My default image
«Чрезвычайно реалистичны»: почему мир никак не избавится от винных подделок
ГлавнаяВиноРазное«Чрезвычайно реалистичны»: почему мир никак не избавится от винных подделок

«Чрезвычайно реалистичны»: почему мир никак не избавится от винных подделок

Каждая пятая обращающаяся на рынке бутылка вина – подделка. Доля винного контрафакта в 2020 году оценивалась в 68 млрд долларов. И громкие преступления продолжают регулярно наполнять новостные ленты – рассказываем о них, а также о современных методах борьбы с мошенниками.

Виноваты пошлины

В китайском городе Чжанчжоу провинции Фуцзянь полицейские изъяли 40 тыс. поддельных вин, выпущенных под брендами Château Lafite Rothschild и Penfolds, а вместе с ними – оборудование для упаковки, этикетировки и нанесения защитных голограмм. Эти бутылки злоумышленники планировали сбыть за 150 млн долларов, сообщает местное издание Vino Joy. Подделки были «чрезвычайно реалистичными, и большинству потребителей было бы трудно их отличить», подчеркнули в полиции, сообщает издание The Drinks Business.

Еще 8000 фейковых бутылок Penfolds опечатали в марте 2022 года в провинции Цзянсу, где полицейские также обнаружили мастерскую со всем необходимым для производства подделок оборудованием, передавал китайский портал Vino Joy News.

Фото: © Penfolds

Фото: © Penfolds

Предыдущий улов пришелся на начало 2021 года – 50 тыс. контрафактных бутылок Penfolds на 20 млн долларов и девять связанных между собой фабрик по производству контрафактного вина по всему Китаю, рассказывали Vino Joy News. Столько же изъяли в Чжанчжоу в 2018 году, при этом 30 тыс. бутылок к тому моменту уже были реализованы через «доверенные» магазины и интернет-платформы, сообщало издание Vine Pair.

Активность мошенников усилилась после того, как осенью 2020 года Китай увеличил пошлины на австралийские вина до 212% – в ответ на требование Австралии провести расследование происхождения коронавируса и отказ компании Huawei в установке сетей 5G на территории страны, передавал «Коммерсант». И если в первой половине 2020 года на австралийские вина приходилось 39,6% всего винного импорта, то после санкций доля снизилась до 5%.

Жалоб от покупателей на подобную продукцию немного – десятки тысяч бутылок выпиваются без каких-либо подозрений. На злоумышленников полиция выходит с помощью обращений единиц, заподозривших, что вино не так хорошо, как они ожидали; мониторинга цен (когда всплывают бутылки на 30% дешевле рыночной стоимости) и наводок от профильных компаний (например, экспертов холдинга Treasury Wine Estates, которому и принадлежит Penfolds).
Фото: © Penfolds

Фото: © Penfolds

В Европе не безопаснее

Джейн Ансон (Master of Wine) на своем сайте пишет, что подделки составляют около 20% всего винного рынка, в 2020 году объем этого сегмента оценивался приблизительно в 68 млрд долларов – точные подсчеты произвести по понятным причинам невозможно. И проблема эта не только Китая и России (где, по данным РБК, доля контрафактных спиртных напитков в 2021 году составила 26-35% от всего объема потребления алкоголя в стране), но и ведущих винных держав.

Летом 2022 года в Бордо арестовали группировку из 20 человек, которая свозила виноматериал из разных уголков Европы и бутилировала его под аппелласьоном Medoc, сообщает портал The Local. Фокусировались они на винах среднего сегмента, чтобы не привлекать к себе много внимания. Итог – сотни тысяч бутылок отправлялись в супермаркеты по всему миру через сеть дистрибьюторов.

По аналогичной схеме в 2014-2016 годах орудовала другая группа. За это время ее участники завезли во Францию 35 тыс. гл испанского вина (4,6 млн бутылок), которое впоследствии превратилось во «французское» и активно реализовывалось. 26 января 2023 года суд вынес приговор пятерым членам банды – штраф свыше 1 млн евро, а также условные и реальные сроки, передает портал Decanter.

Достается и престижным этикеткам – в 2012-2014 годах злоумышленники продали 400 поддельных бутылок молодых урожаев культовой красной Бургундии от Domaine de la Romanée-Conti и Domaine Leroy на 2,5 млн евро. В итоге одного из участников группировки, Александра Югова, отправили на четыре года в колонию и оштрафовали на 800 тыс. евро за неправомерное использование названия аппелласьона и репутационный ущерб, нанесенный хозяйствам. Вину он отрицал, утверждая, что был уверен в подлинности содержимого бутылок, отмечает The Drinks Business.

