Хроники Ca’ del Bosco
- 1956 – Маурицио Дзанелла родился в Больцано
- 1964 – семья приобретает дом в районе Эрбуско, Франчакорта
- 1972 – поездка по Бургундии и Шампани пробуждает в Дзанелле страсть к виноделию
- 1979 – первый винтаж игристого по классике
- 1980 – первый винтаж бордобленда Maurizio Zanella
- 1985 – строительство погреба и галерей
- 1989 – первый винтаж кюве Annamaria Clementi
- 1989 – Хельмут Ньютон проводит фотосъемку в погребах
- 1993 – первый объект коллекции современного искусства: «Ворота Солнца»
- 1995 – Franciacorta получает статус DOCG
- 2000 – запуск гравитационного погреба
- 2004 – патент на дегоржаж без доступа кислорода
- 2009 – Дзанелла избран президентом Franciacorta DOCG
- 2012 – инновационная спа-система приемки винограда
- 2014 – впервые представлено кюве из 100% пино нуар Dosage Zéro Noir
- 2015 – все виноградники переведены на органику
Сейчас Gucci на невероятном подъеме. У нового дизайнера Алессандро Микеле какое-то фантастическое чутье и очень нестандартное воображение. Они вместе с Марко Бидзарри сотворили чудо. Новые идеи и формы вызвали ажиотаж у женщин всего мира. Я восхищаюсь миром моды. В вине такой успех невозможен. Этикетка ничего не может сказать о содержимом бутылки, нужно пробовать.
Ca’ del Bosco – тоже грандиозный успех, но к нему нужно идти десятилетиями. Я высадил виноградник пино неро на высоте 466 метров в 1988 году, десять лет лоза крепла, десять лет вино выдерживалось на осадке, и только сейчас я пожинаю плоды. В одежде все гораздо быстрее – увидел, пришел, потрогал, примерил, купил, показался в новом платье друзьям и подругам, они пришли, потрогали, примерили, купили. Это эстетика, но ее можно потрогать, это очень важно. Вино нельзя ни увидеть, ни потрогать до покупки.
Я люблю натуральные ткани – лен, хлопок, кашемир, шелк. Хотя мне не так уж и важна ткань, если честно. Достаточно, чтобы одежда хорошо смотрелась и хорошо сидела.
Я хожу к портному. Вынужден это делать, слишком уж у меня нестандартная фигура. Если я пойду в магазин прет-а-порте, буду выглядеть в примерочных как скоморох. Тут коротко, там не сходится, тут косо, там складка. А то, что Gucci шьет для меня по снятым меркам, сидит как влитое.
Ботинки – страсть моей молодости. Я специально летал в Лондон только для того, чтобы заказать еще одни ботинки по моей ноге и по моему дизайну в мастерской Lobb. Это самый великий обувщик в мире. Сейчас я уже поостыл, но раньше это была настоящая мания.
Я летал в Лондон раз-два в год за новыми Lobb. Мы вместе выбирали цвет, фактуру, форму, шнурки, мельчайшие детали. Я не задумываясь выкладывал 2000 фунтов. Тогда на эти деньги можно было купить хороший мотоцикл. У меня до сих пор в гардеробе около дюжины пар, и все в прекрасном состоянии. Я их ношу время от времени. Обычно покупаешь ботинки и через год-другой их выбрасываешь. Но эти ботинки вечные. Если их нужно вдруг подновить, просто отправляешь их посылкой в мастерскую, и через несколько недель к тебе возвращаются абсолютно новые ботинки. У них в мастерской хранятся деревянные колодки, сделанные с моих ног. Это деревянная скульптура, произведение ремесленного искусства. Они стоят чуть ли не дороже ботинок.
Я фанател от стежек, строчек, заклепок, разных видов кожи, мне нравилась тончайшая телячья кожа, мягчайшая стелька. Я знал о классических английских ботинках все.
Носок и пятка подбиты сталью, чтобы повысить износостойкость. Это английская традиция. Я обожал звук моих ботинок. Так-так, так-так. Когда впервые надеваешь новые ботинки, ощущение, что во Вселенной раздается только этот металлический звон, все живое и имеющее зрение смотрит с восхищением на то, как ты идешь.
