Art Russe: искусство на этикетке и в бутылке из Сент-Эмильона

Василий Расков

Автор

Андрей Ковалев

Фотографии

26 мая 2020

Дело художников-передвижников продолжает бизнесмен и меценат Андрей Филатов. Как случилось, что русская живопись советского периода перемещается по миру на бутылках бордоского гран крю?

Фонд Art Russe

Основан Андреем Филатовым в 2012 году. Миссия – популяризация русского искусства, созданного в период с 1917 по 1991 год. Позднее область интересов Фонда расширилась на досоветский и послесоветский период. Стоимость коллекции из более чем 400 произведений, по оценке Bloomberg, составляет $0,5 млрд. Фонд располагает крупнейшей коллекцией работ Николая Фешина, Виктора Попкова, Мая Данцига. Постоянное место экспозиции – галерея русского искусства в Beaulieu (Великобритания).

Илья Репин – звезда Instagram

Когда бутылка вина появляется в «сториз» Дэвида Бэкхема с подписью Thank you for the great wine, 60 миллионов человек начинают всматриваться в этикетку, сохранять в избранное и глотать слюну. Некоторые пойдут гуглить название. Но в гугле им выпадает вовсе не вино, а картина Ильи Репина «Манифестация 17 октября 1905 года». Здесь многие сломаются, но какой-то процент фанатов футбола из чистого упрямства или в результате продуктивной прокрастинации пойдет дальше и узнает, что Репин был гениальным русским художником и что в 1905 году Николай II даровал народам Российской империи первую конституцию.

Два-три человека даже докопаются до статьи Василия Розанова, где прочтут, что: «Репин, не замечая сам того, нарисовал «масленицу русской революции», карнавал ее, полный безумия, цветов и блаженства. <…> Да, это великий "щупальщик" существа человеческого, наш Репин. Его картины – и великолепная опера, и "тайное следствие" о том, что было и что есть на Руси».

Но таких пытливых умов – единицы, а большинство обывателей наткнется на чудовищный ляп Daily Mail, где будет написано, что Бэкхем ополовинил бутылку вина 1905 года урожая, стоимость которой оценивается в 2715 фунтов. Цифры, естественно, взяты с потолка. Однако мысль западет, что Бэкхем пил что-то чертовски эксклюзивное, связанное с русскими художниками. Но как попасть в Инстаграм Бэкхема? Ящиками Pétrus и жеробоамами Cristal уже никого не пронять.

Дэвид Бэкхем – известный ценитель fine wines, но фотографии конкретных бутылок в его инстаграмме появляются нечасто.

Достаточно следовать своим страстям и не бояться, что это кого-то эпатирует или кому-то покажется смешным. Так и поступает Андрей Филатов, российский предприниматель, коллекционер и меценат. Одна страсть – французское вино, а конкретнее – Правый берег Бордо, другая – русское и советское искусство периода с 1917 по 1991 год. Плод этих страстей – Château La Grace Dieu des Prieurs, небольшой замок в зоне Saint-Émilion Grand Cru, выпускающий ежегодно около 30 000 бутылок вина с двенадцатью разными этикетками. На этикетках работы из коллекции фонда Art Russe, основанного Филатовым в 2012 году.

«Моя главная задача – популяризация русского искусства, в особенности советского периода. Советский Союз был огромной империей, но там не только отправляли людей в космос и осваивали атом. Там тоже творили. Была великая музыка, был балет, но была и живопись, была скульптура, и они пока не очень известны в мире. С помощью французского вина мы это исправим».

Андрей Филатов

Фредерик Вольфле, шеф-сомелье ресторана Жоэля Робюшона отеля Métropole:

«Меня пленило качество вин, красота винтажа 2015. Картины русских художников на этикетках и старинная форма бутылки – все это тоже замечательно, это привлекает внимание гостей из России, которые часто останавливаются в нашем отеле».

Андрес Росберг, президент ASI:

«Все вина Art Russe прекрасны. Мне больше всего понравился 2016 год несмотря на его молодость. Сейчас 2014 более готовый. Но в 2016-м ярче ягодность и лучше интегрирован дуб, он интенсивнее. Ему нужно время, но это замечательное, убедительное вино. Искусство и вино часто идут рука об руку. И мне нравится форма бутылки. Хранить ее, наверно, непросто, так как все остальные бутылки другой формы. Но это во мне сомелье говорит. И все же она прекрасна!»

