Для начала немного лирики. Я житель средней полосы, околдованный, завороженный югом. Детские южные впечатления я несу с собой через всю жизнь. Самые первые необыкновенные ощущения, яркие эмоции и открытия не забываются – поезд до Новороссийска, самолет до Симферополя, полынный запах степей, рвущийся в окно купе и открывающиеся глазам пространства, вдруг появляющаяся вдалеке блестящая полоса моря и ни с чем не сравнимый аромат юга, его улиц, городов, нагретых солнцем деревьев, шорохи колыхаемых бризом сухих трав, теплая земля, цветущий дрок, диковинные краски воды, прибоя, камешки на пляже и разбегающиеся стайки рыб на мелководье, горы и дюны, озера и водопады, солнечные блики, солнечные лица, прозрачный воздух, невиданные персики, кипарисы, черное небо, звезды и звон цикад. И, конечно, рядом – счастливые и молодые мама и папа. Замечу, я появился после того, как студентка из Москвы и морячок из Мурманска познакомились на берегу Черного моря.
Импринты на то и импринты, они не забываются. Мало того, они внезапно, почти беспричинно накатывают волной и, кажется, каким-то таинственным образом влияют на твою жизнь.
Последний раз я всем своим существом ощутил южную грезу пару лет назад дождливой московской осенью во время дегустации вин хозяйства, расположенного под Геленджиком. Это было озарение с наваждением: взяв в руки бокал отличного отечественного красного, опустив в него нос и сделав глоток, я мгновенно вернулся туда, где был много лет назад, словно наяву увидел сухую траву, среди которой прыгают кузнечики, обрывистый берег, синюю даль моря, услышал аромат можжевельника, солнечное тепло и ветер, развевающий рубашку. И лишь только я растворился в этом, мне подумалось, что могут пройти десятилетия, смениться поколения, но эти места, эта земля измениться не могут. Я не буду пытаться скрывать свои симпатии. Я с российским Югом, Российский Юг во мне.
Винодельня «Галицкий и Галицкий» © Игорь Родин
Да, если любишь что-то сильно, эта любовь не проходит. У любви нет срока давности. Она держит тебя на плаву многие годы. И иногда напоминает о себе совершенно неожиданным, почти мистическим образом.
Недавно меня пригласили в рабочую группу по винному туризму, организованную по инициативе участников винной и туристической отрасли под эгидой Российского союза туриндустрии и при поддержке руководства РСТ.
Юг России позвал меня. Новое российское вино, виноделие и творческие созидательные энергии сконцентрированы сегодня именно здесь – в южных регионах страны и Причерноморье. Это означает, что теперь у меня есть возможность весь свой журналистский опыт, знания в области путешествий, туризма, отельного сервиса, отдыха, использовать для пользы дела. А если все это помножить на мой давний сердечный интерес к виноделию вообще и к российскому виноделию в частности, к земле, к лозам и вину, к людям, которые его делают, получается, что всякая случайность – неслучайна.
Я видел Юг в разное время. Видел советский – небогатый, с ненавязчивым сервисом, не предлагавшим право выбора, видел постсоветский – нелепо коммерциализированный, приватизированный и разбазарено-заброшенный. Вижу новый российский – меняющийся, развивающийся, строящийся, современный, вспоминающий себя, свою красоту, природу, историю, вспоминающий человека и того, который живет здесь, и того, который стремиться приехать сюда, чтобы набраться солнца, моря, простора и красоты.
И в этом южном многоголосье я слышу крепнущий голос феноменального, убедительно берущего подъем, российского виноделия. И это очень важно. Дело в том, что всякий, кто так или иначе касался темы виноделия, понимает – это занятие не однодневка. Активное развитие долгосрочных проектов, требующих значительных вложений, а виноделие относится именно к таковым – хороший прогностический признак. Он – свидетельство того, что люди хотят жить и работать на этой земле многие годы, хотят, чтобы многие годы здесь жили и работали их дети и внуки, хотят налаживать не сезонную жизнь, целиком и полностью зависящую от притока отдыхающих, активную летом и замирающую зимой, а просто полноценную, полнокровную жизнь. Я это чувствую. Люди приезжают сюда жить. Я это вижу.
Винодельня «Золотая Балка» © Ваня Березкин
Виноделие – маркер будущего. И винный туризм, здесь весьма важный способ вернуть Югу России, людям, которые работают на земле, создавая качественные конкурентоспособные вина, то внимание, которое они заслуживают, вернуть россиянам доверие и любовь к своему Югу, к отдыху здесь, сделав его круглогодичным, интересным, качественным, добротным, незабываемым.
Разумеется, винный туризм – одно из интереснейших направлений, точка повышенного интереса, лейтмотив сегодняшнего южного притяжения. Но по-настоящему действенным он станет, только начав работать в сопряжении, как элемент комплекса туристического благоустройства Юга – отельного, транспортного, сервисного, гастрономического, развлекательного, культурного, исторического.
Да, оказывается, для развития уже многое делается. Я услышал это напрямую от руководства крупных компаний-туроператоров, винных хозяйств, федеральных структур и профессиональных ассоциаций. На местах – в южных городах, в винных хозяйствах, в туристических компаниях – есть энтузиасты и неравнодушные активные люди. Они понимают, что пляжный отдых – это здорово, но двери на Юг можно и нужно открывать со всех сторон, а российское вино – один из ключей, ключей самобытных, затейливых, рукотворных и природных одновременно. И закономерно, что сегодня активно создаются специальные винно-туристические программы, разрабатываются маршруты, проводятся образовательные туры, винные фестивали, выставки, дегустации, встречи с виноделами, появляются публикации в прессе – все это важно и все это работает.