Мальбек Мендоса – это лазерно четкая чистота сортовых оттенков, ансамбль красных ягод, дающих свежесть и питкость, спелых чёрных ягод и минеральности, дающей сложность и глубину. В России представлен винтаж 2016, и он еще очень и очень молод.
В линейке Mendoza в 2011 году появился каберне совиньон, в 2016-м — каберне фран. Мы отдельно винифицируем каберне фран с 2005 года. Сорт набирает популярность по мере освоения прохладной долины Уко. В отличие от Бордо здесь у него нет проблем с вызреванием, но из-за резко выросшего спроса его начали выпускать все подряд, и зачастую доверия к этим винам нет. Мы 12 лет экспериментировали, пока не дошли до идеальной формулы: 80% Уко, 20% Лухан-де-Куйо. С белыми сортами пока не определились.
Следующий шаг и другое измерение мальбека – ассамбляж Quimera. Здесь мальбек выступает как движущая сила бордоского бленда. Пожалуй, это самое нетерруарное вино в том смысле, что наконец появляется работа у нас, у энологов, ведь мы можем играть с ассамбляжем. Откуда такое странное название? Мы долго думали, пока кто-то не пошутил, что химера как нельзя лучше описывает это вино. Ассамбляж – это несбыточное желание винодела достичь идеала вина, которого не существует в природе. Химера в мифологии – «крылатое невиданное создание, сверкающее переливами перламутровых чешуек, словно трепещущий рой бабочек нес россыпь сверкающих каменьев.... И эти горящие каменья, перламутр, медь, искрящаяся шерсть и чешуя так дивно переливались при полете Химеры , что казалось, будто она летучее созвездие. Зверь-бабочка, змея и лев, сирена и коза – все в Химере было стремительно-нежданно и вместе с тем загадочно-бесцельно – одно вразрез другому» (по книге Я. Э. Голосовкера «Сказания о титанах». — Прим. ред.). Чем не ассамбляж?
Это лучшее вино бодеги по соотношению цены и качества – в два раза дороже чистого мальбека, демонстрирует куда большую сложность и комплексность. Составление бленда начинается на виноградниках, отбираются отдельные блоки, которые лучше выглядят в ассамбляже. Смешивание сортов происходит в несколько этапов и начинается уже на первых стадиях винификации. Мерло, который из бордоских сортов созревает первым, сразу с дробилки-гребнеотделителя идет в чан, где уже ферментируется мальбек. В Бордо все сорта винифицируют по отдельности, а у нас другой подход. Представьте себе Химеру, диковинное, но гармоничное существо, и Франкенштейна, скроенного из ошметков людей и животных. Бордо на ранней стадии страдает множественным расстройством личности, каберне и мерло пытаются перетянуть внимание на себя.
Третье измерение мальбека – это финки. Тот случай, когда сорт уступает сольную партию характеру виноградника. Долгое время существовало понятие, что в Новом Свете все виноградники одинаковые, это, конечно же, не так. У нас различия между лучшими крю сравнимы с бургундским – правда, на куда больших расстояниях.
© архив пресс-службы Achaval Ferrer
Особенности винификаций
Построенная в середине нулевых винодельня не впечатляет, никаких дизайнерских изысков или причудливых форм. Все минималистично и рационально. Внутри по большей части крупные цементные танки, чанов из нержавейки мало – по мнению Чипрессо, цемент лучше подходит для ферментации, лучше держит температуру, чем сталь. Единственное исключение – когда температура поднимается до 33 °C, для мальбека это многовато.
Список того, что делают на винодельне, короче, чем список запретов. Нет сульфитов на этапе поступления винограда, нет энзимов, нет ацидификации, нет температурного контроля (почти), нет длительной мацерации, нет рекинга, нет фильтрации. «Ленивое виноделие» – так называет свой стиль Сантьяго.
Наибольший объем работ приходится на виноградники. Один из ключевых элементов – подрезка лоз. Мендоса лежит выше большинства винодельческих регионов планеты и получает достаточное количество солнечного света, но в Achaval Ferrer хотят всеми способами усилить фотосинтез и смягчить танин, поэтому как побеги, так и только сформированные лозы открыты солнечным лучам. По этой же причине отказываются от защитных сеток, и несколько раз из-за этого упрямства град уничтожал значительную долю урожая.
Время сбора урожая – самый нервный период. Существенно поднимаются риски проливных дождей, урагана, града, поэтому командой сборщиков приходится управлять словно армией, отправляя в атаку и отступая там, где урожай уже не спасти. На винограднике в 8 га работают примерно 50 человек, обычно это жители бедных северных провинций или боливийцы. Примерно столько же человек на винодельне.
В 2011 году на сайте появилась русская фраза «Добро пожаловать!». Контрольный пакет акций компании перешел в SPI Group Юрия Шефлера, сегодня туда входит и наваррский проект Хулиана Чивите Pago de Arínzano. Основатели перешли на позиции консультантов, а новые владельцы пообещали не менять концепцию создания вин. Впрочем, некоторые изменения уже произошли: создан проект новой винодельни на месте существующей, в прошлом году куплен виноградник по соседству с финкой Белла Виста, слегка изменился дизайн, линейку мальбеков с отдельных виноградников теперь разливают в традиционные для Аргентины тяжелые бутылки. Но главное осталось неизменным – высочайшее качество и уникальный стиль мальбека со старейших виноградников в стране. За такое никаких денег не жалко.