Фото: © Ice Tea /Unsplash

Фото: © Ice Tea /Unsplash

Схожая ситуация в Италии – местная ассоциация сельхозпроизводителей Coldiretti оценивает ущерб от контрафактного рынка для винодельческой индустрии в 1,2 млрд евро ежегодно. Злоумышленники штампуют не только базовые Chianti, Prosecco, Valpolicella, но и престижные супертосканские вина. В октябре 2020 года итальянская Guardia di Finanza устроила облаву на подпольный завод недалеко от Милана, который ежемесячно покидали до 700 ящиков фейковой Sassicaia, одного из самых востребованных в категории Fine Wines итальянских вин. Гвардейцы застали в мастерской все необходимое для производства 7000 бутылок Sassicaia 2015 – подлинная партия этого вина обошлась бы в 2 млн евро: речь о великом для всей Тосканы винтаже. Внутри было красное вино из Сицилии, разлитое в изготовленные в Турции бутылки с капсулами и этикетками, напечатанными в Болгарии.

«Мир еще услышит о Руди»

Тема настолько острая, что послужила сюжетом для документального фильма Sour Grapes, который вышел в 2016 году на Netflix. Это история молодого индонезийца Руди Курниавана, который вошел в доверие богатейших винных коллекционеров и аукционистов США и сбыл им тысячи бутылок под видом великих винтажных вин. Из-за его невнимательности (были случаи, когда он продавал несуществующие в истории хозяйств винтажи) и бдительности некоторых покупателей, заметивших неладное во вкусе вина и привлекших к оценке происхождения продукта экспертов, замысел Руди был раскрыт. 8 марта 2012 года ФБР обнаружило в его доме в Калифорнии сотни старых пустых бутылок, более 15 тыс. поддельных вин, тысячи пробок, готовых этикеток и формул для воссоздания вкусовых профилей редчайших вин с использованием комбинации дешевых.

Фото: © Архив SWN

Фото: © Архив SWN

Выяснилось, что Курниаван вручную оформлял каждую бутылку – клеил этикетки, «химичил» с состариванием пробок и капсул. Общую стоимость созданных им вин власти оценили в более 550 млн долларов. Часть винтажей, за которые он выдавал свою продукцию, были настолько редки, что многие коллекционеры даже не представляли, каковы они должны быть на вкус.

«Кто помогал Руди в ювелирной подделке пятнадцати тысяч бутылок, которые он сам смог бы сделать лишь за годы непрерывной работы? Курниаван был лишь лицом организации, но за решетку отправился только он один», – отмечала в разговоре с SWN частный детектив Морин Дауни, которую называют Шерлоком Холмсом в мире вина. Именно она помогала расследовать преступление. Эксперт сомневается, что Руди орудовал один, – тем не менее подельников он так и не сдал.

В итоге в 2013 году Курниаван отправился на 10 лет в колонию. 7 ноября 2020 года его досрочно освободили и депортировали из Штатов в Индонезию. «Он представляет угрозу общественной безопасности», – говорилось в заявлении Таможенной и иммиграционной службы США.

Его адвокат Джером Мун тем временем докладывает, что его клиент получает много запросов на работу винным консультантом. «Мир еще услышит о Руди», – уверяет юрист.

Часть подделанных Курниаваном вин все еще обращаются на рынке: по оценкам блога Wine Fraud, речь о винах на 550 млн долларов, которые путешествуют из коллекции в коллекцию. Вопрос – сколько таких «Руди» орудуют, пока не пойманы правоохранительными органами?

Фото: © Архив SWN

Фото: © Архив SWN

Избежать подделок

Для борьбы с подделками винодельни внедряют блокчейн-системы (позволяющие отследить любые движения вина – от погреба до перепродаж на вторичном рынке), сложносочиненные теги (так, в Ornellaia для каждой бутылки разработали полупрозрачную полимерную метку на капсуле с рандомным количеством и расположением пузырьков, которую невозможно воспроизвести), видимые только в ультрафиолете голограммы и даже скрытые маркеры внутри самой бутылки.

«Многие производители сейчас работают над аутентификацией своих вин. У Cristal есть цифро-буквенный код на этикетке, по которому вы можете проверить ее подлинность, у Ornellaia есть prooftag, отсканировав который, вы можете проследить путь бутылки. Но все эти меры работают лишь частично: бутылку можно укупорить повторно, да и отсканировать ее вы можете, только когда она оказалась у вас в руках», – рассказывала SWN винный детектив Морин Дауни.

Фото: © Ornellaia

Фото: © Ornellaia

Инновации внедряют в основном топовые хозяйства, вина которых может себе позволить ограниченный круг потребителей. Как обезопасить себя от подделок при покупке базовых вин? Ответ прост: ни в коем случае не покупать вино «с рук», а обращаться к официальным импортерам, которые законодательно обязаны обеспечивать прозрачность поставок и подлинность каждой бутылки.

Фото на обложке: © Stephane Yaich/Unsplash.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email