My default image
Василий Шомов – про шепот лозы, интровертов и любовную лихорадку
ГлавнаяЛюдиМненияВасилий Шомов – про шепот лозы, интровертов и любовную лихорадку

Василий Шомов – про шепот лозы, интровертов и любовную лихорадку

Наш колумнист Василий Шомов рассуждает о самом действенном средстве для страдающих от грусти и неразделенной любви.

«Подобно тому, как замоченные в воде волчьи бобы (семена люпина) избавляются от горечи, так и терпкость моей души с испитием вина превращается в сладость».
Зенон – древнегреческий философ

Любимая с 1967 года англоговорящим народом, и не только им, песня Марвина Гэя I heard it through the grapevine (что дословно переводится, как «я услышал это сквозь виноградную лозу» или если чуть более поэтично – «мне нашептала виноградная лоза») была перепета группой простых парней под названием Creedence Clearwater Revival и немедля получила новых слушателей в 1970 году. Если кратко передать жалостливое содержание песни, то будет понятно, что юноша заметил, почувствовал и неприятно удивился тому факту, что его девушка к нему охладела из-за другого парня, которого она знала раньше. И в припеве он повторяет строчки:

I heard it through the grapevine
Not much longer would you be mine.
Oh I heard it through the grapevine

Самое интересное, что все эти предчувствия возникли у юноши не под воздействием виноградной лозы, винограда или вина… Лоза в данном случае никому ничего не нашептывала. Идиоматическое выражение heard it through the grapevine обозначает лишь совершенно банальное «до меня дошли слухи». Причем же здесь виноградные лозы, спросит читатель? Источники указывают, что эта фраза вошла в обиход во время появления в США первого телеграфа. Протянутые от одного телеграфного столба к другому и провисающие телеграфные провода напоминали т-образные стойки шпалер на виноградниках, соединенные рядами проволоки. А поскольку телеграфная связь была несовершенна, прерывалась и часто можно было лишь приблизительно понимать смысл телеграмм, передаваемых испорченным телеграфом, образную фразу про виноградную лозу стали активно и с удовольствием использовать. Соответственно, припев в переводе на русский будет звучать так:

«До меня дошли слухи, что
Что скоро ты перестанешь быть моей.
О, до меня дошли слухи…»

Фото: © Lasseter Winery/Unsplash

Фото: © Lasseter Winery/Unsplash

Конечно, мне гораздо больше нравится «нашептывающая виноградная лоза». Она, оказавшись в бокале, действительно умеет нашептывать, подсказывать или запутывать, вселять надежду и очаровывать, порождать иллюзии и развеивать грезы, навевать грусть и грусть прогонять. Особенно если это касается любовных историй, как счастливых так и не очень.

Нет, я все-таки не про популярное и весьма востребованное свойство алкоголя вульгаризировать, укорачивать дистанцию и упрощать контакты между представителями противоположных полов, а заодно (после 3-4 бокала) убивать интригу и полутона. Близкие контакты, хорошо подогретые спиртным, это, конечно, актуально, динамично (во все века было именно так), но ужасно скучно и главное, всегда одинаково, шаблонно и посему не заслуживает отдельного обсуждения. 

При этом, надо заметить, что винный спирт, действуя как депрессор, подавляет сдерживающие центры и способствует социализации и более активному общению, позволяя «не краснеть удушливой волной, слегка соприкоснувшись рукавами». Да, да, вино удивительным образом умеет раскрепостить, разжать внутренние тиски, ослабив узел галстука у господ и, позволю себе, старорежимное – шнуровку корсета у дам. 

И, между прочим, это бывает очень нужно. Человек в массе – существо робкое, стеснительное, закомплексованное, живущее с оглядкой, а сегодня еще совершенно запутанное всяческими сетевыми нравоучениями тренеров-психологов, всемирным морализаторством и кажущееся смелым только в соцсетях. Экстраверты, кстати, это те же интроверты, но решившие, во что бы то ни стало, доказать себе и миру, что они другие.

Но в этой совершенно человеческой неуверенности нет ничего предосудительного, так нас всех создали изначально – мы не слишком часто позволяем себе походя сорвать яблоко и нарушить запреты. Но тем более ценен, ниспосланный свыше кратер/кубок/кружка/бокал вина! Иногда кажется, что он всегда был в руке человека, буквально с момента его выхода из мастерской Создателя. Иначе как можно объяснить присутствие в организме любого человека (у кого-то больше, у кого-то меньше – в зависмости от весо-ростовых показателей, пола, возраста и физических кондиций) фермента алкогольдегидрогеназы (АДГ), который умеет делать только одну единственную вещь – расщеплять алкоголь.

Действительно, бокал вина – это всегда легкий румянец, блеск глаз, чувство тепла и комфорта, беззаботность и даже смелость, а еще смех, веселье, сближение, беспричинно-отчаянные флирты. Все ведь хотят внимания, встречи, сильного чувства. И вино дарит эту возможность. Возможность мгновения. Дарит, как спусковой крючок стартового пистолета, нажатие которого отпускает бегунов в свободный полет… А дальше алкоголь уже не столь важен – влечение, страсть, любовь окрыляют и пьянят сами по себе, если они настоящие, если чувство интереса, симпатии, притяжения взаимное. А если нет?

Фото: © Inter Rhone

Фото: © Inter Rhone

Лекари и поэты прошлых веков веков знали что такое неразделенная любовь – «любовная болезнь», «любовный бред», «любовная лихорадка», симптомами которых всегда были бледность, томление, тревога, волнение в груди, душевные метания, бессонница, плохой аппетит… То есть, говоря современным языком, налицо все признаки ситуационной депрессии. И в этом случае вино, в отсутствие в прошлые века седатиков и антидепрессантов, приходило на помощь страждущим, сглаживая острые углы, нивелируя эмоциональные коллизии. Недаром известный римлянин Гай Музоний Руф говорил: «Вино – сильнодействующее средство для страдающих от грусти, робости и эроса». 

А в книжке «Закуски для короля, румяна для королевы», где были собраны средневековые переводы с латыни и старофранцузского, я обнаружил такой рецепт: «Любовь, что зовется эросом, – это недуг, поражающий мозг, это непреодолимое желание, неукротимое вожделение и утрата ясности мышления. Страдающим "любовной болезнью" нельзя давать погружаться в пучину размышлений. Им следует пить нерезкие, ароматные вина, слушать музыку, общаться с близкими друзьями, читать стихи, наслаждаться видом светлых благоуханных садов, где струятся прозрачные потоки воды и гулять...» 

Прислушиваясь к этому наставлению древних, можно сделать вывод, что ароматические, яркие и элегантные цветочные, фруктовые, медовые мускаты, гевюрцтраминеры, вионье и торронтесы во время летнего отпуска помогут пережить все катаклизмы мира, включая неразделенную любовь. 

Главное, постараться разобрать в «шепоте лозы» важные слова: «все будет хорошо!»

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Фото на обложке: © Kate Hliznitsova/ Unsplash.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email