My default image
Дарья Тхор: «У людей из мира вина своя философия, и это не совсем про деньги»
ГлавнаяЛюдиИнтервьюДарья Тхор: «У людей из мира вина своя философия, и это не совсем про деньги»

Дарья Тхор: «У людей из мира вина своя философия, и это не совсем про деньги»

erid: LjN8K2M2Z

«Вино начинается на винограднике» – не совсем верное суждение, ведь посадке саженцев предшествует кропотливая работа в питомнике. Годами российские хозяйства закупались в Европе, но в последнее время все больше игроков присматриваются к отечественному рынку. И все благодаря таким энтузиастам, как Дарья Тхор, которая с 2020 года вместе с испанскими коллегами развивает питомник «Альма Витис». Она рассказала SWN о том, как с нуля создала компанию, поставляющую виноделам Крыма и других регионов саженцы европейского уровня.

Когда-нибудь думали, что судьба приведет вас на виноградники?

Ничего не предвещало! Я не мечтала стать аграрием, хотя родилась и выросла на юге. Ставропольский край – житница злаковых культур, в регионе много фермеров, но я не особо восхищалась этой работой, видела себя в большом городе. Мне очень нравилось учить языки, я грезила жизнью за границей и двигалась в этом направлении. После школы поступила в Санкт-Петербургский государственный экономический университет, закончила факультет бухгалтерского учета и аудита. Работала по профессии, учила языки, шаг за шагом приближалась к карьере в «Большой четверке».

Затем я начала работать в компании по продаже сельскохозяйственной техники совместно с итальянскими и испанскими фабриками. Мы среди прочего поставляли оборудование российским виноделам. В 2016-2017 годах мне стало ясно, что винодельческая индустрия активно развивается и в России. Я начала знакомиться с игроками отечественного рынка – из разговоров с ними узнала, что им регулярно не хватает посадочного материала.

Дарья Тхор. Фото: © Alma Vitis

Дарья Тхор. Фото: © Alma Vitis

И в это же время на одной из выставок познакомилась с владельцами европейского питомника – они сказали, что давно мечтают выйти на российский рынок, знают, как у нас все стремительно развивается. Тут начали сходиться сферы моих личных интересов и рабочих.

Но я сразу предупредила, что у меня нет агрономического образования. Они же в ответ – мы тебя всему научим, приезжай к нам, живи, учись, сколько потребуется!

Они были воодушевлены идеей поработать со мной, я же видела в этом проекте возможность помочь стране, стать причастной к развитию нашего виноделия. Мы начали работать в 2018 году: я приехала в Испанию и много времени проводила в питомнике, чтобы понять, как выращиваются саженцы, знакомилась с владельцами других питомников, подчеркивала их конкурентные преимущества.

Фото: © Alma Vitis

Фото: © Alma Vitis

Сколько времени это заняло?

Пару лет я училась, а заодно помогала делать поставки на российский рынок. Я как-то заглянула к одному из наших клиентов, чтобы проверить, как развиваются европейские саженцы, которые мы им продали, и мы разговорились. Пришли к выводу, что Россия сильно нуждается в посадочном материале, собственных питомников почти нет. И тут мы начали фантазировать: а почему бы не открыть питомник в России, что для этого нужно? Выяснилось, что в целом у нас есть все необходимые возможности. Объединили силы – мои, его и испанских коллег из Viveros de vides Plantvid. Не рассчитывали на стремительный успех, хотели просто попробовать.

Фото: © Alma Vitis

Фото: © Alma Vitis

Существует ли принципиальная разница между саженцами из европейского и российского питомника. У людей есть некоторая фиксация на том, что все западное – априори лучше. Заблуждаются ли они?

Технологически процесс один и тот же. Но есть важное различие. Европейцы без остановки делают саженцы уже десятки лет, соответственно, они накопили больше опыта, и их наука впереди. Мы успешно начинали развивать индустрию, но потом остановились на несколько десятилетий и вот только сейчас ее восстанавливаем. Мы потеряли время, и все, что нам приходится делать, – перенимать опыт западных коллег, переносить его на российские реалии, климатические и почвенные условия.

А как вообще делается саженец? Расскажите на пальцах.

Чтобы получился саженец, растение с листиками и корнями, нужно взять два черенка: один подлиннее – подвой, другой покороче – привой. Подвой подбирается исходя из почвенных условий, а привой – это почка того сорта, который необходимо вырастить. Например, вы хотите высадить мерло: у вашего участка есть определенные характеристики, с их учетом вы подбираете подвой (они тоже бывают разных сортов), привой сорта мерло, и наша задача – срастить их, чтобы они стали единым целым, чтобы у саженца появились корни и прирост. Только после этого его можно пересаживать на действующий виноградник.

Фото: © Alma Vitis

Фото: © Alma Vitis

Прививка делается прививочными машинками, одинаковыми что в Европе, что в России, одинаково потом становится в камеру стратификации, а затем высаживается в поле для вегетации и укоренения.

