Винтажи
В продаже и сегодня можно найти вина La Grace Dieu des Prieurs прежней эпохи, они как раз начали сглаживаться. Это добротный, аскетичный олдскул. Первый винтаж Митжавиля – 2014, здесь уже работает новая концепция зрелости, но еще не трансформирован сам виноградник, к тому же год был в меру прохладным и дождливым, вина получились изящными, ароматичными, но без той полноты и бархата, к которым стремится замок. На этикетках 2014-го больше узнаваемой классики XIX века, чем малоизвестных авторов советской поры. Пристрелка шла через Васнецова, Репина, Рериха, Врубеля, Серова.
Первым концептуальным урожаем обновленного шато стал 2015-й, выдающийся год в Бордо, равновеликий 2010-му и 2009- му. Взрывная ягодность, чарующие пряности, сочная, струистая, бархатная плоть. Среди этикеток этого винтажа столпы советской живописи, мастодонты, пережившие Вторую мировую, распад Союза, лихие 90-е, тучные нулевые и они еще живы и продолжают творить. Братья Ткачёвы, у которых солнца и хрустального воздуха столько, сколько никогда не случалось в Бордо, вошли в коллекцию 2015 работой «Утро» 1965-го года. Сергею Ткачёву 97 лет, Алексею Ткачёву 94.
2016-й, еще один выдающийся винтаж Бордо, бутилирован, дозревает в космической капсуле. 2017-й, год столетия русской революции, не дал урожая. Язык морозного воздуха зашел на виноградник La Grace Dieu des Prieurs аккурат после цветения и не оставил ни одной ягоды. Весь сезон лоза стояла пустая. 2018-й и 2019-й еще в барриках Radoux Blend.
Коллекция 2015
«Я хочу, чтобы, выпив вино, люди не выбрасывали бутылку. Даже пустая она привлечет внимание». Форма у этой бутылки не бордоская, какая-то коренастая, широкая, слегка расходящаяся в плечах. Филатов хотел отличаться даже в этом – и в разнокалиберной коллекции антикварных бутылок Бордо нашел то, что искал – бутылку, на которой лучше видна этикетка.
Помимо грандиозного портрета российского общества накануне революции 1905 года работы Репина и безмятежной солнечной пасторали братьев Ткачёвых, в коллекции Art Russe 2015 ещё десять шедевров русской живописи.
Хронологически первый – «Бал-маскарад в Париже» Константина Коровина, находившегося под большим влиянием французских импрессионистов. Это не просто реверанс в сторону французской живописи, но и напоминание о том, что многие русские художники в советское время работали за пределами России.
Самым вирусным зарядом для соцсетей обладает, пожалуй, «Серп и молот» Гелия Коржева. Этот сюжет художник повторял множество раз, в том числе в постсоветский период, то ли возвращая символы советской эпохи в обыденный предметный ряд, то ли, наоборот, подчёркивая могучую силу образа.
Снова на этикетке Рерих с христианскими мотивами – «И мы продолжаем лов» (1922), – поднимающийся над рождением и гибелью империй к более важным вопросам.
В этом же ряду «Партизанская баллада» (1969) Мая Данцига по мотивам рубенсовского «Отцелюбия римлянки» (ок. 1612), которая обыгрывает древнейший сюжет. На одной из уцелевших фресок Помпей изображена девушка, кормящая грудью старика. На опальной картине Данцига, ни разу не выставлявшейся в советское время, «белорусская земля вскармливает партизан».
«Богоматерь» (1912) Петрова-Водкина кротко простирает ладони над ужасами этого мира. Это бутылка-оберег. Даже если она опустеет, рука не поднимется отправить ее в мусорку. «Дорога к храму» (2005) Петра Оссовского, умершего в 2015-м на 91 году жизни в пору верезона в Сент-Эмильоне, тоже надолго задержится в сервантах.
В коллекции 2015 года есть и советский мейнстрим. Например, «Колхозный базар» (1937) Федота Сычкова, которому дела нет до мясорубки репрессий, потому что ему интереснее малиновые и жёлтые пятна вечера и сцена невинного сельского флирта.
Или «Письмо с фронта» (1947) Александра Лактионова – картина, вызвавшая бурю восторга у публики и получившая одобрение вождя народов.