Исконный марьяж

Идея окружать вино и винопитие произведениями искусства пришла людям в голову примерно тогда же, когда родились виноделие и тяга к художественному творчеству. Килики, канфары, скифосы и ритоны, из которых пили вино греки, – это произведения искусства, украшенные сценами из мифов. Сегодня они законсервированы в музеях, а тогда были непосредственными участниками возлияний и жертвоприношений.

Средневековые серебряные кубки, облепленные драгоценными камнями, малахитовые и лазуритовые, сделанные из рога носорога или бивня нарвала, из венецианского, английского или богемского стекла, – все они были предназначены, чтобы радовать руку и глаз, подчеркивать статус, и в конечном счете повышать удовольствие от вина.

Ар-нуво породил последний всплеск прикладного искусства на службе вина, а затем наступила эпоха функциональных сосудов. Сегодня мы изящно раскручиваем вино в тонкостенном бокале, лишенном узора, чтобы выудить максимум аромата. Однако изобразительное искусство не сдало позиций, оно перекочевало на этикетки и в погреба.

Марк Альмерт, обладатель кубка Best Sommelier of the World 2019:

«Было очень интересно проследить историю винтажей коллекции Art Russe – 2014, 2015 и 2016. Наверное, 2015 сейчас наиболее привлекателен, демонстрирует лучший баланс ягодности и мощи. Любопытно проследить, как будут развиваться все три миллезима. Тем, кто готов постигать такие тонкие материи, как высокая кухня, великие вина и высокое искусство, проект Art Russe будет интересен сразу в нескольких сферах».

Этикетка как холст

Вторжение искусства на этикетки началось практически одновременно с mis en bouteilles au château – бутилированием вина на месте производства. Филипп Ротшильд начал эту авантюру в 1924 году. Он бросил вызов многовековой традиции, согласно которой вина бутилировал торговец в местах продажи. Ротшильд весь урожай разлил по бутылкам самостоятельно, а для привлечения внимания попросил сделать авангардную этикетку кубиста Жана Карлю. Правда, из-за Великой депрессии и Второй мировой войны пришлось прерваться на 20 лет, но с 1945 года по сей день Ротшильды приглашают художников для создания этикеток для каждого нового винтажа. Сальвадор Дали, Жоан Миро, Василий Кандинский, Марк Шагал, Пабло Пикассо, Бальтюс, Энди Уорхол, Илья Кабаков, Джефф Кунс, Аниш Капур – список впечатляет.

У барона было множество последователей. Риоханская бодега Altanza свои гран ресервы обклеивала шедеврами испанской живописи, отстегивая немалые суммы обладателям прав. Миро и Пикассо пустили в ход карандаши и кисти во славу калифорнийской винодельни Kenwood. Андре Массон и Рой Лихтенштейн рисовали этикетки для Champagne Taittinger. Гюнтер Грасс и Фриденсрайх Хундертвассер ставили автографы на Casanuova di Nittardi Vigna Doghessa.

Все эти истории объединяет одно – виноделы приглашают художников, чтобы привлечь внимание публики к своим винам и повысить их эстетическую ценность. Купить замок в зоне Saint-Émilion Grand Cru, чтобы привлечь внимание к искусству определенной эпохи, – так еще не делал никто. Это больше похоже на оммаж художникам-передвижникам, чем на бизнес-идею, паразитирующую на искусстве. Каталог выставки колесит по миру вместе с ящиками вина и контрабандой попадает к финансовой элите на стол, к селебрити в Instagram. Бутылки Château La Grace Dieu des Prieurs медийны. Ленин на броневике и надпись Saint Émilion Grand Cru вызывают более острые и противоречивые чувства, чем рисунок обнаженной груди на этикетке Мутона.

Арт-погреб

Трансформация погреба в выставочное пространство – тренд 21-го века. Ему следуют самые престижные замки Бордо, дома Шампани, лучшие винодельческие хозяйства Тосканы и Ломбардии, Калифорнии и Риохи. Взять хоть Castello di Ama в Кьянти Классико или погреба-каменоломни Vranken-Pommery в Реймсе. Бочки, чаны, пюпитры соседствуют с произведениями выдающихся художников современности.

