SWN
Коньяк для всех: как он завоевывает молодую аудиторию
ГлавнаяСтатьиКрепкое и не толькоКоньяк для всех: как он завоевывает молодую аудиторию

Коньяк для всех: как он завоевывает молодую аудиторию

Коньяк активно выходит за рамки каминно-сигарного флера и заигрывает с молодой, прогрессивной аудиторией – по берегу Шаранты шагают миксологи и сомелье топовых ресторанов. Первые отбирают лучшие экземпляры для коктейльных экспериментов, а вторые с любопытством изучают плоды усиления терруарного вектора. Побывав в гостях у Hine, Monnet и Davidoff, редактор SWN Яков Лысенко влюбился в Коньяк и нашел у него много общего с Шампанью.

Коньяк для всех: как он завоевывает молодую аудиторию

К коньяку прежде не подступался, хватало винной вселенной. К тому же он производил впечатление чего-то громоздкого, требовательного. Шагая по мосту Бир-Хакейм в Париже, рассказываю подруге Кате о моей скорой поездке в Жарнак. Выясняется, что у нее с коньяком все давно и серьезно: «Одеяло, парное молоко, что-то очень мягкое, как слегка растопленное сливочное масло. Это теплый, медовый, согревающий душу напиток. Я люблю сервировать его после ужина, взять бокал и отправиться смотреть ретроспективу.

После каждого глотка остается нежный ореол – он меняется, за ним интересно наблюдать. Коньяк – благородный, многослойный напиток, требующий особого подхода. Не напиться, а помедитировать, прийти к открытиям».

Фото: © Cognac Monnet

Фото: © Cognac Monnet

Париж – Ангулем – Жарнак

Два с половиной часа – и я вслушиваюсь в симфонию Шаранты, порывистый ветер гремит деревянными ставнями особняка Hine. История этого коньячного дома началась в 1763 году, расцвел же он благодаря усилиям англичанина Томаса Хайна. Его дело продолжили шесть поколений семьи – в итоге он вошел в десятку самых престижных в регионе, регулярно выписывался ко столу Николая II и папы Павла VI, стал единственным поставщиком коньяка Британского королевского двора. Поговаривают, что Уинстон Черчилль обожал Hine и лично рекомендовал его королеве.

Недавно скончался последний представитель семьи Бернард Хайн, и дом перешел в бережные руки новых владельцев – коренных парижан, сохраняющих историческое наследие, чтобы передать его будущим поколениям. В фамильном особняке XVIII века на набережной Оранжери, 16 все осталось как при Бернарде – в английском стиле, с преобладанием бордовых тонов, скрипящим паркетом, мягкими диванами округлой формы, камином и канделябрами с застывшим в полете воском. Владельцы часто приезжают сюда отдохнуть на выходных и каникулах.

Фото: © Яков Лысенко

Фото: © Яков Лысенко

Также в их портфолио – исторический дом Monnet и современный Davidoff. За качеством всех трех бдит maître de chai Эрик Форже. Родившийся в семье потомственных виноградарей, он с детства суетился меж лоз в Коньяке. Начал карьеру в Monnet в 1988 году, когда ему было 27 лет, затем работал в Hennessy, пока не присоединился к Hine в 1999 году. Успел набраться опыта от Бернарда Хайна и устроить революцию в регионе, выпустив первый single estate коньяк, а также подарив бартендерам нового любимчика – H by Hine.

Вместе с Полем Шерсновичем, правой рукой и наиболее вероятным преемником, они трудятся над коллекциями трех домов, создавая современные, непохожие друг на друга коньяки. Из общего – стремление запечатлеть терруар и сохранить выразительную фруктовую линию.

Фото: © Яков Лысенко

Эрик Форже. Фото: © Яков Лысенко

Hine

Коньячный дом Hine – один из старейших в регионе. Датой основания принято считать 1763-й, хотя официально фирма была зарегистрирована в 1817 году после окончания наполеоновских войн.

  • 120 га в собственности в Гран- и Пти-Шампани – самых престижных субрегионах Коньяка, с глубоких известковых почв которых получаются тонкие, цветочные о-де-ви с длительным потенциалом к выдержке.
  • Двойная дистилляция с осадком, который во время перегонки усиливает ароматическую структуру коньячного спирта.
  • Уникальная библиотека винтажных коньяков в старинном погребе на берегу реки Шаранты в Жарнаке, где самый старый образец – 1845 года. Даже Эрик Форже войти туда может исключительно в присутствии агента Государственного межпрофессионального бюро коньяка (BNIC) – только у него есть ключ, открывающий хранилище. Любые операции с этими коньяками, будь то дегустация, смена бочек или контроль за запасами, проводятся под присмотром BNIC, вплоть до розлива, что является гарантией подлинности продукции.
  • Производство в деревушке Бонной, в центре Гран-Шампани, где у Hine 80 га виноградников. Коллекция лимитированных миллезимных коньяков Bonneuil передает очарование мелового терруара и уникальность каждого урожая.