Но черенки, выращенные в Испании и России, все равно будут отличаться. Вегетационный период в России чуть короче. Если испанцы высаживают свои саженцы в начале апреля, то мы это делаем не раньше начала мая, так как у нас еще недостаточно прогреты земля и воздух в апреле. В Европе могут выкапывать саженцы в декабре и даже январе; мы же должны это сделать до конца ноября, ведь потом начнутся морозы.

В России в настоящее время первичный материал чаще всего заготавливается с действующих виноградников. Проводятся лабораторные анализы, чтобы оценить его здоровье. Но по-хорошему это должен быть не просто виноградник, а маточники привоя, которых у нас почти нет. Задачи виноградника и маточника различны: у одного – дать хороший урожай, у другого – качественный материал для размножения.

Фото: © Alma Vitis

Фото: © Alma Vitis

Маточники подвоя можно создать – это не проблема, но нужно время. Мы совсем недавно занялись вопросом, теперь надо подождать 3-4 года, и тогда сможем использовать в работе собственные черенки подвоя.

А с автохтонами вы работаете?

Конечно, и на них большой запрос. Как можно, находясь в Крыму, на родине многих интересных сортов, не предлагать местный продукт! Виноделы не выращивают поголовно каберне совиньон, мерло и шардоне, смотрят в сторону чего-то оригинального – это радует. В прошлом и в этом году мы сделали бастардо магарачский, кокур, кефесию – этот базовый материал берем у «Массандры», отбираем лучшие участки.

Активно ли винодельни присматриваются к локальным саженцам?

Есть два лагеря клиентов. Одни не готовы и по-прежнему доверяют только европейским питомникам. Я их прекрасно могу понять: с чего это они будут доверять, если они никогда не видели и не пробовали российский продукт. Нужно время, чтобы люди убедились в качестве.

Фото: © Alma Vitis

Фото: © Alma Vitis

Но есть и клиенты, которые нам доверяют. Они в любой момент могут приехать в гости и посмотреть, как развиваются саженцы, в каких условиях они содержатся. Когда ты работаешь с европейским поставщиком, ты делаешь заказ онлайн и получаешь коробки. Импорт посадочного материала – сложный вопрос с точки зрения логистики, плюс нужно много разрешений, пройти несколько проверок, что влияет на ценник. Российский продукт получается доступнее.

Тем, кто еще с нами не работает, надо перестать бояться и начать поддерживать локальных поставщиков. Здесь можно провести аналогию с вином. Обыватель придет в винотеку и скажет: с чего это я буду пить российское вино, здесь отроду не делали качественный продукт, а вот французы давно набили руку! Но в таком случае мы не сдвинемся с места, кто-то должен принимать активные действия. До сих пор даже среди моего окружения много людей, кто еще не знаком с российским вином. Надо начинать с себя и менять ситуацию!

Фото: © Alma Vitis

Фото: © Alma Vitis

И, конечно, надо больше питомников. Те, что есть сейчас, покрывают менее 20% потребности. Я радуюсь, что каждый год появляются новые питомники. Это здоровая конкуренция, плюс рынок настолько большой, что пройдет еще много лет, прежде чем мы начнем биться за клиентов.

Стартовый посадочный материал – база для молодых хозяйств. Вы же новички в бизнесе. Какие гарантии вы даете своим клиентам?

Те же, что дают европейские питомники. В первую очередь это высокий процент приживаемости.

Как только мы передали материал, начинается ответственность виноградаря – ведь важно, как он посадит лозы, в какую почву, правильно ли он подобрал сорта, как часто он будет поливать, удалять сорняки. В договоре мы прописываем, что при соблюдении элементарных условий 95-98% саженцев приживутся. Если по итогу приживаемость составит менее этого количества, мы за свой счет компенсируем потери. Мы всегда рядом с клиентами, часто после высадки материала приезжаем понаблюдать за виноградниками, дать советы.

Фото: © Alma Vitis

Фото: © Alma Vitis

А государство как-то помогает?

Да, оно активно способствует тому, чтобы преференция отдавалась отечественному продукту. Хочешь – трать деньги на импортную продукцию, но в то же время, покупая российскую, ты можешь вернуть значительную сумму. Есть масса субсидий: на покупку саженцев, установку шпалер и даже уходовые работы. Власти заинтересованы в том, чтобы площадь виноградников увеличилась.

Если ты небольшой фермер – у тебя всего 5 га, и тебе нужно 20 тыс. саженцев, – привезти из-за границы их сложно, так как транспортное средство, например, вмещает 150-180 тыс. Доставка выходит дорогой. Выгоднее купить в России. Наша идея с испанцами заключалась в том, чтобы люди могли купить те же европейские саженцы, но без проблем с доставкой. Мы стараемся прийти на 100% к их качеству, используя их секреты производства.

Фото: © Alma Vitis

Фото: © Alma Vitis

Насколько стремительно растет рынок?

