Артур Саркисян: о своих впечатлениях о российском виноделии
Артур Саркисян – о пути российских вин к уровню 90+

Артур Саркисян – о пути российских вин к уровню 90+

Артур Саркисян

28 июня 2021

Артур Саркисян – автор ежегодного Гида «Российские вина» – представил уже восьмое издание своей книги. Позади несколько поездок по российским винным регионам общей протяженностью больше 10 тыс. километров и серия повторных дегустаций отобранных вин в Москве. Тираж в продаже с мая, а Артур делится своими впечатлениями от российского виноделия с читателями SWN. Спойлер: все сложно.

Содержание
  • Ура, товарищи
  • А теперь «но», и не одно
  • Да, я жмот
  • Wow-факторы
  • Лето, ах лето
  • Дорогу большому русскому
  • Ждем винтаж

Ура, товарищи

Уже 10 лет я ежегодно пробую практически все, что производится в России из местного винограда. Это, уверяю вас, тот еще челлендж. Никогда мне не хватало терпения посчитать все точно, но общее количество ежегодных проб – больше 5000. Сюда входят дегустации рабочих образцов на винодельнях из емкостей и бочек, творчество виноделов-фермеров (из них в Гид попадают только лицензированные винодельни и вина с маркой), контрольные дегустации, включая то, что мы проверяем, купив в рознице. Только на продукцию одной севастопольской винодельни я ежегодно трачу больше 40 тыс. рублей и бережно храню чеки на память.

Конечно, с 2011 года, когда я впервые объехал весь российский юг, наше виноделие переместилось примерно на другую планету. В первой книге проходной балл был 75. Выше поднимать было нельзя – не набралось бы на книжку вина вообще. В Гиде было 13 винных проектов, включая три авторских, вина которых официально не продавались. Вин с оценками больше 85 не нашлось и двух десятков.

Уже год спустя я повысил проходной балл сразу до 80, а количество вин на страницах книги только увеличилось. На рынке тогда появилось сразу несколько проектов с хорошими результатами. В 2014 году на винной карте России возник Крым – и количество вин в Гиде еще выросло, хотя и не так сильно, как можно было бы ожидать. На тот момент в виноделии полуострова все было очень скромно, становление современного крымского стиля только начиналось.

В 2018 году я принял приглашение Роскачества возглавить дегустационную комиссию «Винного гида России» – рейтинга массовых вин, представленных в рознице. В моей книге остались только вина, выпускаемые относительно небольшими тиражами, адресованные сегменту HoReCa и наиболее взыскательной части аудитории. Ужесточились и требования к уровню публикуемых вин. В Гид-2021 попали только вина с оценкой более 85 баллов. Их количество приближается к 500 (в прошлом году было около 350).

Фото: © пресс-служба ежегодного профессионального авторского гида Артура Саркисяна

А теперь «но», и не одно

Полтысячи вин 85+ против двух десятков за 10 лет! Это скорость, заслуживающая огромного уважения. Другой уровень идеологии виноделия, понимания того, как нужно работать на винограднике и в погребе. Безусловно, у российского виноделия есть и свои очень специфичные особенности (я о них уже писал во «Вредных советах винным инвесторам» в прошлом выпуске SWN), но достигнутых результатов они не умаляют.

На рынке появился очень весомый объем приличного вина базового уровня. Это реальные десятки миллионов бутылок. Чистых, ровных, с фруктами и кислотностью на своих местах. Без мышей, овощей и канализации в аромате и вкусе (великий Луи Пастер, чего мы только за 10 лет не напробовались!).

И тем не менее на последних контрольных дегустациях, когда мы отбираем для моей книги лучшее из лучшего, я по большей части скучаю. Чистое, ровное, «набриолиненное» и стабилизированное до полной потери индивидуальности вино – это только база, на которой можно строить стиль винных регионов России, но далеко не достигнутая сияющая высота (как это почему-то кажется некоторым виноделам). Если девушка научилась чистить зубы, причесываться и наносить макияж, это еще не значит, что она выйдет хотя бы в четвертьфинал конкурса «Мисс Вселенная».

Более того, по мере роста базового качества и повышения нижней планки до 85 баллов, я почему-то вижу сокращение количества вин с оценками выше 90.

Мои 95 баллов вину значат, что примерно 95% того, что я успел попробовать в своей жизни, ему уступает по тем или иным параметрам. И можете мне поверить, попробовал серьезных вин я немало.

Да, я жмот

В винном сообществе принято считать, что я жадный и оценки раздаю, как будто от себя ножом отрезаю. Да, я жмот.

Но ровно потому, что все оцениваю по гамбургскому счету. Мои 95 баллов вину значат, что примерно 95% того, что я успел попробовать в своей жизни, ему уступает по тем или иным параметрам. И можете мне поверить, попробовал серьезных вин я немало. Не всем молодым сомелье сейчас доступен такой дегустационный опыт, к огромному сожалению.

Даже 90 баллов (Гран-При в системе координат моего Гида) – это очень много. Гораздо больше, чем 88-89. На этом уровне каждый балл приобретает вес чугунной гири.

Поймите меня правильно. В моей картине мира 88 баллов, твердое «золото» – очень высокая оценка. Результат большой работы, знак профессионального мастерства. 89 – еще выше, на тонкой грани, к которой раз за разом может приближаться большой мастер: в ожидании настоящего вдохновения, стечения обстоятельств, ветра, солнца и достаточного для вдумчивой работы времени.

