Арт на винодельнях: что висит на стенах в цехах первичной ферментации
Красной линией: арт на винодельнях

Красной линией: арт на винодельнях

Редакция SWN

16 мая 2021

Обнаружили небольшой тренд в винном арте: у виноделен, хорошо известных связями с современным искусством, инсталляции внедрены прямо в цеха первичной ферментации.

Содержание
  • Lions Heads / Hess Family
  • Castello di Ama
  • Ca’ del Bosco

Lions Heads / Hess Family

Сила природы (2014)

Тим и Сабрина Персон решили оставить в своем погребе этот чан, поврежденный во время землетрясения в долине Напа в 2014 году, в качестве арт-объекта и как напоминание о непредсказуемости природы, перед которой винодел может лишь сохранять смирение.

Сабрина – падчерица Дональда Хесса, которому принадлежат несколько виноделен в Калифорнии и Аргентине, флагманская – Hess Collection в Маунт-Видер.

При этом Дональд Хесс (1936 г. р.) – один из самых известных в мире коллекционеров современного искусства, его музей на винодельне считается одной из наиболее значительных частных коллекций в мире, хотя в постоянной экспозиции находится лишь четверть собрания Хесса. Посещение музея бесплатное, входит в тур по винодельне: нужно только добраться до Калифорнии.

Первой приобретенной юным Хессом работой «случайно» оказался портрет Амбруаза Воллара Пикассо, а с некоторых пор он решил покупать работы только ныне живущих художников. В Аргентине у Хесса винодельня в модном регионе Сальта: Bodega Colomé. И там тоже открыт музей, причем в необычном формате: он посвящен творчеству одного художника, Джеймса Таррелла.

30 лет назад швейцарский авангардист Рольф Изели отказался продавать Хессу свои картины, объяснив это тем, что производства Хесса (а у него в активе была также пивоварня) загрязняют окружающую среду вредными выбросами. Это подтолкнуло Хесса к переходу на концепцию sustainability.

© Hess Family Wine Estate
1/2

Дональд Хесс: «Мой отец не понимал искусство, он говорил, что природа – лучший творец. Я немного завидовал соседям, у которых все стены были в картинах. Как-то спросил у отца, почему у нас нет ни одной, а он подвел меня к окну: "Назови мне хоть одну причину для покупки чего-то в уродливой раме"».

«Современное искусство – зеркало нашего мира. Вы поймете его лучше, если остановитесь и уделите ему достаточно времени. Просто так ходить по залам галереи – все равно что гулять по библиотеке, глядя на корешки книг».

Castello di Ama

«Красный нерв» (2019)

Мирослав Балка

Темы работ художника, родившегося в Варшаве в 1958 году, часто вращаются вокруг травматичных воспоминаний о войне; его отец и дед делали надгробия. Работы Балки можно увидеть в большинстве важных музеев современного искусства в мире, теперь и в Castello di Ama его красный нерв прорезает темноту ферментационного зала, уходя под землю и в небо. Это вена или корень, который соединяет воедино то, что мы видим, с чем-то более существенным, помещенным во тьму. Это работа о терруаре Амы, об уникальности одной точки на планете.

История с объектами искусства в Castello di Ama началась в 2000 году, когда Марко Палланти и Лоренца Себасти решили украсить свою землю. 

«Мне захотелось дать этим средневековым стенам новое дыхание, а ничто так не пробуждает мысль, как современное искусство», – говорит Лоренца. Марко и Лоренца сотрудничают с галереей Continua в Сан-Джиминьяно: иногда идея о том, кого пригласить для работы, рождается у сотрудников галереи, а иногда – у Марко и Лоренцы, и тогда Continua обеспечивает организационную сторону вопроса.

Первой была работа Микеланджело Пистолетто, установившего в погребе дерево с зеркальным нутром. Потом «Дерево Амы» начало расти. Концептуалист Даниэль Бюрен (он, кстати, считается одним из самых дорогих ныне живущих французских художников), поставил в Аме 25-метровую зеркальную стену, в которой отражается имение, а сквозь прорези в стене виноградники выглядят, как пейзажи в рамах на стене галереи. С тех пор почти каждый год в Ama появляются новые инсталляции. В проекте поучаствовали Аниш Капур, Илья и Эмилия Кабаковы, Луиз Буржуа, Чен Жень, Джулио Паолини и другие художники.

«Красный нерв» Мирослав Балка © Castello di Ama

«Признание нуля» (2014)

Хироси Сугимото

Сугимото превратил апсиду замка в камеру-обскуру, на стену которой через маленькое окошко спроецировано все борго Ама.

