Меню секретного ужина

20 апреля 2011
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» Тайная вечеря – последний ужин Иисуса Христа с апостолами, предваривший его смерть и воскресение. Мы не знаем, что подавали к столу на Тайной вечере, но можем попробовать представить. Слишком много неясного. Богословы никак не могут прийти к согласию даже в том, какой хлеб на том ужине взял в руки Иисус: пресный или квасной. Вопрос не праздный. Таинство евхаристии, причащение, совершаемое во время литургии, – не что иное, как символическая реконструкция Тайной вечери. Западная церковь употребляет в литургии опресноки, пресный хлеб, а русская церковь, следуя за церковью византийской, – квасной. Евреи на Пасху едят пресную мацу. Евангелисты Матфей, Марк и Лука считают, что Тайная вечеря состоялась в «первый день опресноков», когда евреям уже запрещалось есть квасной хлеб. Евангелист Иоанн же утверждает, что Тайная вечеря состоялась накануне еврейской Пасхи. Византийские богословы в своей полемике с «латинянами» ссылались на Евангелие от Иоанна, а западные богословы – на Евангелия от Матфея, Марка и Луки. О благословении Иисусом чаши с вином в Евангелиях говорится прямым текстом. Ритуал еврейского пасхального седера окончательно сложился в II–III веках н.э., он был кодифицирован в Талмуде, в трактате «Песахим», и в частности в нем предписывается, чтобы каждый еврей, богатый или бедный, старец или ребенок, во время седера выпивал четыре чаши вина. Хотя относительно детей мнения раввинов расходятся: рабби Иегуда предлагает вместо вина давать им орехи. Николя Пуссен «Тайная вечеря»

Отражения жертвоприношения

Хотя меню Тайной вечери так и осталось неизвестным, многие великие художники пытались изобразить пасхальный стол на своих полотнах. Мозаика VI века в храме Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне – одно из первых произведений на эту тему. На ней изображен Иисус, восседающий за столом с 11 апостолами – без Иуды Искариота. На столе огромное блюдо с двумя рыбами. Но рыба здесь – примета символизма. Рыба по-гречески ????? – это аббревиатура краткого символа веры: «Иисус Христос Сын Божий Спаситель». Художники Возрождения очень изобретательны. Мистически настроенный Фра Анджелико изображает Тайную вечерю как мессу, где Иисус причащает апостолов и Деву Марию (хотя о присутствии Марии на вечери евангелисты ничего не сообщают) облатками из золотой чаши (фреска «Установление Евхаристии», ок. 1450). Изображение бокала с красным вином мы впервые встречаем у Джотто на полиптихе, написанном в 1320-25 гг.: бокал держит в руке один из учеников. У Доменико Гирландайо (картина «Тайная вечеря», 1486 г.) на столе перед Иисусом и апостолами рассыпаны вишни - символ Крови Христовой. Вино в стаканах, стоящих на столе, также красного цвета. А вот на картине голландского художника Дирка Боутса («Тайная вечеря», 1464-1467 гг.) вино в чаше, которую благословляет Христос, белое. У Тинторетто на столе Тайной вечери (1592-94) - вазы с фруктами. Сложный натюрморт составил на своем полотне Якопо Бассано (1542): на блюде, расположенном в центре стола, лежит голова барашка, рядом с блюдом - яблоко, по-видимому, оно должно напоминать о грехе Адама и Евы. Хуан де Хуанес «Тайная вечеря»

Меню по да Винчи

Разумеется, больше всего споров вызывает Леонардо. В 2008 году американский искусствовед профессор Джон Варриано исследовал вопрос о том, что ел и пил Иисус с апостолами на «Тайной вечере» согласно Леонардо да Винчи (1495-98). Так вот, у Леонардо на столе - угорь, его любимая рыба, хоть угорь и относится к нечистым животным в еврейской традиции. Леонардо лишь продолжил общую для итальянского Возрождения традицию отхода от еврейских реалий: ведь и Давид у Микеланджело изваян необрезанным. В XIX веке реализм диктует возвращение к реалиям. На рисунке «Тайная вечеря» французского художника Джеймса Тиссо (1836-1902) у Христоса и апостолов на головах еврейские молитвенные покрывала, и их фигуры совершенно заслоняют накрытый стол. У русского художника Н. Н. Ге на столе «Тайной вечери» (1861-1863) глиняные сосуды (возможно с вином), а на полу - талес, еврейское молитвенное покрывало. В ХХ веке еврейская тематика вновь отошла на второй план. Хотя, скажем, у Сальвадора Дали в «Таинстве Тайной вечери» (1955) изображенный на первом плане гранат, разломанный на две части, также может напоминать о еврейских реалиях; впрочем, традиционно гранат у евреев является составной частью не пасхальной трапезы, а новогодней. Франческо Фонтебассо «Тайная вечеря»