Фото: © пресс-служба ежегодного профессионального авторского гида Артура Саркисяна

Wow-факторы

90 и выше – это рубеж, за которым начинается другой мир. Не просто очень качественное вино. Больше, чем вино с потенциалом развития в бутылке. Куда больше, чем корректно и даже талантливо показанный сорт. Это вино-эмоция. Почерк винодела и высказывание терруара в свой лучший год. Симфоническая музыка без единой неточной ноты.

Это сложность и нелинейность во всех возможных смыслах. Вино, с которым хочется общаться, как с умным тонким собеседником, долгие часы, а не обменяться парой фраз при краткой – пусть даже теплой – встрече.

Лето, ах лето

Несколько лет я регулярно проводил авторские дегустации под названием «90+», отбирая для них вина с соответствующими оценками в книге. За все время на них (и в самом Гиде) ни разу не было белого вина. Ни одного. Первыми 90-балльниками были выдержанные красные, потом появились интересные игристые. Не составит труда найти в запасниках наших исторических виноделен крепленые и сладкие вина уровня Гран-при.

Казалось бы, с ростом общего уровня виноделия России и в категории «90+» вина должны начать измеряться десятками. На самом деле нет. Их по-прежнему единицы, и в этом году серьезно меньше, чем в позапрошлом.

Фото: © пресс-служба ежегодного профессионального авторского гида Артура Саркисяна

Дорогу большому русскому

По опыту работы команды Russian Wine Bar я знаю, что серьезные вина в правильно сформулированной винной карте продаются лучше и активнее всего. Люди теперь готовы платить дорого за российское вино, чего еще пять лет назад представить себе было нельзя. Тем более, что это «дорого» очень относительно. 10-15 тысяч за бутылку России – это немало, но это базовый ценовой уровень для определенной категории гостей. И вот теперь спрос у этой категории гостей на Россию есть, а вин почти нет. Саспенса нет, который заставляет нас в сериалах смотреть по пять серий подряд, а в ресторанах заказывать вина одного и того же бренда, винодела, за любые деньги в расчете на Впечатление.

Фото: © пресс-служба ежегодного профессионального авторского гида Артура Саркисяна

Ждем винтаж

Почему очень мало таких российских вин? Это большой вопрос. Безусловно, важен упомянутый выше фактор удачного года. Виноделие в России зависит от климатических обстоятельств. Про каждый год винодел может сказать: «Он был сложным». Если повезет, 2020 покажет еще большую энергетику в бутылках, чем легендарный 2012. Но дело не только в этом.

Мне бы не хотелось сейчас рассуждать о технологиях.

О том, что надо бы перестать фильтровать и «стабилизировать» ресторанные позиции до полной потери пульса, о новых и старых дубовых бочках, о специально выделенных микроучастках на винограднике. О том, что в 90% случаев грамотно собранный бленд звучит объемнее и красивее моносорта. Кто хочет слушать, давно меня услышал.

Я понимаю, что российский винный рынок сложен и условия для чистого творчества виноделов не идеальные. Нужно считать себестоимость, прикидывать каналы продаж, выпускать новинки на рынок, когда деньги очень нужны, а не когда вина готовы и перестали выворачивать челюсть танинами. Те же бочки менять, когда положено, в конце концов. У виноделов свои трудности и риски, у виноторговцев и рестораторов – свои. В 2020 году мы все в этом убедились.

Мы иногда пробуем вина лучших российских виноделов, пролежавшие в бутылке 5, 10 и более лет. Такие уже есть, хотя и очень редки. Я уверен, покупка российских вин с прицелом на долгую жизнь в погребе, с инвестиционными задачами станет привычным делом.

Цель оправдает трудности ее достижения. Сейчас все происходит гораздо быстрее, чем в 2010-х, когда некоторые российские винодельни годами бились за место в винных картах и, увы, до созревания спроса не дожили.

Путь к винам уровня 90+ непрост, но российское виноделие его пройдет. Пересечет важный лично для меня рубеж. И произойдет это гораздо быстрее, чем можно ожидать. Я первый буду рад рассказать, когда все случится.

Фото: © пресс-служба ежегодного профессионального авторского гида Артура Саркисяна

Высшие баллы в Авторском гиде Артура Саркисяна «Российские вина» 2021-2022:

«Галицкий и Галицкий» Красностоп Золотовский 2018

92 балла
Кубань, Анапа, станица Гостагаевская
Тираж: 1800 бутылок
Алкоголь: 15%

Сделано из винограда позднего сбора, частично увяленного на кустах, девятилетние лозы.

Комментарий Артура Саркисяна: «Красностоп золотовский в лучшем проявлении этого сорта. Мощнейшая структура <…> Стоит приобретать для длительного хранения и инвестиций».

«Галицкий и Галицкий» Красностоп Золотовский 2018

Саперави Фанагории Точка 2017

91 балл
ЗНМП: Сенной
Тираж: 3000 бутылок
Алкоголь: 14,3%

Специальные участки, снижение нагрузки на лозу.

Комментарий Артура Саркисяна: «Лучшее из ныне существующих вин «Фанагории». Вся богатая гамма сортовых свойств саперави и таманского терруара реализована благодаря отсутствию фильтрации при бутилировании этого вина».

Саперави Фанагории Точка 2017

Фото на обложке: © пресс-служба ежегодного профессионального авторского гида Артура Саркисяна.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №141.

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari