* Decanter World Wine Awards (DWWA) – винное соревнование, основанное в 2004 году журналом Decanter и являющееся крупнейшим в мире, где ежегодно выставляют более 15 000 вин. – Прим. перев.
Это было первое вино с крошечного виноградника, и случилось это всего 7 лет назад (к моменту написания книги в 2018 году. – Прим. ред.). Нужно было дать им передохнуть. Сегодня я пробовал 50 образцов китайских вин, и практически все они были лучше, чем «Маленькие ножки» 2009 года, которые вызвали столько шума. На сегодняшней дегустации было представлено три вина 2014 года от «Маленьких ножек», и прогресс был просто невообразимым: это были вина поистине мирового класса, округлые, красиво выдержанные в дубе, каким-то образом сбалансированные и утоляющие жажду при содержании алкоголя в 14,5%. Не великие вина, нет. Это был лишь шестой винтаж. Как много примеров великих вин мы можем назвать из произведенных в течение шести лет и получивших международное признание, которые родом из Австралии, Калифорнии или Чили? Не так и много, я полагаю.
Мне кажется, что сильная сторона Китая заключается в поразительной способности заявить о том, что они хотят сделать, а затем сделать это. Однажды я прочитал о том, как в 2013 году руководитель ассоциации виноделен Нинся жаловался на то, что местные жители рассказывали журналистам, будто его группа собиралась организовать винную дорогу – наподобие тех, что в калифорнийской Долине Напа или в Бордо во Франции, – и выстроить вдоль нее 50 совершенно новых châteaux. «Не пятьдесят», – сказал он устало. «У нас планы построить тысячу châteaux». Менее чем четыре года спустя моя знакомая вернулась из поездки по этой области, которая действительно лежит на самом краю пустыни Гоби, и она сказала, что там построили новую дорогу длиною в несколько километров, а вдоль нее стоят десятки замков и виноградники за виноградниками. И все это за четыре года.
Но и у сильной стороны Китая есть ахиллесова пята: мы просто не верим или не можем поверить в тот прогресс, который имеет место быть там. Нужны отважные путешественники, которые, вернувшись в европейскую реальность, расскажут, что там происходит на самом деле. Я довольно часто езжу в Китай, хотя и не всегда с целью посещения виноградников, и каждый раз не могу поверить своим глазам, видя трансформацию тех мест, которые я знал в течение тридцати лет. Практически все изменения произошли за последнее десятилетие. Вот почему мне не следует удивляться, когда я вижу виноградники в Нинся. Они являются частью великого пятилетнего плана по остановке наступления безжалостной пустыни Гоби на регион.
Правительство решило, что виноградники – это хорошая идея: нужно сравнять бульдозером земли с песчаными дюнами, установить оросительную систему и высадить лес, чтобы укрыть лозы от жестоких ветров пустыни, а поразительное качество лучших вин будет дополнительным бонусом. Уже сегодня местные винодельни доказывают, что сделать здесь качественное вино вполне реально, а представьте себе, сколько еще чудесных напитков мы сможем попробовать в ближайшие несколько лет? Шести лет китайцам оказалось вполне достаточно, чтобы перейти от приличных, но резковатых до изумительных вин. А вот с красными не все так просто, как выяснили китайцы, однако они буквально шокируют меня тем, каким образом берутся за дело.
Когда смотришь на огромную территорию Китая, то думаешь, что там, должно быть, есть десятки мест, пригодных для виноградников. Скорее всего, так и есть, если только не применять к ним европейские критерии, несмотря на то, что самым популярным сортом винограда в Китае пока что является «каберне совиньон». Существует одна небольшая область под названием Ганьсу, расположенная еще дальше в сторону центральной части страны, чем Нинся, климат которой предположительно чем-то напоминает Бордо. «Весьма отдаленное сходство», – промелькнула у меня мысль. В Бордо не нужно каждую зиму закапывать лозы, чтобы защитить их от 20-градусного мороза. А именно это приходится делать в Ганьсу.
То же самое приходится делать и в Нинся, в области, которую фактически называют китайским Бордо, а каберне совиньон от таких виноделен, как Helan Qingxue (которая производит «Маленькие ножки»), Silver Heights, Ninglan Helan Mountain, Jade Vineyard, Lilan и французского гиганта в области напитков Pernod Ricard, очень впечатляет. И это только выдающиеся представители китайского виноделия. Я еще не упомянул Grace Vineyards в Шаньси, к востоку от Нинся. А еще я не упомянул, вероятно, самую выдающуюся винодельческую зону – Синьцзян. Я не был в Синьцзян, но пролетал над ней на высоте 10 000 метров и чувствовал, что там происходит нечто особенное, хотя видел засушливую равнину, лежащую между высоких гор, с явными очагами сельскохозяйственной деятельности. И это могут быть виноградники. Организация под названием Jinchuang Suntime разбила виноградник в 10 000 га на склонах горы Тянь-Шань, став таким образом владельцем самого крупного виноградника в Азии, да, скорее всего, и в мире тоже. Это очень по-китайски. Просто сделай это.