В отличие от русского вина, о котором всерьез заговорили пару лет назад, о российских дизайнерах одежды не замолкают уже лет 10. «Наши» покоряют подиумы недель моды в Париже и Милане, открывают бутики в Азии и Европе, сотрудничают с международными брендами. Наш первый герой – Тигран Аветисян, который рушит привычное восприятие моды в целом и обожает нестандартные вина.
Молодой дизайнер всегда делает что-то неординарное, за гранью привычного. Так что неудивительно, что вино он предпочитает такое же.
Тигран Аветисян окончил колледж искусства и дизайна Saint Martins в Лондоне и уже с первой выпускной коллекции привлек к себе внимание. Проходил стажировки в Acne и Lanvin. Тиграна отличает мультидисциплинарный подход: работа на стыке разных форм искусства, смелые решения, броские слоганы и ручная роспись. Он выходит за рамки привычного и философски подходит к одежде: «Почему художникам можно сказать, что унитаз – это искусство, а дизайнерам, что банка с воздухом – это одежда, сказать нельзя?» Он находит совершенство в несовершенном и по-своему трактует задачу дизайнера одежды. Тигран – сын гуру маркетинга Самвела Аветисяна, известного своими проектами с Олегом Тиньковым, винного энтузиаста и создателя алко-тиндера Plesen. Самвел ушел из жизни в январе этого года.
© Анастасия Кондратьева
Тигран, как бы ты описал свои отношения с вином?
Мой папа сильно «болел» вином. На мне это тоже в какой-то степени отразилось. Я пытался разобраться в предмете, общался с папой, даже скачал курс по вину от мастера вина, но запнулся на моменте, когда нужно было купить пять бутылок вина! Начал думать, а что с ними потом делать? Сейчас надо снова вернуться к обучению. Папа последний год своей жизни активно занимался приложением Plesen и очень верил в этот проект. Теперь приложение перешло по наследству ко мне. И я тоже верю в то, что оно может стать успешным. Надо только работать над этим.
Наверняка ты с папой пробовал великие вина. Что особенно запомнилось?
Одно из последних вин, что мы пили вместе, было Sassicaia 2017, которое мне очень понравилось. Еще помню, как мы с папой параллельно пили два вина: Château Latour 2007 и Château de Fonbel Saint-Emilion Grand Cru 2009. Удивительно, но нам обоим понравилось второе вино, хотя оно в 10 раз дешевле. Latour было очень серьезное, грузное, ленивое, такой господин, которому плевать на все. А Fonbel было веселым, задорным, разговорчивым.
Когда я пью вино, то всегда ищу интересный опыт. В Latour я его не нашел. Это было просто очень солидное вино. Такой бренд, как Brioni или Dunhill, если сравнивать с миром моды. Мне такой стиль не близок, он про классику, устоявшиеся каноны. А мне нравится вызов. И мода с вызовом, и вино. С вином, конечно, есть проблема: в одну и ту же реку дважды не войдешь. То есть каждая бутылка одного и того же вина воспринимается по-разному, даже если год одинаковый. Помню, пил как-то «Зеленые колготки»*, и это вино мне понравилось, а второй раз попробовал – вообще не произвело впечатления.
*Вино Pampaneo из сорта айрен из испанского Толедо от бодеги Ruiz Esencia Rural, ставшей эдаким it-wine в направлении натюр-вин. «Зелеными колготками» называется в обиходе по картинке на этикетке.
© Анастасия Кондратьева
А осталась ли грань между модным и немодным? Вещью со вкусом и безвкусицей?
Думаю, грани уже нет, все уже очень субъективно. Очень важен контекст: одна и та же вещь может читаться по-разному. Папа любил говорить на лекциях, показывая на свое обручальное кольцо: «На руке женщины это один символ, на руке мужчины – другой. На руке мужчины оно говорит: "Осторожно, я женат". А у женщины: "Смелее, я замужем"». Это как раз про контексты. Одну и ту же вещь можно по-разному надеть, обыграть, стилизовать. То, что казалось пошлым раньше, сейчас видится иначе, и наоборот. Надо двигаться, развиваться, смотреть и не превращаться в статую.
В последнее время тебя можно часто увидеть в коллаборациях с брендами: glo, пекарня «Буше». Что тебя привлекает в таких проектах?