Виноградников появляется все больше, рынок растет с космической скоростью. Мы это видим по запросам, которые к нам поступают, и по питомникам, которых становится все больше ежегодно. Люди видят в этом перспективу, и они правы.

Виноделы с опытом наращивают площади, растет число небольших хозяйств. Если бы мы обрабатывали все заявки, которые к нам поступают, мы бы ежегодно удваивались: только в этом году заказов поступало на 1 млн саженцев. Сейчас мы делаем 500 тыс. прививок. Планы увеличиваться у нас есть, но потолок я ставлю в 1,5 млн прививок – выше прыгать не хотим. На мой взгляд, это не тот продукт, в котором можно постоянно масштабироваться. Это штучный товар, требующий очень бережной ручной работы. Есть куда расти, но мы не спешим. Главная задача – поддерживать высокое качество.

Фото: © Alma Vitis

Фото: © Alma Vitis

Что-то мешает развитию?

Нехватка кадров – один из факторов. Мало агрономов, очень сложно найти виноградарей – как небольшим, так и крупным хозяйствам. Люди уходят, текучка страшная, работать никто не хочет. Очень много ручного труда – на это нужно много средств, много людей. И нужны профессионалы с определенным набором навыков. Решается эта проблема постепенно, медленно.

Нужно среди молодежи поднимать интерес к профессии, к сельскому хозяйству в целом. Никто особо не рвется в поле, жить в деревне, все стараются попасть в большие города. Надо показать, что сельское хозяйство активно развивается, что там можно зарабатывать деньги и все не так скучно, как кажется.

В этом году у нас получилось небольшое сотрудничество с Крымским федеральным университетом: мне удалось познакомиться со студентами, которые в будущем смогут стать моими коллегами или сотрудниками. В этом году КФУ отремонтировал свой прививочный комплекс – ребята практикуются и на выходе будут готовы сразу приступить к работе.

Фото: © Alma Vitis

Фото: © Alma Vitis

Ваш проект – он же наверняка не только про деньги. Чем с философской точки зрения вас привлекает эта работа?

Да, в сельском хозяйстве деньги зарабатываются очень непросто. Что меня привлекает? Во-первых, мне приятно быть причастной к развитию отрасли. Я уверена, что однажды Россия будет стоять на полках по всему миру, на это просто нужно время. Мне очень хочется создать продукт, который будет произведен полностью в России, и хотя бы кому-то не придется зависеть от импорта. Мне хочется создать продукт столь же высокого уровня, что и европейский.

Много сложностей, не все идет по плану, но… Когда ты приходишь в поле и видишь, что лоза растет, появляется листик за листиком, это перекрывает все тревоги – ты видишь, что ты создал. Были две палочки, которые могли быть замульчированы, а в итоге получилась лоза, которая будет десятилетиями при хорошем уходе давать виноград, а из него сделают вино, и оно будет объединять людей, подчеркивать важные события в жизни. Это огромная история, и питомник стоит у ее истоков. Мы – начало начал!

Фото: © Alma Vitis

Фото: © Alma Vitis

Придем ли мы к тому, что в будущем большая часть новых виноградников будет закладываться на основе саженцев из отечественных питомников?

Да, и я уверена, что случится это в краткосрочной перспективе. Через пять лет ситуация улучшится и будет 50 на 50: местный и импортный продукт. Судя по тому, сколько интереса сейчас обращено к питомникам, я думаю, предложение будет активно расти.

Первое российское вино, которое произвело на вас впечатление?

Мне очень нравится, что делает крымская винодельня Esse. Любой бюджет, какую линейку ни возьми, – это достойное вино. То, что делает Олег Репин – и для Esse, и сам по себе, – вызывает у меня большое уважение. Мне также симпатизируют вина хозяйства «Галицкий и Галицкий». Сергей Дубовик из «Мысхако» тоже поражает – это массовое вино, но очень крутое. То, как он это делает, с какой душой, с каким новаторством: каждый год он придумывает что-то новое, закладывает такие сорта, которых нет ни у кого, делает вина, которые никто еще в России не создавал.

Фото: © Alma Vitis

Фото: © Alma Vitis

Самое красивое хозяйство. Куда поехать человеку, который еще не прочувствовал, что такое российский винный туризм?

Я бы порекомендовала заглянуть на винодельню «Гай-Кодзор» – это очень стильно, красиво, камерно. Придраться не к чему! Мне там все нравится. Это большая возможность пообщаться с людьми, причастными к созданию вина.

Это одна из причин, почему я задержалась в виноделии. Ты общаешься по рабочим вопросам, но все в итоге переходит в разговоры по душам. Люди из мира вина – они же все безумно интересные, у каждого свой путь, своя философия. И в большинстве случаев это совсем не про деньги.

Фото на обложке: © Alma Vitis.

Реклама. ООО «ТРЕЙД ВИТИС» ИНН 5047265361 almavitis.ru

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email