Винодельня – идеально вписанная в пейзаж или выступающая из него инопланетным объектом – вошла в зону интереса современной архитектуры. Здания для виноделен проектировали такие корифеи, как Фрэнк Гэри (Marqués de Riscal), Норман Фостер (Bodegas Portia), Сантьяго Калатрава (Bodegas Ysios), Заха Хадид (R. López de Heredia), Смилян Радич (Vik), Кристиан де Портзампарк (Château Cheval Blanc).

Филатов использовал и этот ход. Приобретя права на замок Château La Grace Dieu des Prieurs в 2013 году, он первым делом пригласил известного архитектора Жана Нувеля, лауреата Притцкеровской премии, автора Нового Лувра в Абу-Даби и Института арабского мира в Париже. Собрав техническую информацию о количестве и объеме чанов и бочек, Нувель спроектировал что-то вроде шахты для космического корабля, уходящей на несколько уровней вглубь.

Проблема была только одна: вся зона Сент-Эмильона – объект культурного наследия ЮНЕСКО. Пришлось добиваться разрешения на строительство в парижской штаб-квартире ЮНЕСКО. Филатов пообещал, что исторический ландшафт с имеющимися зданиями останется нетронутым. «Для искусства границы проницаемы, Россия и Франция веками оказывали друг на друга влияние – и в архитектуре, и в литературе, и в виноделии. Благодаря Александру II в Шампани появилась категория кюве престиж. Прозрачная бутылка Cristal с плоским дном до сих пор напоминает, что российский император опасался бомбы в вине».

Он сказал «Поехали!»

Когда созрел первый винтаж обновленного Château La Grace Dieu des Prieurs (2014), погреб-ракета был уже готов. В нем поселился психоделический Гагарин – репродукция красочной картины Анатолия Ганкевича, причудливо отраженная в сияющих цилиндрах, расставленных по кругу. Это цех ферментации. Размер и количество чанов соответствует площади виноградника – около 9 га. Расширения не предвидится.

Уровнем ниже – баррикайя с контролем температуры и влажности, рассчитанная на выдержку трех винтажей: два зреют в бочках, третий доходит в бутылках. Замок производит только одно вино. В погребе только один тип бочек, что вообще не характерно для Бордо, где принято пользоваться услугами десятка бондарен. Это Radoux Blend, бочки с самой мелкопористой древесиной, обеспечивающие очень плавное развитие вина.

«Я просто хочу сделать лучшее вино в мире. Стоит ли желать меньшего? Наши виноградники соседствуют с виноградниками Château Cheval Blanc. Достаточно реализовать имеющийся потенциал».

Реализует потенциал Луи Митжавиль, энолог-консультант, сын Франсуа Митжавиля, наследник культового сентэмильонского Château Tertre Roteboeuf. Философия Митжавилей уникальна для Бордо, где по умолчанию считается, что в великом вине структурные элементы важнее эфемерных и вечно меняющихся ароматов. Глубина винтажей Tertre Roteboeuf, уходящая к началу 1980-х, доказывает, что иной тип бордо, где баланс выстроен на ягодной концентрации и бесшовной текстуре тоже способен к длительному развитию. Если танины спелые и гладкие, вино воспринимается как более свежее, даже если у него не супервысокая кислотность, считает Митжавиль. По его мнению, потенциал развития таких вин ничуть не меньше, чем у классики.

Если в трех словах описать стиль, на который делает ставку Филатов, – это пышность, свежесть, глубина. Когда задана философия, становится понятно, что нужно делать на винограднике. Луи Митжавиль постепенно трансформировал гуйо в нетипичный для Бордо кордон – ствол с постоянной горизонтальной частью. При подрезке по типу гуйо постоянным остается только штамб, столбик, и каждый год для плодоношения оставляется прошлогодний побег. По опыту Митжавилей такой тип подрезки дает слишком большую урожайность, но грозди зреют неравномерно. Кордон – способ контроля урожайности на стадии завязи ягод. Митжавиль не делает зеленого сбора и считает эту концепцию ошибочной. Равномерность созревания всех гроздей в течение сезона позволяет оттягивать сбор как можно глубже в осень и добиваться максимальной спелости танинов без потери свежести ароматов.

Второе новшество Митжавиля на винограднике – высокая крона, обеспечивающая более интенсивный фотосинтез. Цель та же – добиться максимальной физиологической зрелости винограда и, соответственно, качества текстуры.

