Реплика от Михаила Николаева: «В следующий раз вы меня спросите, где твой труссо? И я вам отвечу: комитет нашего терруара решил, что труссо мне не подходит!»
- Региональные дегустационные комиссии, важнейший контролер качества российского вина, тоже разворачивают работы в соответствии с принятыми стандартами качества. Вы же помните, сколько комиссий должно пройти австрийское вино, чтобы заслужить нанести на верх колпачка цвета государственного флага как гарантию качества? Региональные комиссии должны работать с участием 40% представителей Центральной дегустационной комиссии, сопредседателем которой является Анатолий Корнеев. В ЦДК сегодня 20 экспертов.
- Еще раз, ФЗ-468 не предусматривает никакого движения «сверху – вниз», ФСРО АВВР – не министерство, а отраслевая ассоциация. Она не может повелевать или запрещать, а только утвердить или не утвердить решения, принятые на региональных Советах и Комитетах.
Стандарты и дегустационные комиссии появятся не административно, а путем решений самих виноделов, так как создаются специальные советы-комитеты, где минимум 50% участников составляют существующие виноделы, у которых уже есть большой опыт в изучении местного терруара. Для нас это означает вот что: в ближайшей перспективе мы будем понимать и знать, что в тех или иных зонах, районах, терруарах РФ будут использоваться стандарты, применяемые ко всем производителям, которые выпускают вина под тем или иным наименованием по происхождению. Пока ни один сомелье не может гарантировать своим гостям, что вино из того или иного ЗГУ или ЗНМП производится из конкретного набора сортов. Побуждающий пример – не глядя на контрэтикетку, мы можем сказать, что вот это конкретное бароло произвели из неббиоло, а вот то брунелло – из санджовезе.
Анатолий Корнеев: «Мы сейчас как раз обсуждаем с коллегами, как формировать регламенты. В отличие от, допустим, зоны Кьянти Классико или Кот-де-Прованс, у нас нет многолетних традиций, на которых базируется регламент. Поэтому сейчас для нас самая большая ценность – наши виноделы, которые помогут со "слепком" своего терруара, с оценками и описаниями винодельческих ресурсов и инструментов, включая сорта винограда».
Анатолий Корнеев. Фото: © Simple Group
ЗГУ и ЗНМП по-новому
Ничего не поменялось на самом деле, просто расширился угол зрения и подход.
ЗГУ (защищенное географическое указание) – то же самое, что ВВР, виноградо-винодельческий район. Например, «Кубань. Новороссийск» или «Кубань. Таманский полуостров». Но теперь, в связи с утвержденным Территориальным делением виноградопригодных земель Российской Федерации, их не 15, а гораздо больше – один Дагестан потенциально обозначает у себя 28 ЗГУ. Дело за их регламентом.
ЗНМП (защищенное наименования места происхождения) – теперь ВВТ, виноградо-винодельческие терруары. Помните, как болезненно они регистрировались, первые 23 – «Долина Лефкадия», «Маркотхские холмы», «Тмутаракань», «Сикоры»? Теперь их потенциально 61, но новичкам придется оформляться в соответствии с ФЗ-468.
И этот список не окончательный и много(десяти)летний. Есть предложения на уровне терруаров – добавить «Высокий берег» и «Эльбузд». Возможно, со временем выделится «Красная горка», а может, и «Бурлюк».