и новые, из-под бурбона и шерри. Недавно заполнили их, а через три года посмотрим, что выйдет.

Наши специалисты, составляющие купаж, тоже совершенствуют формулу. Только сравнивать наш виски с шотландским или ирландским точно не стоит – это наш продукт, российский, у него свой характер и свой профиль. Так же, как есть виски японский, индийский, австралийский, будет и виски из России.

Фото: © пресс-служба LADOGA

Фото: © пресс-служба LADOGA

С ромом, к слову, тоже работать непросто, но в этом случае из-за сырья. Из ближайших к России регионов сахарный тростник в промышленных масштабах растет на берегах Персидского залива, и сегодня для нашего рома Armator мы используем мелассу из иранского тростника. Продукт, который на Карибах есть всюду, нам добыть сложнее. В Центральной Европе, например, напиток по типу рома делают из сахарной свеклы (в Чехии такой алкогольный напиток называется «туземак». – Прим. SWN). Думаю, по такому же пути может пойти и наша страна, если станем получать сахар из альтернативных продуктов.

А есть зарубежный напиток, который вы бы не взялись производить в России?

Саке. По двум причинам. Первая – такой рис у нас не растет. Хотя, если будет нужно, можно, наверное, высадить его на Дальнем Востоке. Вторая – это не массовый продукт, доля его рынка совсем небольшая. По тем же причинам, на мой взгляд, нет смысла производить байцзю. А с основными категориями не вижу проблем. Все можно сделать. Нужны только время, деньги и люди.

Если уж речь зашла про импортозамещение, то не могу не спросить про оборудование на вашем заводе. Планируете переходить на отечественное?

Как и у всех, у нас на предприятии стоит зарубежное оборудование, но все меняется. Например, аламбики теперь стоят российские, их делают в Санкт-Петербурге. Представляете, год прошел – и у нас в стране наладили производство перегонных кубов!

Фото: © пресс-служба LADOGA

Фото: © пресс-служба LADOGA

Недавно наш инженер был в Нижнем Новгороде и сказал, что там сделали великолепный станок, и скоро можно будет забыть про Германию и Италию. К слову, буквально вчера наткнулся на новость о том, что в России открыли фабрику по производству пленки, которая идет на упаковку медицинских масок, салфеток. Оказывается, раньше это был на 100% импортный продукт, а весной заработала эта фабрика и закрыла 60% рынка. Будет вторая – вместе они закроют 100%. Вот так же и у нас – производить оборудование просто было не надо, покупали за рубежом и все. А теперь необходимость появилась.

Как для вас изменился рынок экспорта за последний год?

Не скрою, для нас стало серьезной проблемой закрытие импорта российского алкоголя в недружественные страны. Мы продавали большие объемы в США, Канаду, Новую Зеландию, Австралию и страны Европы. Но команда включилась в работу, мы активнее вышли в Азию, Африку и Латинскую Америку. Теперь еще активнее ведем поставки во Вьетнам, Монголию, Южную Корею, на Филиппины, в Китай, Таиланд, Индию. Джин отправляется более чем в 30 стран. В Индии стал очень популярен Barrister – туда мы поставляем его намного больше, чем водки. Тем временем в Колумбии наша водка – номер один по продажам. В целом, в Латинской Америке сейчас возник интерес к российским продуктам. Я предполагаю, что в следующем году мы на 100% восстановим объемы своего экспорта.

Сейчас все популярнее становится вино. Открываются винные бары, появляются винные школы, винные казино. У LADOGA внушительный винный портфель, есть винотеки и школа сомелье. Как интерес к вину отражается на продажах крепких напитков?

На самом деле ощутимого роста в потреблении вина я не вижу. А вот в его производстве Россия действительно приросла значительно, и сейчас, в связи с повышением ввозных пошлин на вино из недружественных стран до 20%, ситуация с его продажами реально может измениться. Если раньше каждая федеральная торговая сеть имела несколько вин из Италии, Франции или Испании стоимостью до 400 рублей, то теперь в этом сегменте цены вырастут серьезно, и эту нишу может совершенно точно занять Россия.

Пошлина отразится и на ваших закупках. Как будут меняться ассортимент и цены?

Дешевым вином по 1-1,5 евро за бутылку в закупке мы не занимаемся давно – этот рынок взяли на себя сами ритейлеры. Вино же в среднем и высоком ценовом сегменте эта история практически не затронет: в нем процент пошлины ощущается значительно мягче.