«Признание нуля» Хироси Сугимото © Castello di Ama

Хироси Сугимото «Признание нуля» © Castello di Ama

«Настоящее и будущее» (2021)

Дженни Хольцер

На осуществление проекта потребовалось три года, ведь частично материалом здесь являются растения, они должны были взойти и укрепиться. «Будущее ближе, чем кажется», – объясняет смысл недавно представленной инсталляции Лоренца Себасти.

«Настоящее и будущее» Дженни Хольцер © Castello di Ama

Марко Палланти: «Вино и современное искусство объединяет чувствительность, для понимания и того и другого нужно не бояться нового, но одновременно тренировать чувства: видеть все, чего раньше не видел, учиться слышать свой внутренний голос. Не бояться совершить ошибку, быть готовым к откровениям».

Лоренца Себасти: «Ты входишь в погреб – и у тебя рождаются мысли и обостряются чувства. Ты еще более трепетно начинаешь относиться к вину. Каждый раз, когда я вижу "Дерево" Пистолетто, я испытываю ту же радость, что в первый раз, и глубокое чувство сопричастности. Это наш автопортрет».

Ca’ del Bosco

«Вода в движении» (2016)

Чжэн Лу

Работа выходца из китайского региона Внутренняя Монголия (кстати, винодельческого) вдохновлена стихотворением поэта эпохи Тан Бо Цзюйи. Конструкция, выглядящая, как застывший большой всплеск, спаяна из тысяч китайских иероглифов: «кружево из букв», выполненное из нержавеющей стали, – фирменная техника Чжэн Лу. Инсталляция на фоне громадного ферментационного чана на 300 тыс. литров, где производится финальный ассамбляж Ca’ del Bosco Cuvée Prestige, сопровождается особым освещением, подчеркивающим контуры всплеска. Объект говорит о мобильности природы.

Музейное развитие Ca’ del Bosco началось в 1987 году с «Ворот Солнца» на въезде в поместье. Этот первый арт-объект был заказан владельцем передового хозяйства Франчакорты Маурицио Дзанеллой художнику Арнальдо Помодоро, чтобы обозначить территорию Ca’ del Bosco как сказочную страну, где правит солнце.

Потом Дзанелла увлекся сотрудничеством с фотографами. Обнаженные женщины в погребах, снятые Хельмутом Ньютоном, – дерзкий проект для 1989 года. Одну из работ Ньютона Дзанелла позже продал на аукционе Christie’s за $200 000. Галерею продолжили еще 10 выдающихся фотографов: Флавио Бонетти, Франко Фонтана, Георг Гестер, Ральф Гибсон, Эйко Хосоэ, Миммо Йодиче, Уильям Клейн, Дон Маккалин, Фердинандо Щанна и Элис Спрингз. Сегодня повсюду в Ca’ del Bosco наталкиваешься на радостные по большей части арт-объекты, отражающие веселый нрав хозяина королевства и праздничную суть игристых вин франчакорты. Одна из запоминающихся скульптур – цементный носорог Стефано Бомбардьери, подвешенный в ферментационном зале над чанами. Дзанелла видит в нем себя – упорство и сила, но в то же время легкость и беспомощность перед лицом стихий.

«Вода в движении» Чжэн Лу © Massimo Listri/ Ca’ del Bosco

«Свидетель» (2017)

Миммо Паладино

Скульптура на входе в погреб для выдержки красных вин отлита из бронзы. Работа отсылает к композиции «Свидетели» 2009 года, выставленной в музее Капуи, расположенном в бывшем римском амфитеатре Кампано.

«Свидетель» Миммо Паладино © Massimo Listri/Ca’ del Bosco

«Синие сторожа» (2010)

Cracking Art Group

Инсталляция на крыше винодельни. Целая стая тотемов Маурицио Дзанеллы призвана охранять хозяйство от мороза, ливня, града, оидиума, ботритиса и мирового кризиса.

«Синие сторожа» Cracking Art Group © Ca’ del Bosco

Маурицио Дзанелла: «Без моей мамы, Анны-Марии Клементи, ничего бы этого не случилось. А кто бы уговорил отца дать мне средства на строительство винодельни, высадку виноградников? Она всегда защищала меня от праведного гнева родителя. Поддерживала всякие вздорные идеи. У меня в голове роились безумные идеи, а отец подбивал счета. Если бы не она, не было бы ни "Ворот Солнца", ни носорога, ни фотопроекта, в котором поучаствовали 11 фотографов с мировым именем. Подумать только, как бы я объяснил отцу, что мне чудом удалось уговорить Хельмута Ньютона приехать и что мне нужно 80 миллионов лир на голых женщин, парикмахеров, костюмеров и визажистов. Если бы не мама, у Ca’ del Bosco не было бы того полета. Мы были бы скромной винодельней, возможно, более прибыльной, но без прорывов, устанавливающих новые правила игры».

Фото на обложке: © Castello di Ama.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №139.

  • Редакция SWN

  • 16 мая 2021

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari