Конечно, все зависит от целеполагания. То есть можно выпить по-разному: профессионально-дегустационно, формально и по-деловому, корпоративно, спонтанно под настроение и по-дружески. А можно еще «хорошо посидеть». Меня всегда увлекал вопрос, как это сделать в приятной компании, чтобы прилично, задушевно и со вкусом. И еще без последствий, чтобы никто не улетал по ошибке в Питер на улицу Строителей (хотя судьбе человек бессилен противостоять) и чтобы без экспериментов, как в невеселой прошлогодней датской киноленте Druk про чудовищный в своей безнадежности групповой алкоголизм, рожденный утратой смысла жизни. Кстати, хотя в переводе с датского druk означает «пьянство» или «запой», в отечественном прокате фильм отнесли к комедийно-драматическим и назвали гладко и бодренько «Еще по одной».
Фото: © Neal E Johnson/Unsplash
Алкоголь – штука обоюдоострая. И во взаимодействии с ним есть грань, как, собственно, и в любом процессе, некая умозрительная черта, когда хорошо – хорошо, но когда слишком хорошо – уже нехорошо и даже плохо.
Поделюсь некоторым соображениями. Это исключительно размышления и некоторые выводы, подкрепленные опытом. И никакого морализаторства.
Настроение
Положительный исходный психоэмоциональный фон – вещь очень важная. Ибо дурное расположение духа не поправить выпивкой. Про то, что бутылка вина поднимет настроение, сгладит внутренние острые углы, распахнет дверь в светлое завтра, – это сказки и мифы народов мира. Избавиться вином от страданий и исцелить печали невозможно. Временно обезболить фибры души, травмированные несправедливым миром, – да. По-гамлетовски уменьшить стрессовые влияния – «Забыться. И знать, что этим обрываешь цепь сердечных мук и тысячи лишений, присущих телу», – да. Но для этого компания не нужна.
А фиксироваться на себе и нести с собой не слишком приятные и не всем понятные личные переживания в компанию – это значит портить вечер. И себе, и другим. Свойство этанола, как депрессора, и алкогольных напитков угнетать ЦНС, одновременно растормаживая эмоции, начинает здесь, вопреки ожиданиям, давать совершенно противоположный результат – плохое настроение становится еще хуже, мысли и эмоции обостряются, опьянение часто становится быстрым с эмоциональным всплеском (отчаянно-буйное веселье), но безрадостным для всех. Другое дело, когда человек идет на дружескую пирушку, если не отринув проблемы и заботы, то по-честному задвинув их подальше, будучи спокойным и с положительным настроем. В этом случае с бокалом вина обязательно придут тепло, комфорт, ощущение полноты жизни, благополучия, поправимости всего и вся, радость встречи, общения.
Мы ведь встречаемся не слишком часто и, как правило, не затем, чтобы просто выпить, а чтобы выпить и увидеть друг друга, услышать, почувствовать. И поделиться, конечно. А вот это – тот самый момент, когда временно заброшенные за шкаф личные проблемы, оказавшись на благополучной дружеской почве, проявят себя сами. Или не проявят. Но если проявят – всякий будет услышан, ободрен и поддержан.
Фото: © Helena Lopes/Unsplash
Компания
Еще одна важнейшая составляющая процесса хорошей выпивки. Человек должен знать минимум пару человек из компании, с которыми можно пообщаться. Это – не деловая вечеринка, не светский раут, не званый ужин, где можно никого не знать, но где нужно соответствовать протоколу, хорошему тону и где речь о том, чтобы хорошо выпить, не идет. Собственно, выпить, рискнув карьерой, реноме и лицом, никто не мешает – каждый решает это сам. Но мы о компании знакомых, приятелей и друзей, которая в радость.
Психологи давно пришли к выводу – компания не должна быть больше восьми человек. Только в этом случае она духовно, эмоционально и физически едина и неделима – такая группа не распадается на подгруппы. Каждый слышит каждого, каждый говорит с каждым.
В компании должны быть в чем-то пересекающиеся или общие вневременные интересы, воспоминания, флэшбэки. Иначе можно легко оказаться на чужом празднике чужой жизни или на выездной facebook-дискуссии с заезженными кликабельными актуальными темами. Это сначала может выглядеть довольно невинно, например, когда все горячо обсуждают только узкоспециальные вопросы вирусологии, или нашумевшие скульптурные арт-продукты, или исключительно вино, но на деле оказывается довольно тягостным. Не удивляйтесь, это довольно странная история, когда люди любят вино, знают вино, пьют вино и говорят только про вино. С одной стороны, компетенции и увлеченность впечатляют, поражают, с другой – кажутся безрадостной профдеформацией. А вино из разряда магических субстратов, окрыляющих, добавляющих душевного тепла, искренности, красноречия и поэзии в дружескую беседу, становится фетишем и препаратом, лежащим на предметном стекле под окуляром микроскопа.
Фото: © Zachariah Hagy/Unsplash
Разговоры
А поговорить? Обязательно! Без этого и правда невозможно. Спокойно или шумно поговорить, посмеяться, побалагурить, повспоминать за бокалом доброго вина – это значит удвоить, утроить радость от этого самого вина. Для этого вокруг или рядом должны быть друзья, люди, которые тебе всегда интересны, которых ты, даже не видя год, встречаешь, будто расстался только вчера, люди, с которыми ты говоришь на одном языке и которым интересен ты. Интересен не из вежливости, не потому что у тебя статус, позиция, талант и успех. А потому что ты – это ты со всеми твоими потрохами, удачами и неудачами, радостями и огорчениями, тупиками и надеждами, провалами и взлетами. Друзья – это вообще редкие создания, редкие планеты, редкие находки, редкое везение. Это понимаешь только повзрослев, понимаешь одновременно с тем упрямым фактом, что в мире, увы, никто никому по большому счету не интересен.
А значит, сочетание вина и дружеской беседы ни о чем и обо всем сразу – ключ к хорошей выпивке. НО! Главное не «заводиться» – есть такое слово. Это когда волна дружеских чувств, нежности, откровений и взаимопонимания захватывает, уносит, плещет через край и требует подтверждения и закрепления еще одним бокалом, а затем еще одним… Это, конечно, очень важно! Но я снимаю шляпу перед теми, кто в состоянии удержаться на высшей точке удовольствия, на пике сродства душ, не скатываясь в банальную попойку. Нет, это не искусство умеренности и не образчик благоразумия, это – умение ловить момент прекрасного, сохраняя гармонию. У меня это получается далеко не всегда, но таких людей я знаю.
«Опьянение от вина – неуважение к вину», – говорит строгий и уважаемый мной маэстро Лука Марони. Но, право слово, кто тут разберет, что это – опьянение чувствами или опьянение вином. Да и по душам у человека получается поговорить, только ослабив узел галстука и открыв внутренние засовы, при помощи посредника – бокала вина – предмета, возвышающего и одновременно возвращающего человеку способность чувствовать, сопереживать и слышать не только себя самого.
Тут приходят на ум строчки Феогнида: «Злом становится хмель, если выпито много. Но если пить разумно вино – благо оно, а не зло».
Фото: © Kelsey Chance/Unsplash
Техника
Про индивидуальную меру спиртного говорить не стану. Она должна быть известна каждому, как и форсмажорная доза, ее превышающая. Да, противостояние, так сказать, искушению вином иногда требуют самоограничения и самоотречения. Но тут на помощь приходят выведенные опытным путем, всем известные и довольно тривиальные правила, позволяющие сохранить себя для долгого и приятного вечера в приятной компании.
- Не выпивать натощак. Разумеется, ситуации бывают разные, но тем не менее. Исключение, пожалуй, составляет бокал коллекционного выдержанного винного шедевра. Он самоценен, прихотлив, требует максимально чистого восприятия. А значит, гастрономическая пара ему не нужна.
- Есть. Лучше белковые продукты – сыр, мясо, рыбу. Если не белок, то картофель, обладающий адсорбирующими свойствами. Хороши жирные паштеты, блюда со сливочными соусами и с маслом – жир создает тонкую пленку на стенках желудка и уменьшает скорость всасывания алкоголя.
- Пить воду. Расчет простейший: на один бокал вина – один бокал минеральной воды без газа. Это простой и эффективный способ понизить концентрацию алкоголя в крови. А заодно и освежить рецепторы.
- Делать выбор. И придерживаться единообразных напитков. Чередование игристых и тихих вин, а тем более игристых и крепкого алкоголя – неблагоразумное решение. Пузырьки углекислого газа резко усиливают всасывание алкоголя в желудке. Да-да, бокал шампанского в качестве аперитива вполне допустим, как и коньяка в качестве дижестива.
- Следить за качеством. Тут расшифровка не требуется. Не слишком сложное сухое вино в перспективе гораздо более беспроблемно, чем какое-нибудь загадочное сладкое крепленое, плодово-ягодная настойка или экзотический бренди.
- Двигаться. Если есть повод, нужно вставать из-за стола. Не важно, выйти на воздух или потанцевать. Движения ускоряют переработку алкоголя в организме.
Фото: © Lee Myungseong/Unsplash
2500 лет назад тоже говорили об этом:
Начав с древних греков, греками и закончу. «Человек разумный идет на пир не с тем, чтобы до краев наполнить себя, как пустой сосуд, а с тем, чтобы и пошутить, и посерьезничать, и поговорить, и послушать… Лишь бы это было и другим приятно».
Фалес Милетский, древнегреческий философ.
Фото на обложке: © Kelsey Knight/Unsplash.