Луи Митжавиль и Лоран Проспери

Винтажи

В продаже и сегодня можно найти вина La Grace Dieu des Prieurs прежней эпохи, они как раз начали сглаживаться. Это добротный, аскетичный олдскул. Первый винтаж Митжавиля – 2014, здесь уже работает новая концепция зрелости, но еще не трансформирован сам виноградник, к тому же год был в меру прохладным и дождливым, вина получились изящными, ароматичными, но без той полноты и бархата, к которым стремится замок. На этикетках 2014-го больше узнаваемой классики XIX века, чем малоизвестных авторов советской поры. Пристрелка шла через Васнецова, Репина, Рериха, Врубеля, Серова.

Первым концептуальным урожаем обновленного шато стал 2015-й, выдающийся год в Бордо, равновеликий 2010-му и 2009- му. Взрывная ягодность, чарующие пряности, сочная, струистая, бархатная плоть. Среди этикеток этого винтажа столпы советской живописи, мастодонты, пережившие Вторую мировую, распад Союза, лихие 90-е, тучные нулевые и они еще живы и продолжают творить. Братья Ткачёвы, у которых солнца и хрустального воздуха столько, сколько никогда не случалось в Бордо, вошли в коллекцию 2015 работой «Утро» 1965-го года. Сергею Ткачёву 97 лет, Алексею Ткачёву 94.

2016-й, еще один выдающийся винтаж Бордо, бутилирован, дозревает в космической капсуле. 2017-й, год столетия русской революции, не дал урожая. Язык морозного воздуха зашел на виноградник La Grace Dieu des Prieurs аккурат после цветения и не оставил ни одной ягоды. Весь сезон лоза стояла пустая. 2018-й и 2019-й еще в барриках Radoux Blend.

Коллекция 2015

«Я хочу, чтобы, выпив вино, люди не выбрасывали бутылку. Даже пустая она привлечет внимание». Форма у этой бутылки не бордоская, какая-то коренастая, широкая, слегка расходящаяся в плечах. Филатов хотел отличаться даже в этом – и в разнокалиберной коллекции антикварных бутылок Бордо нашел то, что искал – бутылку, на которой лучше видна этикетка.

Помимо грандиозного портрета российского общества накануне революции 1905 года работы Репина и безмятежной солнечной пасторали братьев Ткачёвых, в коллекции Art Russe 2015 ещё десять шедевров русской живописи.

Хронологически первый – «Бал-маскарад в Париже» Константина Коровина, находившегося под большим влиянием французских импрессионистов. Это не просто реверанс в сторону французской живописи, но и напоминание о том, что многие русские художники в советское время работали за пределами России.

Самым вирусным зарядом для соцсетей обладает, пожалуй, «Серп и молот» Гелия Коржева. Этот сюжет художник повторял множество раз, в том числе в постсоветский период, то ли возвращая символы советской эпохи в обыденный предметный ряд, то ли, наоборот, подчёркивая могучую силу образа.

Снова на этикетке Рерих с христианскими мотивами – «И мы продолжаем лов» (1922), – поднимающийся над рождением и гибелью империй к более важным вопросам. 

В этом же ряду «Партизанская баллада» (1969) Мая Данцига по мотивам рубенсовского «Отцелюбия римлянки» (ок. 1612), которая обыгрывает древнейший сюжет. На одной из уцелевших фресок Помпей изображена девушка, кормящая грудью старика. На опальной картине Данцига, ни разу не выставлявшейся в советское время, «белорусская земля вскармливает партизан».

«Богоматерь» (1912) Петрова-Водкина кротко простирает ладони над ужасами этого мира. Это бутылка-оберег. Даже если она опустеет, рука не поднимется отправить ее в мусорку. «Дорога к храму» (2005) Петра Оссовского, умершего в 2015-м на 91 году жизни в пору верезона в Сент-Эмильоне, тоже надолго задержится в сервантах.

В коллекции 2015 года есть и советский мейнстрим. Например, «Колхозный базар» (1937) Федота Сычкова, которому дела нет до мясорубки репрессий, потому что ему интереснее малиновые и жёлтые пятна вечера и сцена невинного сельского флирта.

Или «Письмо с фронта» (1947) Александра Лактионова – картина, вызвавшая бурю восторга у публики и получившая одобрение вождя народов.

