Джош Ниланд использует зажаренную во фритюре рыбью чешую для того, чтобы обваливать в ней бисквит с джемом. Он продолжает и другой важный для Леона концепт «морской шаркутери», то есть аналогов колбас и ветчин из рыбы и морепродуктов. Леон в этом году подает хамон из тунца, Ниланд – панчетту из брюшка трески и мортаделлу из японского серебристого горбыля.
Все более популярной становится идея о том, что повара должны более активно готовить инвазивные виды – те растения и тех животных, которые были привезены на какую-то территорию извне и подавляют или уничтожают аборигенные флору и фауну. Таким образом повара как бы выступают в роли «санитаров» лесов и морей. Например, Расмус Мунк из копенгагенского Alchemist (** Michelin) готовит не очень полезный Северному морю вид медуз.
Медуза из Alchemist. Фото: © Soeren Gammelmark/Alchemist
Собственные продукты
Период локдаунов сильно подстегнул направление шефских продуктов, выпущенных под маркой самых известных ресторанов мира. В этом году о собственных соусах в линейке Noma Projects объявил даже Рене Редзепи. Первые два соуса-гарума в серии Project 001 – веганский из копченых грибов и вегетарианский из риса и яичных белков. Судя по цифре в названии, это первый шаг в сторону более активного развития разнообразных продуктов под своим брендом.
Брендированный кофе еще в прошлом году запустил шеф нью-йоркского La Bernardine (*** Michelin) Эрик Риперт, а Дэвид Чанг в этом году значительно расширил линию именных соусов и приправ Momofuku, добавив туда даже чили с черным трюфелем. Челе Гонсалес (Gallery by Chele, Филиппины, Манила) рассказывал на Gastronomika, как во время карантина запустил со своей командой несколько десятков продуктов под маркой Deli by Chele, от ветчин и сыров до комбучи.
Веганский соус-гарум из копченых грибов, Noma. Фото: © Noma
А самым популярным среди шефов продуктом для собственных запусков оказался шоколад. К уже давно занимающемуся шоколадной мануфактурой Алену Дюкассу в прошлом году присоединились братья Рока с отелем и шоколадным бутиком в Жироне под названием Casa Cacao. Собственным производством шоколада, начиная с отбора сырых какао-бобов, руководит, естественно, шеф-кондитер El Celler de Can Roca (*** Michelin) Жорди Рока. В этом году шоколадом занялся Янник Аллено (Le Pavillon Ledoyen, *** Michelin), открывший шоколадный бутик в содружестве со своим шеф-кондитером Орельеном Ривуаром. А Томас Келлер (French Laundry и Per Se, оба – *** Michelin), который давно делает именной шоколад, выпустил ограниченный релиз плиток с новым подсластителем от компании Supplant, который делают из непроданных овощей и фруктов, то есть он не только теоретически полезнее обычного сахара, но и очевидно меньше вредит природе при производстве.
А шефы Disfrutar объявили на Gastronomika, что помимо уже существующей под их маркой линейки деликатесов запускают в скором будущем еще и собственную серию «текстур», то есть разных текстурайзеров и пищевых красителей, которые они используют в своих рецептах.
Дэвид Чанг в этом году значительно расширил линию именных соусов и приправ Momofuku, добавив туда даже чили с черным трюфелем.
Коллаборация года
Одной из главных новостей года стало объявление о совместном проекте двух выдающихся шефов: Альберта Адриа и Алена Дюкасса. Их детище ADMO существует пока в формате поп-апа под патронажем Dom Perignon в ресторане парижского музея набережной Бранли и будет работать до марта следующего года. Если дела будут идти хорошо, возможно, он превратится в постоянный ресторан. Устроен он так: постоянный шеф Дюкасса Роман Медер и Адриа обмениваются идеями, потом собираются в Барселоне или Париже, дорабатывают рецепты, после чего на совместной дегустации с Дюкассом блюдо получает финальное одобрение.