SWN
Редакция SWN
Редакция SWN
ГлавнаяСтатьиЛюдиИнтервьюМежду Шампанью и Провансом: искусство жить от Брюно Пайяра

Между Шампанью и Провансом: искусство жить от Брюно Пайяра

Брюно Пайяра, владельца шампанского дома своего имени, управляющего домом Lanson и создателя Château des Sarrins, редактор SWN Яков Лысенко застал в его родном Реймсе и попросил порассуждать о родине, ее настоящем и будущем, а также великих удовольствиях жизни.

Между Шампанью и Провансом: искусство жить от Брюно Пайяра

Корни часто задают жизненную линию. Семья Брюно Пайяра с 1704 года занимается виноградарством в Шампани – казалось бы, куда здесь судьбе фантазировать? Однако вторую любовь, не менее крепкую, он нашел в Провансе. Этот абсолютно контрастный шампанскому терруар Пайяр наделил нордическим напряжением, сложностью, задав новый виток развития региона.

ТОП100

Вспоминает детство у бабушки в Верзене

Самые яркие воспоминания – о времени, проведенном в доме моей бабушки в Верзене, коммуне со статусом гран крю в Монтань-де-Реймсе. Помимо виноградников у нее был большой сад, где росли ревень, красная смородина, яблони ренет, английская вишня. Эти кисло-сладкие фрукты во многом сформировали мой вкус: я всегда ищу в винах напряжения, контраста.

В 1980-х большинство представленных на рынке шампанских не совпадали с моим представлением о прекрасном.

Я подумал – а почему бы не создать свое, идеальное? Мне было 27 лет, виноградников у меня не было, так как у моего прадедушки, дедушки и папы были большие семьи и парцели со временем были раздроблены. Но имелись небольшие накопления за шесть лет работы куртье в компании отца, а также два автомобиля, Citroën Traction Avant и Jaguar Mk 2, которые я продал и выручил 50 тыс. франков. 

Месье Пайяр довез Якова Лысенко до станции в Реймсе на Jaguar той же марки, что ему пришлось продать в свое время, чтобы запустить свой первый шампанский дом. Фото: © Studio Cabrelli

Месье Пайяр встретил Якова Лысенко на станции в Реймсе на Jaguar той же марки, что ему пришлось продать в свое время, чтобы запустить свой первый шампанский дом. Фото: © Studio Cabrelli

Так в 1981 году я с нуля запустил Champagne Bruno Paillard. Идея была создать чистое, напряженное, минеральное шампанское с меловых терруаров. Будучи опытным винным брокером, я прекрасно знал, виноград из каких коммун мне нужен. В то время появлялось мало шампанских домов, тренд был скорее на их продажу. Всего на рынке было два небольших производителя, выпускавших вина высочайшего качества, – мой и Jacques Selosse.

Мои вина с самого начала – исключительно категории экстра-брют и с указанием даты дегоржажа. Через 10 лет, когда Champagne Bruno Paillard уже стал востребованным брендом, мы с моим партнером Филиппом Бежо решили создать второй дом. Если первый поставлялся исключительно в рестораны высокой кухни, то для второго мы значительно расширили дистрибуцию – вина оказались на полках супермаркетов, винотек разных стран. Постепенно мы сформировали группу, в которую сегодня входят восемь шампанских брендов, в том числе исторический дом Lanson.

Признается в любви к шампанскому

Мне нравится, когда вино разговаривает со мной, рассказывает о земле, на которой оно было создано, транслирует уникальные терруарные ароматы. Шампанское – вино с захватывающей 300-летней историей. Это вино, которое задействует все пять наших органов чувств. Вы наливаете вино в бокал и наслаждаетесь муссом, струйками пузырьков – это столь же прелестный спектакль, что снег за окном, огонь в камине, он заставляет нас мечтать. Беря бокал в руки, вы ощущаете приятную прохладу, затем вдыхаете сложный аромат, где и фрукты, и цветы, и специи, и йод, и мел. Перед тем как попробовать шампанское, вы можете послушать его, как дети слушают морские раковины. Свежесть и хрустящий огонь одновременно. Если вы никогда не слушали шампанское, обязательно попробуйте! И, наконец, вкус – в каком-то роде синтез всех предшествующих этапов. Первое касание, не полноценный глоток – самый счастливый момент, ради которого все и затевалось. А затем надо пить – куда деваться!