В последнее время я устал от моды. Поэтому истории с другими брендами дают мне возможность открыть и попробовать что-то новое для себя. В случае с glo это вообще был перформанс. Все мое творчество в итоге направлено на то, чтобы сделать как можно меньше одежды. Последний год у меня вообще был нестандартный. Начал делать иллюстрации для нового издания «Нового платья короля». Например, у меня была коллекция с банками с воздухом. Мне нравится челлендж, как можно сделать одежду не одеждой. Такие ментальные игры, реди-мейды (художественный прием, при котором объект не создается, а помещается в необычный для него контекст. – Прим. ред.). Вот это мне интересно.
То есть скорее арт, далеко ушедший от моды.
Арт вообще более продвинутый, чем мода. Там сто лет назад уже было это сказано. Но почему художникам можно сказать, что унитаз – это искусство, а дизайнерам, что банка – это одежда, нельзя? Я всегда оглядываюсь на искусство, когда работаю
В моем гардеробе две пары джинсов, четыре футболки и пара толстовок. Мне достаточно.
Означает ли это, что ты уже не вернешься к дизайну одежды?
Повторение в одежде меня сильно загоняет в тоску. Я очень рад, что сейчас нет как таковых недель моды. Наконец это случилось! Можно делать, что хочешь и когда хочешь, и я этим пользуюсь. Когда захочу сделать коллекцию, тогда и сделаю. Я рад, что сейчас все меняется, переосмысляется. Это один из позитивных моментов пандемии. Переосмысление.
А интересно было бы сделать дизайн этикетки?
Очень! Мечта моя.
Какие события вызывают в тебе отклик для твоих дальнейших проектов?
Всегда по-разному. Если б я знал, то чаще бы делал крутые коллекции. Но если обобщать, то отвечу, что вдохновляет творчество других людей. Я часто перерабатываю моду, искусство, музыку или даже рекламные ролики. На твой взгляд, может ли быть художник аполитичным? Он должен быть аполитичен, стоять выше политики. Политики приходят и уходят, все это временное. Художник – это про создание своих миров.
То есть недавние события не рождают в тебе отклика?
Совершенно нет. Я, конечно, слежу за всем, что происходит, но мне это не интересно и даже в какой-то степени противно. Это манипуляция людьми. Я в своем творчестве не затрагиваю эти темы. В конце концов ничего не поменяется. Моя первая коллекция и была со слоганом Nothing Changes. И это мой девиз по жизни.
Получается, кольцо No не имеет отношения к поправкам или политике в целом?
Нет. Я знаю, что некоторые так это интерпретировали, и мне нравится, когда люди по-своему воспринимают искусство. Слово No идет со мной начиная с первой коллекции. Для меня это позитивное, жизнеутверждающее слово про свой путь, отказ от общего мнения, стандартов. Оно про паузу, когда нужно подумать своей головой.
Как ты оцениваешь русскую моду и стристайл? В особенности по сравнению с другими мегаполисами.
Мне кажется, что сейчас везде одеваются примерно одинаково. Возможно, в Москве люди выглядят даже моднее. Все следуют общемировым трендам, на что влияют в том числе социальные сети. Не скажу, что в Лондоне или Токио одеваются как-то интереснее. В Японии я ожидал увидеть буйство красок и свободу самовыражения, а на самом деле все более или менее одинаково одеты в костюмы. Иногда кимоно можно увидеть. Но на этом все. Для меня это было откровение.
В мире вина ценятся локальные истории и терруарные вина, то есть вина с отчетливой привязкой к земле. А считаешь ли ты этот принцип необходимым в моде?
Есть дизайнеры, которые эксплуатируют свою принадлежность к земле, вроде Dolce & Gabbana. Моя история не про геолокацию, а про мир идей. Я могу все то же самое делать в любой точке мира. С моей историей и фамилией мне вообще сложно причислять себя к какой-либо стране. Я даже стал замечать, что дальше идей мне неинтересно идти. Для меня коллекция мертва после того, как я ее придумал. Воплощаю ее, чтобы получить какие-то финансы и в расчете на комплименты.
В винной тусовке постоянно обсуждается, что будет пить поколение Z. Как думаешь, а что оно будет выбирать в плоскости моды?