Есть в этом ряду и «Натюрморт с пионами» (1931) обласканного властью Герасимова, ведущего художника соцреализма, воспитавшего несколько поколений советских художников, четырежды лауреата Сталинской премии. Это не пионы, а границы дозволенного. И на контрасте – «суровый стиль» Виктора Попкова, «Отражение в окне. Автопортрет» (1963). Синяя ночь, стремление к свежему воздуху и птицей в клетке душа.
Завершает коллекцию Art Russe 2015 «Тревога» (1980) Мая Данцига, выдающегося белорусского художника, ушедшего на 87-м году жизни, когда винтаж 2015 завершал выдержку в бочках. На картине спешно покинутая «Ленинская комната», проигранная партия в шахматы, невозмутимый бюст вождя, недописанное письмо, разворошенная сквозняком газета «Правда».
На пуантах
В коллекции этикеток 2016 года выделяется статуэтка балерины Галины Улановой. Это первая скульптура в череде картин. И первая этикетка, которая связывает воедино изобразительное искусство, музыку и балет. Скульптор Елена Янсон-Манизер (1890–1971) изобразила Уланову в роли Одетты в «Лебедином озере» Чайковского. Увеличенная бронзовая копия Улановой-Одетты стоит перед Музеем танца в Стокгольме.
Двум художникам дано больше пространства на этикетках La Grace Dieu des Prieurs винтажа 2016. Николай Фешин представлен картинами «Обнаженная», «Чай в Санта-Моника», «Друзья» и портретом гравера Уильяма Уотса. Три этикетки отданы мощным образам Гелия Коржева: «Прачка», «Беженец», «Возвращение». Советский мейнстрим снова представлен натюрмортом Александра Герасимова. В коллекции представлены «Урожай» Виктора Иванова, «Крестьяне» Гавриила Горелова и «Автобусная остановка» Алексея Грицая.
Фонд Андрея Филатова постоянно пополняется. Перед ним стоит задача собирать по аукционам и частным коллекциям около 12 полотен ежегодно. Возможно, нам с вами выпало стать свидетелями начала самого грандиозного перформанса русской живописи советского периода. И это нужно прежде всего не миру, а нам с вами, чтобы этот период принять и переосмыслить.
Где найти коллекцию Art Russe
- Яхт-клуб Монако, Yacht Club de Monaco
- Шоу-рум Maybach Icons of Luxury Velten Zein гоночной трассы Нюрбургринг (Германия)
- Ресторан La Petite Maison de Nicole (Ницца)
- Рестораны Янника Аллено в Париже, Марракеше, Тайбэе, Дубае, Пекине
- Ресторан «1947» (Куршевель)
- Рестораны отеля Palace Les Airelles 5* (Куршевель)
- Ресторан отеля Le Lana 5* (Куршевель)
- Ресторан отеля Le Chalet de Courchevel 5* (Куршевель)
- Рестораны отеля Le Palace Le Barriere des Neiges 5* (Куршевель)
- Ресторан Le Tremplin de Courchevel (Куршевель)
- Ресторан Жоэля Робюшона в отеле Métropole (Монтекарло)
- Ресторан Le Jardin des Plumes (Живерни)
- Ресторан Pavillon Ledoyen (Париж)
- Ресторан Restaurant des Rois в отеле La Réserve de Beaulieu (Больё-Сюр-Мер)
- Ресторан гранд-отеля Cala Rossa (Порто-Веккьо)
Андрей Филатов
Российский бизнесмен, 93-е место (2019) в списке Forbes богатейших людей России с оценкой состояния $1,1 млрд. Ключевой актив – оператор железнодорожных перевозок Globaltrans. В 2012 году организовал поединок Бориса Гельфанда и Вишванатана Ананда за звание чемпиона мира по шахматам, обеспечив призовой фонд $2,55 млн. В 2014 году стал президентом Российской шахматной федерации и вице-президентом FIDE. На свои средства отреставрировал музей шахмат на Гоголевском бульваре, 14 в Москве, который открыл свои двери для посетителей в сентябре 2014 года. С 2016-го капитан и старший тренер сборной России по шахматам. В 2019-м под его началом мужская сборная по шахматам вернула себе титул чемпиона мира. С 2012 года коллекционирует работы российских художников XIX– XX веков.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №130.