Варламов-винолюб
В среднем я выпиваю полторы бутылки вина в день, в основном новосветского. Я выбираю по этикетке, по ней всегда понятно, на какую аудиторию рассчитывает винодел. У дешевого вина – дешевая этикетка. Хотя я бы на месте виноделов клеил дорогие этикетки на дешевые вина. Чем креативнее и интереснее этикетка, тем вероятнее, что внутри будет что-то интересное. Например, у «Ведерникова» был «Фантом» в тяжеленной бутылке, которой можно было запросто убить человека. И дизайн, и бутылка, и вино – все было отличное.
Я не люблю пино нуары. А нравятся мне красные из Риохи и Аргентины. Хотел еще назвать Шатонеф-дю-Пап, но вспомнил, как в Лондоне заказал его в ресторане. А друг-англичанин говорит: сразу видно, русское быдло. Я опешил, а он объяснил, что это вино заказывают только русские, так как зачастую оно самое дорогое. В какой-то момент, когда в Лондоне было особенно много русских, в дешевых супермаркетах вроде «Пятерочки» среди столовых вин по пять фунтов появился шатонеф по десять – на случай если русский зайдет.
У меня есть канал в Telegram – Varlamov_drink, где я выкладываю фото того, что пью. Там можно проследить ассортимент последних месяцев: мальбеки, шатонефы, бордо, шабли, пуйи-фюиссе.
Я не люблю коктейли и вообще пью только чистый алкоголь: вино, водку, портвейн, иногда пиво. Смешивать напитки – это какая-то ерунда.
Hedonism Wine Евгения Чичваркина – лучший винный магазин в мире. Туда ходят как на экскурсию и даже воруют таблички с ценниками. Вы знаете другие магазины, где их воруют? Я – нет.
Самым дорогим вином меня поил как раз Евгений Чичваркин. За всю свою жизнь я не выпил вина на такую сумму, как за пару вечеров с ним. Когда видишь бутылку за 20–30 тысяч фунтов, невозможно удержаться от вопроса: кто покупает это вино? Женя говорит, что в Лондоне живет много людей, для которых это все равно что купить глинтвейн на улице. Наверное в этом есть какое-то очарование, но большей частью эстетическое. Об этом можно потом всем рассказывать. Покупая простое вино, ты покупаешь вкус в бокале. Покупая его на аукционе или за бешеные деньги, ты покупаешь воспоминания, историю.
Я не очень люблю мишленовские рестораны, где повар разыгрывает перед тобой спектакль. Мне не нужен спектакль, мне нужен хороший, вкусный стейк.
Недавно я был в Молдавии на Дне вина и понял, что я дома. Кстати, рядом с молдавским посольством в Москве есть ресторан с оригинальным названием «Молдова». Там можно выпить санкционное вино. Рекомендую.
Лучшее, что могло случиться с молдавским виноделием, это запрет ввоза вина в Россию. Раньше они делали дешевое пойло для российского рынка, сладкие вина по 2 рубля за литр. А после запрета молдавское виноделие возродилось, там стали делать вино, которое оказалось вполне конкурентоспособным на европейском рынке. Понятно, что это низший ценовой сегмент, но они неплохо продают вина в Китай и Англию. Есть совершенно потрясающие вина. И это самые недооцененные вина в Европе.
Hedonism Wine Евгения Чичваркина – лучший винный магазин в мире. Туда ходят как на экскурсию и даже воруют таблички с ценниками. Вы знаете другие магазины, где их воруют? Я – нет.
Варламов-философ
Люди пьют, чтобы уйти от реальности. Общество, в зависимости от культурного уровня, употребляет разные напитки. Самое примитивное и дешевое – водка. Ею легко ужраться. Следующий уровень – пиво, от него как минимум нельзя умереть. И вот тут возникает вопрос: а зачем пить, если не можешь от этого умереть? Русские любят рисковать, ходить по лезвию ножа. Пить водку все равно что ехать в автомобиле без ремня [безопасности. – Прим. ред.]. А вино – это не для русского человека.
Мне кажется, что употребление вина в России скорее статусная вещь. Важно, за сколько ты купил бутылку вина. Процент людей, которые в вине как-то разбираются, ничтожен, большинство пьет его, потому что это модно. С выставками похожая ситуация: все идут в музей, потому что это модно или Путин туда наведался. А до него картины висели и мало кому были нужны.
Отсутствие вкуса – огромная проблема. Воспитание вкуса – дорогое удовольствие. Нельзя, прочитав книжки и посмотрев ролики на YouTube, начать разбираться в искусстве или в вине. Нужно жить среди этого. А если живешь в многоуровневой квартире со встроенной подсветочкой на потолке и мебелью от «8 марта», то вкус не воспитаешь.
Я считаю, что массовой винной культуры в России нет. Это видно даже по ассортименту винных магазинов. В пиве сейчас более или менее разбираются и могут отличить хорошее от плохого. Практически в любом магазине вы найдете нормальное пиво. А в обычном магазине вина не найти. И не потому что магазины плохие, а потому что нет потребителя.
Многие до сих пор считают, что вино должно быть сладким или что вино за 500 рублей не отличается от вина за 5 тысяч. Они как массандру пили, так и пьют. Самый топ, если человек скажет: мне австралийский шираз или новозеландский совиньон блан. И тогда в глазах своих спутников он уже винный эксперт, потому что смог назвать и сорт винограда, и страну, где он выращивается и особенно удачно удается.
Вы цены на вино видели? В Норвегии, где государство контролирует всю продажу алкоголя, где самые высокие налоги на алкоголь, новозеландский совиньон стоит вдвое дешевле, чем у нас. По какому принципу несчастная бутылка Matua в 2015 году стоила 1200 рублей, а сегодня 2400 (на самом деле в среднем 1900 рублей. – Прим. ред.), никто не знает. Хотя ей красная цена 15 евро.