Мне кажется, им очень важно следовать тенденциям. Сейчас преобладает массовая, интернациональная культура, все варятся в одном котле. Людям нравится быть причастным к трендам, и меня это очень печалит. Смотришь на те вещи, которые сейчас популярны, и понимаешь, что 10% – это идея и дизайн, а 90% – маркетинг. Это круто с точки зрения бренда, только творчества мало, а именно его я и ценю.
Плюс мне претит коммерческая составляющая: если что-то очень хорошо продается, оно, на мой взгляд, не может быть качественным и интересным. Ладно, может, но это скорее исключение. Если что-то продается, слушается и выпивается миллионами, во мне это сразу рождает сомнение. Понимаю, наверное, это наивный взгляд. Во мне все еще есть убеждение, что художник должен оставаться немного голодным, переживать и страдать
© Анастасия Кондратьева
Дегустация
Для Тиграна мы подобрали три вина от маленьких хозяйств со своей философией и артизанальным подходом, все продаются в Simple Collection.
Chanin Wine Duvarita Pinot Noir 2015
США , Калифорния, Санта-Барбара
Талантливый винодел Гэвин Чанин специализируется на винах из пино нуара и шардоне с отдельных виноградников в зоне Санта-Барбара.
Тигран Аветисян: Красивый рубиновый цвет, концептуальный дизайн, «хиросима-шик». У вина есть парфюмированность наряду с землистостью. В нем много всего намешано, обалдеть просто. Со временем оно ещё больше открывается. Хочется вслушиваться в аромат как можно дольше. Во вкусе неожиданно легкое, элегантное».
Chanin Wine Duvarita Pinot Noir 2015 © Анастасия Кондратьева
Domaine Curtet Altesse 2017
Франция, Савойя
У Мари и Флориана Кюрте 5 га виноградников в Савойе. Философия домена – минимальное вмешательство в вино. Комплексное, минеральное и цветочное вино из автохтонного савойского сорта альтесс сделано в цементе с выдержкой на осадке, минимумом сульфитов и легкой фильтрацией.
Тигран Аветисян: «Классный аромат с оттенком чайного гриба! Потом этот тон уходит, появляются фрукты. Во вкусе есть сластинка, на языке будто легкие пузырьки. Это вино в точку, мой стиль. Не попса, а что-то штучное, сделанное по-домашнему, в хорошем смысле слова на коленке, но при этом утончённо и со вкусом».
Domaine Curtet Altesse 2017 © Анастасия Кондратьева
Foradori Vigneti delle Dolomiti IGT 2018
Италия, Альто-Адидже
Биодинамическое хозяйство (сертификат Demeter) сфокусировано на развитии потенциала автохтонного сорта терольдего в Альто-Адидже. В распоряжении 28 га виноградников и огромная коллекция амфор.
Тигран Аветисян: «Мне очень нравится этот аромат – навозный, фермерский. Для меня эта характеристика позитивная, я очень такое люблю. На языке есть колючесть. Вино отличное, и по аромату, и вкусу. Абсолютно мое, пил бы его с большим удовольствием дома».
Foradori Vigneti delle Dolomiti IGT 2018 © Анастасия Кондратьева
Блиц
Личный топ российских дизайнеров. Только я. Во мне уже говорит вино – повысило градус самоуверенности.
Личный топ иностранных дизайнеров. Их очень много. Мартин Марджела, Рей Кавакубо (Comme des Garçons), Хельмут Ланг, Раф Симонс, Рик Оуэнс, Александр Маккуин, Джереми Скотт, Демна Гвасалия (Balenciaga и Vetements).
Любимый бар в Москве. «Хон Гиль Дон».
Любимый ресторан в Москве. Devi, индийский ресторан в подвале общежития РУДН на Миклухо-Маклая.
Любимая кухня. Японская.
Готовишь? Только яичницу.
Домашняя еда или ресторанная? Ресторанная. Я с большим уважением отношусь к работе шеф-поваров, для меня это одна из высших форм искусства. Моя мечта посетить Noma и Osteria Francescana.
Шопинг в Лондоне или Милане? Нигде. Или в Ереване.
Instagram или TikTok? Instagram. Я слишком стар для TikTok.
Разумное потребление или аквадискотека? Мне не нравится такой выбор. Я вообще про выбор, а не про его отсутствие.
Иллюстрация на обложке: © Анастасия Кондратьева.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №138.