Среди покоривших мир итальянских пузырьков-болличине особое место занимают те, что созданы по классическому методу с выдержкой в бутылках на осадке (шампенуа). И хотя в Италии они занимают всего 10% производства от всех мыслимых спуманте, закладывают их по всей стране. А самая знаменитая зона их производства находится в Ломбардии и называется Франчакорта.
Исторический экскурс
Franciacorta – топографическое наименование винодельческой зоны южнее озера Изео, возникшее в середине XIV века в Ломбардии. Бенедиктинские монастыри здесь процветали благодаря тому, что земли, подаренные им Ватиканом, были освобождены от налогов. Их называли curtis francus, или francus curtis, т. е. «свободные от налогов». Позже это обозначение трансформировалось во «Франчакорта».
В 1570 году в Брешии был написан манускрипт Libellus di Vino Mordace («Книга о колючем вине») некого медика Джироламо Конфорти. Задолго до того как в Шампани появился Дом Периньон, Конфорти писал о региональных винах с пузырьками.
Личности Франчакорты
Современная история Франчакорты началась в 1950-е, когда над пузырьками по классическому способу совместно начали трудиться молодой винодел Франко Дзилиани и Гуидо Берлукки, владелец хозяйства Guido Berlicchi. Первый впечатляющий итог был представлен в 1961 году: Pinot di Franciacorta, преимущественно пино бьянко. Это был успех, о вине заговорили, что вылилось в заказы 20 000 бутылок (а позже и 100 000), и группа передовых виноделов добилась того, что в 1967 году зона Franciacorta получила DOC, то есть у франчакорт появился собственный официальный регламент. Статус игристого взлетел, и виноделы стали работать над качеством болличине.
Примерно в это время во Франчакорте появился ее будущий «локомотив» и харизматическая личность мира игристых – Маурицио Дзанелла. Отец выдворил его из Милана за революционное бурление вместо учебы, и он некоторое время от безделья рассекал по местным холмам на байке. Кстати, знание окрестностей пригодится ему, когда понадобятся новые земли для виноградников. Однажды подвернулась дивная возможность – отправиться в поездку с итальянскими виноделами во Францию: Шампань, Бургундию, Париж. Вот ради последнего отрезка он и кинулся убеждать отца, что решил стать виноделом и жаждет поехать в тур.
В дороге он понял, насколько 50-60-летние итальянские энологи упорны в своем отставании от французов в технологиях; и что вино может стоить в 10 раз дороже, чем его продают на родине. К слову, на эти мысли его навело Domaine de la Romanée-Conti, и Маурицио прихватил с собой несколько бутылок легендарного вина.