studiocabrelli

Фото: © Studio Cabrelli

Размышляет о будущем Шампани

В регионе всегда были проблемы, легко в Шампани никогда не было. В начале своего пути я помню урожаи, которые заканчивались в первых числах ноября, сегодня же есть зоны, где последние грозди срезают в конце августа. Изменения климата – огромная проблема.

Раньше для достижения фенольной зрелости с момента распускания почек до созревания винограда нам требовалось около 100 дней: в сентябре-октябре прохладная погода позволяла замедлить физиологическое и продлить фенольное созревание, и в итоге мы могли создавать более сложные, напряженные вина. Сегодня же в эти месяцы намного жарче, есть риски дисбаланса.

Фото: © Studio Cabrelli

Ассамбляж исторически помогал нам добиться гармонии в шампанском. Я знаю, что сегодня есть мода на парцеллярные кюве. Да, есть выдающиеся участки, но их единицы среди всех 300 тыс. парцелей. Понятно, что, когда речь идет о рекольтане, у которого совсем немного земли, выбора нет. И у некоторых получаются выдающиеся образцы – взять Olivier Horiot или Pascal Agrapart из Кот-де-Бара. Но глобально великие шампанские вина – это всегда композиция терруаров.

Движение рекольтанов, позиционирование small is beautiful – это весьма симпатично, но будущее региона, конечно, за домами. В регионе 18 тыс. рекольтанов, но ведь не каждый из них способен выстроить полноценный бизнес. Недостаточно сказать: смотрите, какой я небольшой симпатичный рекольтан, – надо умудриться найти своих клиентов, продать бутылки. Несмотря на популярность региона, это не происходит по щелчку пальцев – за продажами стоит гигантская работа.

Рассказывает о провансальской авантюре

В конце 1994-го мы с женой решили купить загородный дом. Шампань я очень люблю, но это северный регион, погода здесь не всегда радует. Поэтому мы решили обзавестись семейной резиденцией на юге, где в отпускные дни могли бы собираться с нашими детьми. Купили стопку журналов с объявлениями, сели листать их, и уже через минуту я воскликнул – я нашел то, что нам нужно! Моя жена взглянула и смутилась, ведь дом продавался с виноградниками: «Если еще лоз прибавится, я тебя вообще перестану видеть». В итоге нам так понравился дом, что через месяц мы купили его.

Это было старое, изолированное от внешнего мира заброшенное здание в 2 км от коммуны Сент-Антонен-дю-Вар, расположенной в часе езды на север от морского побережья. Речь не о каком-то крутом шато, это было довольно рустичное строение, сила которого – в простоте. Оно тронуло меня своим скромным благородством. Понимая, что дом нуждается в большой любви и поддержке, мы отреставрировали его.

Фото: © Studio Baalt

Фото: © Studio Baalt

Изначально мы не планировали создавать домен в Провансе, но потом я взглянул на прилагающиеся к дому виноградники и понял, что здесь есть большой потенциал. Они расположены на высоте 200-300 метров в дикой долине между горным массивом Мор и предгорьем Альп – окружены холмами, поросшими соснами и дубами. В составе почв глина, в том числе белая, а также известняк – но не меловой, как в Монтань-де-Реймсе или Долине Марны, а каменистый, как в Рисе, Обе на юге Шампани.

Территория хозяйства – около 50 га, из них 13 га под лозой. Мы сохранили лишь 5 га высаженных по системе гобле в 1965-м году великолепных красных сортов – оставшуюся площадь пересадили. Затем спустя годы понемногу некоторые наши соседи продавали нам свои участки, так мы выросли до 100 га, из которых 30 – виноградники. Château des Sarrins – по-прежнему наш южный дом, мы проводим там много времени.