Вино становится недоступным. В Европе самый массовый сегмент – 500 рублей за бутылку, то есть 5–8 евро. В России, учитывая наши средние зарплаты, цена должна быть не выше 300-400 рублей. Но мы же понимаем, что за эти деньги нормального вина не купишь, и к винной культуре не прикоснешься. Чтобы винная культура стала массовой, она должна стать доступной.
Варламов-путешественник
Когда приезжаешь в Осло или Копенгаген зимой, видишь, как весь город сидит на уличных верандах на шкурах под инфракрасными обогревателями. Красота! Город живет, все гуляют. У нас если префектура не разрешит открыть летнюю террасу, попробуй что-то сделать. И не важно, что солнце светит и люди готовы сидеть на улице. Я был в Алма-Ате, где зимы куда суровее, чем в Москве. И там зимой открыты террасы, в городе совсем другая атмосфера. Почему у нас пытаются загнать все в рамки и протоколы – непонятно. И так на каждом шагу.
Очень круто в этом плане в Берлине, где открыты маленькие бары с мебелью «из говна и веток». Или в Будапеште с его руинными барами в заброшенных зданиях. Там можно такое сделать. А у нас не позволят, скажут, что отсутствуют разрешения и так далее. Все эти ограничения мешают развиваться барной культуре.
Оглянитесь, мы с вами сидим белым днем в баре, все вокруг пьют вино, но разве кто-то валяется пьяный под столом?
Когда русский человек впервые попадает в Европу, он офигевает, как все устроено, как народ гуляет и веселится на улице. У нас к людям относятся как к скотине, которая, если ее не остановить, мигом напьется и устроит бунт. Поэтому не дай бог на каком-нибудь массовом мероприятии продавать алкоголь. Хотя люди умеют себя вести. Оглянитесь, мы с вами сидим белым днем в баре, все вокруг пьют вино, но разве кто-то валяется пьяный под столом?
Дегустация
Слева направо: Joseph Drouhin Fleurie Domaine des Hospices de Belleville 2015; Domaine Bernard Baudry Chinon Rouge AOC 2015; Henri Bourgeois Sancerre Rouge Les Baronnes AOC 2014
Joseph Drouhin Fleurie 2015 / Божоле / Гаме
Флёри – одно из десяти крю Божоле, виноградников высшей пробы по местной классификации.
«Аромат напоминает мне гараж моего дедушки в Симферополе. Когда весной ты открываешь двери, а там пахнет землей и цветущими каштанами. Отличное вино».
(Выбор Ильи) Domaine Bernard Baudry Chinon 2015 / Долина Луары / Каберне фран
Бернар Бодри – один из самых рейтинговых виноделов Шинона, в своей линейке он коллекционирует кабфраны с отдельных крошечных терруаров, этот образец – программный ассамбляж Дома, элегантное пряное вино, нефильтрованное и на диких дрожжах.
«Это вино определенно мой фаворит. Фруктовое с дымком. За него я бы не пожалел заплатить пять тысяч рублей».
Henri Bourgeois Sancerre 2014 / Долина Луары / Пино нуар
Красный сансер с 30-летних лоз от Анри Буржуа, владеющего самой инновационной гравитационной винодельней в Долине Луары. Выдержано во французском дубе, треть бочек обновляется каждый год. Стильно, модно, молодежно.
«Похоже на пино нуар, так что мне сложно его комментировать. Я просто не люблю такой стиль, это к Парфенову, который считает пино нуар королем вин. Я человек из народа и до пино нуара пока не дорос».
Слева направо: Weingut Hans Igler Blaufränkisch Hochberg 2014; Riecine Chianti Classico DOCG 2015; Te Mata Estate Vineyards Syrah 2016; Donnafugata Sherazade Nero D'Avola Sicilia DOC 2016
Hans Igler Blaufränkisch 2014 / Бургенланд / Блауфранкиш
Шелковистое, чуть пряное вино из автохтонного австрийского сорта с отдельного виноградника Хохберг. На этикетке художник Антон Лимден изобразил Ноев ковчег, где, как мы помним, уцелела виноградная лоза.
«Очень легкое вино, подойдет даже для жаркого летнего дня, особенно с тартаром или карпаччо».
Riecine Chianti Classico 2015 / Тоскана / Санджовезе
Кьянти с великого терруара в коммуне Гайоле известно своей утонченной структурой и элегантностью. Выдержано 16 месяцев по большей части в двухгодичных барриках и тонно. В хозяйстве Riecine практикуют органическое виноградарство, постепенно вводя биодинамику.
«Волшебное вино, сон в летнюю ночь!».
Te Mata Estate Syrah 2016 / Хокс-Бэй / Сира
Среднетелый выдержанный в дубе шираз от одного из старейших хозяйств Новой Зеландии. Благодаря капле вионье в букете добавляются цветочные оттенки – хитрость, позаимствованная у виноделов Северной Роны.
«Я бы непременно купил такое вино. В нем есть интересный овощной тон. Оно отлично подойдет под стейк из молодого оленя с брусничным соусом».
Donnafugata Nero D'Avola 2016 / Сицилия / Неро д’авола
Легкое искристое вино от веселой семьи виноделов с юга Сицилии, которая по сути совершила винную революцию на острове, отойдя от десертных вин. Таинственная южная сказка – не зря в названии и на этикетке присутствует Шехерезада. Фруктовое, не выдержанное в дубе, с нотами сливы и черного перца.
«Отличное легкое красное вино, хотя мне не хватает в нем насыщенности».
Дегустация прошла в SimpleWine&Bar. Материал был опубликован в журнале Simple Wine News №116, 2018.