Есть в этом ряду и «Натюрморт с пионами» (1931) обласканного властью Герасимова, ведущего художника соцреализма, воспитавшего несколько поколений советских художников, четырежды лауреата Сталинской премии. Это не пионы, а границы дозволенного. И на контрасте – «суровый стиль» Виктора Попкова, «Отражение в окне. Автопортрет» (1963). Синяя ночь, стремление к свежему воздуху и птицей в клетке душа.

Завершает коллекцию Art Russe 2015 «Тревога» (1980) Мая Данцига, выдающегося белорусского художника, ушедшего на 87-м году жизни, когда винтаж 2015 завершал выдержку в бочках. На картине спешно покинутая «Ленинская комната», проигранная партия в шахматы, невозмутимый бюст вождя, недописанное письмо, разворошенная сквозняком газета «Правда».

1/4

На пуантах

В коллекции этикеток 2016 года выделяется статуэтка балерины Галины Улановой. Это первая скульптура в череде картин. И первая этикетка, которая связывает воедино изобразительное искусство, музыку и балет. Скульптор Елена Янсон-Манизер (1890–1971) изобразила Уланову в роли Одетты в «Лебедином озере» Чайковского. Увеличенная бронзовая копия Улановой-Одетты стоит перед Музеем танца в Стокгольме.

Двум художникам дано больше пространства на этикетках La Grace Dieu des Prieurs винтажа 2016. Николай Фешин представлен картинами «Обнаженная», «Чай в Санта-Моника», «Друзья» и портретом гравера Уильяма Уотса. Три этикетки отданы мощным образам Гелия Коржева: «Прачка», «Беженец», «Возвращение». Советский мейнстрим снова представлен натюрмортом Александра Герасимова. В коллекции представлены «Урожай» Виктора Иванова, «Крестьяне» Гавриила Горелова и «Автобусная остановка» Алексея Грицая.

Фонд Андрея Филатова постоянно пополняется. Перед ним стоит задача собирать по аукционам и частным коллекциям около 12 полотен ежегодно. Возможно, нам с вами выпало стать свидетелями начала самого грандиозного перформанса русской живописи советского периода. И это нужно прежде всего не миру, а нам с вами, чтобы этот период принять и переосмыслить.

Где найти коллекцию Art Russe

  • Яхт-клуб Монако, Yacht Club de Monaco
  • Шоу-рум Maybach Icons of Luxury Velten Zein гоночной трассы Нюрбургринг (Германия)
  • Ресторан La Petite Maison de Nicole (Ницца)
  • Рестораны Янника Аллено в Париже, Марракеше, Тайбэе, Дубае, Пекине
  • Ресторан «1947» (Куршевель)
  • Рестораны отеля Palace Les Airelles 5* (Куршевель)
  • Ресторан отеля Le Lana 5* (Куршевель)
  • Ресторан отеля Le Chalet de Courchevel 5* (Куршевель)
  • Рестораны отеля Le Palace Le Barriere des Neiges 5* (Куршевель)
  • Ресторан Le Tremplin de Courchevel (Куршевель)
  • Ресторан Жоэля Робюшона в отеле Métropole (Монтекарло)
  • Ресторан Le Jardin des Plumes (Живерни)
  • Ресторан Pavillon Ledoyen (Париж)
  • Ресторан Restaurant des Rois в отеле La Réserve de Beaulieu (Больё-Сюр-Мер)
  • Ресторан гранд-отеля Cala Rossa (Порто-Веккьо)

Андрей Филатов

Российский бизнесмен, 93-е место (2019) в списке Forbes богатейших людей России с оценкой состояния $1,1 млрд. Ключевой актив – оператор железнодорожных перевозок Globaltrans. В 2012 году организовал поединок Бориса Гельфанда и Вишванатана Ананда за звание чемпиона мира по шахматам, обеспечив призовой фонд $2,55 млн. В 2014 году стал президентом Российской шахматной федерации и вице-президентом FIDE. На свои средства отреставрировал музей шахмат на Гоголевском бульваре, 14 в Москве, который открыл свои двери для посетителей в сентябре 2014 года. С 2016-го капитан и старший тренер сборной России по шахматам. В 2019-м под его началом мужская сборная по шахматам вернула себе титул чемпиона мира. С 2012 года коллекционирует работы российских художников XIX– XX веков.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №130.

  • Василий Расков

    Автор

    Андрей Ковалев

    Фотографии

  • 26 мая 2020

Подпишитесь
на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari