Tenuta dell’Ornellaia
Болгери, приморская Тоскана
- Сорта: каберне совиньон, каберне фран, мерло
- 20-25 лет средний возраст лоз
- 1981 – дата рождения Tenuta dell’Ornellaia
- 1982 – высадка виноградника
- 1988 – первый релиз Ornellaia
- 1998 – «Вино года» в топ-100 Wine Spectator
- 1999–2001 – продажа хозяйства Мондави
- 2002–2005 – продажа хозяйства Фрескобальди
I. Мечтатель и авантюрист: Лодовико Антинори
Младший брат Пьеро Антинори и представитель 26-го поколения одной из самых именитых винодельческих династий в мире, с 1385 года занимающейся винопроизводством, восхищался успешным опытом Sassicaia и, что логично, мечтал если не превзойти его, то хотя бы повторить. Правда, сначала он собирался заняться для семейной Marchesi Antinori Srl вином в Калифорнии, где тогда представлял вина компании, и сказать свое веское итальянское слово более популярным на тот момент французским и немецким выскочкам. Но идея завести что-то свое, отдельное от брата, вернула его в Италию – подтолкнуло знакомство с Андрэ Челищевым.
Точнее, сначала он попробовал некий зинфандель и был очарован элегантностью и бархатистостью его вкуса. Лодовико, не откладывая, встретился с виноделом, и они несмотря на разницу в возрасте сразу подружились – настолько оба оказались разносторонними и творческими людьми. Челищев посоветовал не тратить время на Калифорнию, а попробовать сделать нечто стоящее в Тоскане. Так Лодовико превратил наследное поместье в Болгери в винодельческое хозяйство.
Успех пришел быстро, в 1988 году, с первым же винтажом Ornellaia. Затем в поместье родилась вторая великая супертоскана – Masseto: случайно обнаружился участок с голубой глиной, отлично подходящей для мерло. Эта цепочка удач, скорость успеха и признания и погубила идею: Лодовико, как человеку увлекающемуся и творческому, стало скучно, он утратил смысл порыва, энтузиазм, страсть, стимул. И через 16 лет после рождения легенды компания ушла к Роберту Мондави. Сумма сделки осталась неназванной, но эксперты говорили о 35 млн долларов. Сегодня Лодовико Антинори признает, что его решение было ошибкой.
© Ornellaia
II. Крестный отец: Андрэ Челищев
В 1981 году, когда основоположнику современного американского виноделия было 80 лет, его пригласили консультантом в проект Лодовико Антинори в Болгери. Один из великих энологов XX века, эмигрировавший из России в Гражданскую войну, выучился на винодела во Франции. В 1938-м он перебрался в Калифорнию, где и прославился как ведущий независимый консультант. Сегодня его заповеди кажутся очевидными, но в то время их приходилось внедрять десятилетиями: контролировать температуру брожения и работать с новым дубом, грамотно проводить клональную селекцию, подвязку и подрезку, правильно использовать дрожжи.
Пик успеха Челищева пришелся на 70-е. Особенно на 1976 год, когда на знаменитой парижской дегустации под руководством Стивена Спурье два его питомца набрали наибольшее количество баллов: Château Montelena Chardonnay и Stag’s Leap Cabernet Sauvignon. Он один был как Университет Дэвиса, прямой и открытый миру, верный начатому делу. Его учение передавалось от винодела к виноделу, его приглашали повсюду: он консультировал по микробиологии Жана-Пьера Муэкса в Pétrus, по бочковой выдержке Николо Инчизу делла Рокетту для Sassicaia, по холодной ферментации Юбера Тримбаха в Эльзасе.
Проведя месяц в Тоскане, Андрэ Челищев объявил, что именно здесь настоящее винодельческое Эльдорадо, и здесь суждено родиться великим винам, которые прославятся на весь мир. Его выбором стали каберне совиньон и мерло.