Цвет ночи

Вино, которое пили на Тайной вечере, могло быть красным. По библейским свидетельствам, евреи выращивали как белые, так и красные сорта винограда: «Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора. Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?» (Ветхий Завет, Ис. 63, 1-3). Вопрос о цвете вина в первые века христианства не поднимался. Даже в 1170 году, в ходе знаменитого диспута о вере между греками и армянами, византийский богослов Феориан, посланник византийского императора Мануила I Комнина, и армянский католикос Нерсес IV соглашаются с тем, что вино для богослужения может быть и темным (дословно - «черным»), и красным, и белым. Русская Православная Церковь, выбрав во времена Петра I красный французский Cahor в качестве вина для совершения литургии, руководствовалась тем, что цвет его должен символизировать кровь. В XIX веке вино для церковных нужд перестали импортировать из Франции, а стали делать в Крыму из местного винограда. И оно превратилось из сухого Cahor’а в сладкий кагор. Церковный «Кагор №32», который сегодня использует для богослужений Русская Православная Церковь, — крепленое вино, в которое добавляется виноградный спирт и сахар. Осведомленный читатель может, впрочем, задаться вопросом, почему же у католиков на мессе все же используется белое вино? Этот обычай восходит к Тридентскому собору (1545-68), когда было предписано пользоваться белыми алтарными покрытиями и пурификаторами (полотняными салфетками) во время мессы. Красное вино оставляло пятна на всём этом белоснежном покрытии, так что его заменили на белое. Рациональные соображения перевесили требование, чтобы вино символизировало кровь. Сальвадор Дали «Тайная вечеря»

Откуда яичко

В современной Европе главными гастрономическими атрибутами Пасхи, кроме библейского барашка, стали яйцо, кулич и кролик. Яйцо означает новую жизнь и возрождение. Чаще всего его красят в красный цвет (снова жертвенная кровь Христа), насыщенный желтый и зеленый (весеннее солнце и зеленая листва). Обычай дарить крашеные яйца с наступлением весны был придуман не христианами: еще в Древнем Египте весенние яйца символизировали воскрешение из смерти. Покрытые орнаментом страусиные яйца находили в неолитических захоронениях додинастического Египта. Известный исследователь Египта Адольф Эрман пишет, что древние египтяне имели обычай произносить заклинания над яйцами, вылепленными из глины. В дохристианской Европе также был распространен обычай красить яйца. Друиды окрашивали их в алый цвет в честь Солнца, используя для этого цветки дрока или корень марены. Кельтская богиня красоты и любви Клиодна имела в своем распоряжении двух неземных птиц красного цвета с зелеными головами, которые откладывали голубые и пурпурные яйца (P. B. Ellis. The Druids. London, 1994. P. 60). О яйцах-талисманах у друидов сообщает и Плиний Старший («Естественная история», кн. 29, гл. 12).
Вино в Библии • В Ветхом Завете слово «вино» упоминается 207 раз, «лоза» — 62 раза, «давильный пресс» — 15 раз. • Уже в первой библейской книге, Книге Бытия, рассказывается о том, как после Всемирного потопа Ной посадил виноградник и сделал вино: Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем…(Быт. 9, 20–21). • Имеет широкий спектр коннотаций, в основном положительных: Пс. 104, 15: «… Вино, которое веселит сердце человека». Екк. 10, 19: «Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь». Зах. 10, 7: «…Возвеселится сердце их, как от вина...». Зах. 9, 17: «Хлеб одушевит язык у юношей, а вино у девушек».
Питер Янс «Тайная вечеря»

Пасха а la carte

Барашек был важной частью еврейского пасхального ужина – седера, в Евангелии от Марка говорится: «В первый день опресноков, когда закололи пасхального агнца, говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим» (Мк. 14, 12). И сейчас агнец является общим местом пасхальных меню народов Европы, но готовят его по-разному. Во Франции, например, голову барашка (gigot pascal) фаршируют печенью, беконом и травами и слегка обжаривают в масле. Голова барашка, скорее всего, не исконно французский обычай, ведь она была и на столе «Тайной вечери» на картине венецианца Якопо Бассано (1542). Но сегодня в Италии на Пасху принято есть баранину с жареными артишоками, салатом из сладкого перца, оливок и помидоров и соленый пирог с яйцами и сыром. В Германии же главным блюдом на пасхальном столе является запеченная рыба, немцы остаются приверженцами библейского символизма. Шоколадная зайчатина Неясно, когда именно Пасха начала ассоциироваться с зайцами и когда детям стали рассказывать о том, что раскрашенные пасхальные яйца приносят зайцы (или кролики). Исследователь немецкого фольклора Элард Мюльхойзе в своей книге «Древняя религия немецкого народа» (Die urreligion des deutschen Volkes. Cassel, 1860) посвящает отдельную главу пасхальным яйцам и их связи с зайцем как сакральным животным. Он упоминает и о том, что заяц был служебным животным у богини Остары из-за своей быстроты и плодовитости. Считалось, что употребление в пищу зайчатины помогает зачатию сыновей – продолжателей рода. Однако далеко не все семейства могли позволить себе такую роскошь, как жаркое из кролика. Процветания же и удачи хотелось всем без исключения. Выход из положения был найден: настоящую дичь заменили зайцы, сделанные едва ли не из подручных средств. Главное, чтобы кролик присутствовал на праздничном столе, а уж из чего он будет – дело десятое. Так и появились все эти многочисленные пасхальные зайцы из плюша и меха, стекла и глины, а также из шоколада, марципана, теста. Питер Пушистый Хвостик – так называют пасхального кролика европейцы. На Пасху немцы покупают около десяти тысяч тонн шоколадных зай-цев. Это любимое лакомство немецких детей, ра-зыскивающих зайца, спрятанного родителями, в укромных уголках комнаты или сада. Также при желании можно взять живого пасхального кролика напрокат: некоторые зоомагазины предлагают такую услугу. Главное, не забыться и не приготовить его ненароком.
  • 20 апреля 2011

Подпишитесь
на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari