Винный рынок России и ожидания потребителей
Деловой понедельник 13 декабря начался с бизнес-конференции, которая состояла из двух частей. Вопросы регуляции рынка обсудили Алексей Плотников, исполнительный директор созданной всего две недели назад долгожданной Федеральной СРО, Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России, Андрей Коробка, заместитель губернатора Краснодарского края.
На второй сессии мнениями поделились представители крупного производства и дистрибьюторы в лице Александра Кретова, управляющего акционера группы компаний «Ариант» («Кубань-Вино»), Петр Романишин, генеральный директор «Фанагории», Павел Титов, президент «Абрау-Дюрсо», и вице-президент группы компаний Simple Анатолий Корнеев, а также представитель Российского союза туриндустрии Елена Порман. В рамках повестки продвижения российского вина обсудили пути борьбы за винного покупателя, маркетинговые концепции, а также перспективы развития винного туризма.
Из сказанного
Алексей Плотников: «Если нам удастся нанести Россию на винную карту мира, сделаем большое дело. Более 62% владельцев виноградных насаждений, согласно Федеральному Реестру, 109 компаний из всех винных регионов, проголосовали две недели назад за создание ФСРО, и мы благодарны Минсельхозу за доверие, мы внутри отрасли, мы будем регулировать ее самостоятельно».
Андрей Григорьев: «Мы дегустировали более 300 вин, и из них 162 вышли в финал».
Леонид Попович: «Еще 15 лет назад, когда я говорил "российское вино", на меня показывали пальцем и смеялись. Сегодня мы имеем полное право называться винодельческой державой, имея собственный Закон о вине. Сегодня в инвестициях в отрасли задают тон те, кто уже в ней работает. Создавая виноградник, вы делаете его для своих внуков, что касается окупаемости».«ЗГУ никто не будет вводить принудительно. Первые ЗГУ у нас появились там, где хотели виноделы – в Краснодарском крае, и они были утверждены краевой администрацией и как объекты интеллектуальной собственности зарегистрированы в Роспатенте. В других регионах, как в Ростовской области или Ставропольском крае, зарегистрировали только региональные ЗГУ, делить на районные ЗГУ их теперь придется в соответствии с ФЗ-468. Самое главное, не потерять уже созданное».
«У нас все вина качественные, пока мы сами не ввели какую-либо градацию качества: сильные, средние и слабенькие, например. Они все соответствуют требованиям и определению ФЗ-468, что такое вино».
Павел Титов: «Ситуация у нас была уникальная. Поскольку мы специализируемся на "пузыриках", количество дешевого игристого, с которым приходилось конкурировать, просто зашкаливало. Тогда мы решили занять новую, премиальную, нишу, до 1500 рублей, и самое сложное было убедить потребителей, что в этом сегменте мы легко убираем базовые просекко и прочий импорт. Но мы были уверены в качестве, верили в наш продукт – а дальше уже маркетинговое позиционирование: акценты на историю бренда, на винный туризм и уникальное место и подтверждение уровня качества медалями международных конкурсов. Это сработало, и в количественном, и, главное, в репутационном показателе. Но мы держим модель "Для расширенного круга потребителей", миллионы бутылок в премиальном сегменте».
Петр Романишин: «Нам удалось сломать стереотип, что премиальный означает не только качественный продукт, но и дорогой, брендом "Крю Лермонт"».
«Одна французская сеть обратилась к нам с предложением, и мы уже отгрузили около 25 тыс. бутылок уровня "Крю Лермонт" и "100 оттенков". Восемь позиций, включая такие сорта, как саперави и красностоп. Наши вина будут на полке 9-15 евро, вполне конкурентная среда».
Анатолий Корнеев: «Мое предложение – создание площадки для обсуждения с профессиональными игроками эффективных методов воздействия на рынок, и в том числе премиумизацию. Потому что моя практика подсказывает: российское вино не может быть дешевым. Внимание: не дорогим, но не дешевым. У нас колоссальный кадровый голод, до 50 тыс. га виноградников из наших 90 тыс. га с небольшим предназначены под дистилляцию – и это не лучшие посадки, старые, разреженные и больные, у нас нет рынка качественных саженцев, мы зависим от импорта – везем комплектующие из-за границы. А еще большинство наших малых предприятий в ближайшем будущем будут вынуждены создавать прецеденты доверительных отношений с потребителями, не отнимая полку у импорта. Для этого нужно сделать простую вещь – заставить поверить. Мы, как компания, которая за один пандемийный год увеличила объемы продаж российского вина в пять раз, говорим о миллионах бутылок, и мы очень долго искали таких поставщиков и смогли объяснить им наши задачи. Мы выпустили на рынок новую форму, новый экспириенс, который говорил о синергии, проект «Большое русское вино», объединивший нескольких среднего размера производителей терруарного уровня. И я ответственно говорю: не может российское вино быть существенно дешевле 400 рублей, а водораздел премиальности проходит, видимо, по цене 700-750 рублей, эквиваленту 10 долларов. Вложите сюда качество, надежность и стабильность поставок, и потребитель – как на примере нашего проекта – вам поверит и пойдет за вами».
«С "Большим русским вином" мы работаем в сегменте премиум и супер-премиум, начиная с 700 руб. и ограничивая 2500 руб., неся на себе нагрузку всей маркетинговой коммуникации».