Ботинки, сделанные по ноге, ощущаются совершенно иначе, чем те, что куплены в магазине. Они часть тебя. Они бесконечно удобны. Увы, последние лет 20-25 я не навещал эту мастерскую. Не хватает времени. Другие приоритеты. Все чаще ношу простые мокасины.
У меня был портной в Риме, Бриони, он хорошо меня знал. Мою комплекцию. В молодости я был, как бы это сказать, в два раза крупнее, чем сейчас. На меня вообще трудно что-то было пошить, так чтобы я пристойно смотрелся. Теперь со мной чуть легче работать, но тогда… Сложный был случай, Бриони едва справлялся.
Сейчас я хотя бы не вешу два центнера, хотя комплекция моего организма от этого не перестает быть менее странной. И большая удача, что за меня взялся Gucci.
Я хоть и люблю классику, но при любой возможности, когда нет деловых встреч, переговоров, презентаций, надеваю футболку с дурацким принтом, джинсы и теннисные тапочки. В теннис играл когда-то, двадцать килограммов назад.
Рассказывать о вине все равно в чем. Ты можешь выйти хоть в робе. Одежда – это знак уважения к собеседнику. Если ты в Лондоне и представляешь вино людям определенного достатка и возраста, у тебя нет выбора – пиджак и галстук. Если ты общаешься с молодыми сомелье, надевай джинсы и майку. Вино ничего не диктует. Вино разрешает все.
Одежда – способ самопрезентации. Какой у тебя стиль? Элегантный, классический, молодежный, эпатажный, хипстерский, наплевательский? Если ты надеваешь рубашку и брюки вслепую, не разбирая цветов, фактур, рисунков – это тоже месседж, констатация определенных ценностей.
Мой главный аксессуар – очки. Без них ничего не вижу. В молодости у меня были другие страсти. Я терял голову от крутых часов, хронографов. Patek Philippe – любовь моей жизни. На свете не существует круче часов, чем Patek Philippe. У меня была коллекция. Половину я распродал на аукционах. Не смог удержаться, когда цена на эти часы взлетела до безумных цифр. Китайцы с ума сходят по ним. За часы 1950–60-х, я выручал по 400 000 евро. Мне они доставались в свое время а сумму в двадцать раз меньше. Это гораздо выгоднее, чем производить вино.
Ручки не коллекционирую, потому что я их теряю. К галстукам не питаю нежных чувств. Ремни не возбуждают. Запонки – да. Запонки с виноградной гроздью, лозой, ножом и вилкой. Запонки люблю, заказываю их ювелирам. Если это гроздь винограда, то каждая ягодка – рубин.
Бунтарь-фантазер
Маурицио Дзанелла бунтарь. Когда ему было 15, отец отправил его в глухую провинцию, подальше от бурлившего леворадикальными движениями Милана, в которых сын принимал активное участие. Край, примыкавший к озеру Изео, был чрезвычайно беден в 1960-е, жил практически натуральным хозяйством. До Милана ходили автобусы, битком набитые людьми, искавшими работу.
Дзанелла изнывал от скуки, когда в его дом постучался чиновник из администрации Ломбардии и предложил присоединиться к учебному винодельческому туру по Франции: Бургундия, Шампань, Париж. Вернулся Маурицио из него, горя желанием перевернуть виноделие Италии. Особенно его поразил тот факт, что вина одного из хозяйств, через которые пролегал маршрут, стоили в сто раз дороже, чем вина любого из сидящих в автобусе итальянских виноделов. Хозяйство называлось Domaine de la Romanée Conti.
В него верила мама, Аннамария Клементи, отец ссужал деньгами. Начав с крошечного родительского поместья, Дзанелла нарастил площадь виноградников до 185 га (7% виноградников региона), отбирая в копилку Ca’ del Bosco лучшие земли. Дзанелла был среди тех, кто призывал принять более жесткий устав, чем в Шампани, – прежде всего в том, что касается урожайности и времени выдержки в бутылке на осадке. Дзанелла был и остается самым ярким амбассадором франчакорты. Трудно назвать другого человека, сделавшего больше для утверждения имиджа франчакорты в мире. Дзанелла всю жизнь обрабатывал политиков и спортсменов, дизайнеров и шеф-поваров, сомелье и кутюрье.