Онлайн-ужины
При заказе онлайн гастрономических блюд, в которых так важна подача, есть проблема: до адресата блюдо может добраться в виде месива. Поэтому мы придумали формат, где каждое блюдо разделено на составляющие, которые гости сами собирают под чутким руководством шеф-повара. Одно блюдо – один пакет. Один пакет – несколько коробок: например, горячее, соус, дополнение к соусу, гарнир, украшения. Все красиво и понятно. И каждый клиент может почувствовать себя шеф-поваром.
Подготовка онлайн-ужина занимает много времени: сет из 5 блюд на 20 человек мы готовим с командой из 3–4 человек с восьми утра до четырех часов дня. А в восемь вечера мы созваниваемся в зуме с «гостями» и все вместе начинаем собирать блюда.
Онлайн-ужин – совсем другой формат работы, который даже нельзя сравнивать с обычным днем на кухне. Здесь ты должен правильно говорить, уметь держать аудиторию. Формат однозначно будет востребован и дальше. Это очень крутой экспириенс, особенно удобный, если вы и ваши друзья находитесь в разных городах или странах.
Работа с фермерами
В гастрономии мы всегда отталкиваемся от продукта. Некоторые фермеры даже выращивают что-то впервые специально для ресторанов White Rabbit Family: белую свеклу, козлобородник, съедобные цветы. Сейчас у нас уже большой пул проверенных поставщиков, с которыми мы заранее обсуждаем виды овощей и объемы.
Бывает, мы сами привозим интересные семена из-за границы и просим фермеров их высадить. Много и прогрессивных людей, которые общаются с американскими коллегами, прилетают на семенные биржи и потом предлагают интересные варианты, которые увидели там. Для повара счастье быть на связи с фермерами и влиять на процесс. Ты даешь обратную связь, а они прислушиваются и меняют что-то.
Социальные привычки
История про фермерские продукты и рестораны – для «сытых». Люди начнут ценить это, если почувствуют себя более финансово независимыми. Возьмем черную морковь на рынке: отличная за 200 рублей, а безвкусная импортная, но визуально идентичная, вдвое дешевле. Большинство купит ее.
Конечно, вопрос еще и в «начитанности» вкуса. В наши нулевые люди в ресторане заказывали котлеты с пюре, такой был запрос. Некоторые рестораторы на этом сделали отличный бизнес. Какие фермеры? Какие органические овощи? Никому это и в голову не приходило. Сейчас рестораны кардинально поменялись, там появилась интересная еда, сезонные продукты, необычные сочетания. Это синергия запросов потребителя и развития кухни.
Артем Гребенщиков
Bourgeois Bohemians, Санкт-Петербург
Гастрономический ресторан с уникальной концепцией «кухни для интеллектуалов»: сложные сочетания вкусов и постоянно обновляемое меню. BoBo, как ласково называют ресторан, – обладатель многих наград. Артем Гребенщиков признан лучшим шеф-поваром Санкт-Петербурга 2018 и 2019 годов по версии премии Where To Eat.
Артем Гребенщиков © архив пресс-службы ресторана BoBo
Сохранение концепции
Мы отказались от идеи заняться доставкой во время карантина. Много сил ушло на создание бренда BoBo и ощущения от проекта, поэтому нам не хотелось размывать это доставкой. Думаю, наши клиенты удивились бы, если бы мы вдруг начали делать бургеры или суши. По моему мнению, дать такое же качество еды, передать ее смысл с доставкой невозможно.
На карантине появилось время все проанализировать. Я понял, что в целом и в нашем бизнесе в частности человеческое общение играет очень важную роль. Постоянная гонка за новыми знаниями и навыками на самом деле никому не нужна.
Самое важное – нам удалось сохранить команду: часть временно трудоустроили в другие места, в пекарню например. Кто-то уехал домой. Но команду мы сохранили, зарплату выплачиваем.
Новое меню
Постоянное генерирование новых вкусов – основа нашей концепции, поэтому 60% меню обновлено, а 40% отдано хитам, от которых не можем отказаться, гости не поймут. В основе меню будут сезонные продукты, много овощей и фруктов. Будет десерт с пятью видами цитрусовых, листьями лимонной вербены и сорбетом из сметанного яблока, груша с орехом макадамии и мороженым из топленого масла.
В новом вечернем сете мы запустили ангусского бычка со сморчками и листьями горчицы, а из десертов – розовые сливы с сорбетом из листьев шисо – японского базилика. Новое меню очень плотно связано с травами Ленинградской области.
Из хитов остались гребешок с огурцом, дайконом, сливками и икрой сельди и маслом укропа, тартар из оленя c можжевеловым маслом. Из десертов, конечно, помело с карамелью, юдзу и мускатным орехом.