Если говорить о том, что какие-то страны ушли с рынка, так с нами остались еще десятки производителей, готовых работать с Россией. Новый Свет, например, тоже с нами. Несмотря на то, что логистика у них сложнее, я прогнозирую их рост на рынке. Думаю, ЮАР выстрелит в первую очередь. Как новая пошлина скажется на наших закупках из Европы и ценах, я пока не могу сказать: сегодня склады полные, все было растаможено по старой ставке.

Фото: © пресс-служба LADOGA

Фото: © пресс-служба LADOGA

Я читала про ваш таможенный склад на 7000 квадратных метров в Шушарах. Расскажите, пожалуйста, подробнее про это направление работы.

Да, теперь мы обслуживаем свои поставки импорта самостоятельно. Пока в Прибалтику еще приходит что-то морем, поскольку Рига всегда была важным узлом, хотя уже есть подвижки к прямым морским перевозкам с портом в Санкт-Петербурге и появляются хорошие маршруты. Раньше стоимость таможенных операций в Прибалтике была примерно такой: от 11 до 20 центов за бутылку в зависимости от партии. По текущему курсу евро 14 центов – это 15 рублей, 20 центов – 21 рубль. А едут бутылки сотнями миллионов. Вот эти деньги мы экономим. 

Раньше в России не было бондовых складов, хотя 20 лет многие в отрасли пытались сдвинуть этот вопрос с мертвой точки – в итоге он был решен за полтора дня.

Еще очень важно, что склад бондовый: на нем стоит товар без оплаты налогов и пошлин до той поры, пока покупателю он не понадобится. Это очень полезно для бизнеса. Прежде всего позволяет где-то не повышать себестоимость товаров, которая и без того растет из-за курса и пошлин. Раньше в России не было бондовых складов, хотя 20 лет многие в отрасли пытались сдвинуть этот вопрос с мертвой точки – в итоге он был решен за полтора дня. Похоже на историю с продажами золотых слитков: банки с 2001 года думали о том, как продавать физлицам слитки драгоценных металлов без НДС, и вот в марте 2022 года это все решилось за день.

Вы обслуживаете и другие компании?

Регулярно выполняем заказы сетей, отдельных импортеров, даже ресторанные группы заказывают что-то через наш склад, но наш бизнес пока занимает самый большой объем. Как только наладится логистика в Петербург и компании уйдут из Прибалтики, работы прибавится.

При таком количестве задач в самых разных направлениях работы компании, которые требуют вашего контроля, не могу не спросить, как вы все успеваете?

Сложно. Например, сегодня рабочая переписка началась в пять утра. Плюсы есть: в такой ранний час никто не отвлекает. По той же причине часто работаю вечерами и по воскресеньям, после футбольных матчей – я болею за «Зенит». Бизнес в принципе устроен так, что с решением вопросов лучше не затягивать, а с учетом того, как стремительно сейчас все меняется в мире и стране, тем более. Человек, который хочет, чтобы все вопросы решались оперативно, и сам старается соответствовать.

Сегодня активно развивается внутренний туризм, а я читала, что вы много путешествуете по стране. Какие места особенно запомнились и где еще хотели бы побывать?

Потрясающие впечатления оставил поход по Енисею на трехпалубном теплоходе «Максим Горький», плыли из Красноярска в Дудинку с компанией «Водоходъ». Во время остановки мы отправились большой компанией на лодках ловить щуку и минут через 20 развернулись и поплыли обратно. Было неинтересно: забрасываем спиннинг и тут же вынимаем рыбу, а это уже пятая, седьмая. (Смеется.) Из пойманных щук повара ресторанной компании Bellini, крупнейшей в Красноярске, готовили для всех пассажиров теплохода шедевральные щучьи котлеты с воздушным картофельным пюре. Рыбакам блюдо выносили с почетом, на красивых подносах. Честно скажу, вкуснее щучьих котлет я еще не ел. 

А в марте я был в Тыве. Очень интересное место. Холмы, переходящие в степь, огромные табуны лошадей по 8000 голов, юрты – и никакой связи с миром, сеть не ловит. Оживали перед глазами все прочитанные в детстве книжки про Чингисхана. Помню, как-то в дороге я посмотрел вокруг и спросил нашего гида Аяна: «Где мы, в России или Монголии?» «Да кто ж знает?» – улыбнулся он. В следующем году хотим махнуть на Лену, в Якутию, вот там я еще не был. 

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №160.

Фото на обложке: © пресс-служба LADOGA.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email