Создает новый образ Прованса

Да, мы поставили себе задачу создать великое розе. Выделили 15 отдельных участков, на которых растут лозы мурведра, гренаша, сира и каберне совиньона, полностью перевели их на органику. Собираем урожай ночью, чтобы сохранить свежесть и чистоту фрукта, ягоды мягко прессуем, добавляем минимум сульфитов – все, чтобы с точностью передать в вине ощущение терруара.

Если вы посмотрите гиды винных критиков 20-летней давности, вы не найдете там розе. Еще 30 лет назад у провансальских вин была слабая репутация – это были тяжелые (достигали 15-16 градусов) пересульфитированные утомительные вина, не имеющие ничего общего с современным Провансом, изысканным, выразительным. И эта качественная революция – результат труда всего двух поколений виноделов. Я стал одним из участников этой революции.

Композиция почвы у нас похожа на ту, что в Бандоле, единственное – у нас более прохладный терруар. Они говорят: мурведр по-настоящему раскрывается, только когда видит море. Но я могу поспорить с этим утверждением: он дает интересные результаты на нашей земле.

У нас три розе в коллекции. Les Sarrins Rosé – легкое, про клубнику и провансальские травы; Rosé Grande Cuvée – сложное, с оригинальной цветочностью, длинным финишем; выдержанное в 300-литровых бочках с батонажем Rosé Secret – самобытное, с мягкой бриошью, миндалем, самым длинным послевкусием.

Брюно Пайяр с Rosé Grande Cuvée – его взглядом на провансальское розе. Фото: © Studio Baalt

Брюно Пайяр с Rosé Grande Cuvée – его взглядом на провансальское розе. Фото: © Studio Baalt

Мы одни из первых в Провансе стали отправлять розе на воспитание в дуб – сложность нашего терруара допускает такой подход. Наши розе интересно развиваются с возрастом, у них появляются пряные тона, которые не встретить в молодых винах. Жаль, что большинство розе чаще всего выпиваются на самых ранних этапах развития.

Помимо розе и красных вин, которые мы, кстати, единственные в регионе выпускаем спустя четыре года после урожая, мы также делаем белое вино. Когда высадил роль, он же верментино, этот сорт не был популярен в Провансе – сегодня же он очень востребован. Роль позволяет создавать великолепные вина, сочетающие элегантность и напряжение. Такого же баланса я стараюсь достичь в своих розе, да и в шампанских: в Bruno Paillard и Lanson всегда тонко сочетаются энергия и грация. Когда сервирую вслепую Blanc Secret тем, кто не знаком с этим вином, они с уверенностью отправляют его в Бургундию. Роль действительно напоминает шардоне, единственное, он более ароматичный – но с выдержкой в барриках, легким батонажем он остепеняется, усложняется элегантными ванильно-автолизными тонами.

Признается в любви России

Не меньше вина я ценю искусство. Русская классическая музыка – моя любовь, ее много в репертуаре моего друга пианиста Жан-Филиппа Коллара, который часто выступает в Париже. Мне также очень нравится французский композитор Габриэль Форе, его Requiem – лучший в своем жанре.

Studio Cabrelli

Фото: © Studio Cabrelli

Живопись – еще одна моя страсть. Много русских художников эмигрировали в свое время во Францию. Наверное, самый известный – Николя де Сталь, у которого в прошлом году прошла масштабная ретроспектива в Музее современного искусства в Париже. Прекрасны работы Андрея Ланского, Хаима Сутина, Сержа Полякова. Последний, кстати, есть в моей коллекции. Холод и тепло, цветовые элементы гениально сочетаются между собой, яркие контрасты. Тюбики с краской у всех одинаковые, но вот создать с их помощью сложную, животрепещущую композицию – задача непростая. То же самое с шампанским: чтобы создать комплексное, не похожее ни на что другое шампанское, требуется большой талант.

Знаменательные даты

  • В 1981-м родился шампанский дом Bruno Paillard
  • В 1994-м у Брюно появилось Château des Sarrins в Провансе
  • С 2006-го шампанский дом Lanson входит в группу, главой которой является Брюно Пайяр

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №169.

Фото на обложке: © LBCC.

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email