Фото: © Яков Лысенко

Фото: © Яков Лысенко

Коллекция Hine

Rare

Золотистый цвет с янтарными оттенками. Тонкие нотки абрикосов, персиков, апельсинов и меда, шелковистый вкус и длительное послевкусие.

Antique

Созданный в 1920-м, Antique является одним из символов дома. Темно-янтарный цвет с золотом. В уточенном аромате фруктовые и дубовые нотки раскрываются оттенками лесного ореха, айвы, инжира, мягких специй и табака. У Antique сложный, элегантный характер.

Cigare Réserve

Отличный компаньон «гаване» ручной скрутки – свежемолотый черный перец и табак, грецкий орех, мед и поджаренные тосты в аромате, округлый пряно-лакричный вкус.

hine.jpg

Слева направо: Monnet Rare; Monnet Antique; Monnet Cigare Réserve

Эрик Форже: «Hine – коньяк для эпикурейцев, знатоков. Это дом с богатейшей историей, один из немногих хранителей старейших миллезимов. Коньяк рождается на почвах юрского периода самых престижных субрегионов Коньяка. Дистилляция с дрожжевым осадком позволяет создать яркий каркас, уходящий в элегантный бархат, с выдержкой в мелкозернистом дубе из леса Тронсе. У Hine один из самых бледных оттенков в регионе – мы стараемся максимально сохранить естественную фруктовость, дубом лишь подчеркнув ее терруарность».
Фото: © Яков Лысенко

Фото: © Яков Лысенко

Monnet

Дом Monnet был основан в 1838 году кооперативом виноделов, который возглавлял Жан-Габриель Монне. Его деловая хватка и блестящий ум позволили дому пройти через филлоксерный кризис и Первую мировую войну, по окончании которой бразды правления перешли к сыну Жан-Габриеля – Жану Монне, яркому политическому деятелю и одному из идеологов создания Евросоюза. Он дал мощный толчок развития, в годы между двумя мировыми войнами дом был один из самых востребованных в регионе. Затем Monnet несколько раз менял владельцев, пока не нашел покоя в портфеле Hine.

Эмблема дома с изображением огненной саламандры была выбрана Жан-Габриелем Монне в XIX веке. Саламандра олицетворяет свободу духа, постоянный рост и обновление. В этом есть сакральный смысл: коньяк, подобно саламандре, подвергается неоднократному воздействию огня при перегонке, но это делает его лишь сильнее и многослойнее.

Фото: © Cognac Monnet

Фото: © Cognac Monnet

  • 25 га собственных виноградников в Фэн-Буа, лозы уни блан растут на так называемых groies, глинисто-известняковых почвах юрского периода. О-де-ви получаются округлого, мягкого вкуса, они отличаются ярким фруктовым букетом, созревают быстрее.
  • Дистилляция на дрожжевом осадке и выдержка в лимузенском дубе средней обжарки.
  • В 1920-х годах для рекламной кампании была написана картина Du Soleil Dans Un Verre (с фр. – «солнце в бокале»), она навсегда осталась олицетворением стиля Monnet. Это теплые, солнечные коньяки с ярким цветочно-фруктовым букетом, сливочной текстурой и долгим послевкусием.
Фото: © Cognac Monnet

Фото: © Cognac Monnet

Коллекция Monnet

VSOP

Бокал переливается янтарем. Фруктовый флер с тонами специй, легкими нотами ванили и кожи. Во вкусе баланс спелых фруктов, меда и нуги. Грецкий орех в послевкусии.

XO

Огненный цвет с отблеском красного дерева, цукатно-ореховая завеса с лакричной оболочкой, кофе и пряности встречают во вкусе и провожают в длинный шоколадный финал.

monnet.jpg

Слева направо: Monnet VSOP; Monnet XO

ХХО

Относительно недавно пополнившая коньячное трио VS, VSOP и XO категория Extra Extra Old – разрешены только коньяки с минимальным сроком выдержки 14 лет. Monnet же интегрировали о-де-ви с выдержкой до 30 лет. Глубокий янтарь, тона махагона и кедра, вишневой косточки и сладкого табака в комплексном аромате, ноты имбиря, цитрусовых и сандала в мягчайшем вкусе, табачно-травянистое длинное послевкусие.

Фото: © Cognac Monnet

Фото: © Cognac Monnet

Эрик Форже: «Monnet – традиционный коньяк с точки зрения ассамбляжа, ведь в него входят о-де-ви с разных терруаров Коньяка. Подход к контролю качества такой же высокий, как в Hine, но эти коньяки более доступны. Дистилляция на дрожжевом осадке и выдержка в лимузенском дубе делают их структуру шелковистой, усиливают многослойный аромат. Этот коньячный дом – мое первое место работы, он очень близок мне. Могу заверить – стиль с тех времен не менялся».

TdO 54807 - Version 2-min.jpg

Фото: © Cognac Monnet

Davidoff

Бренд принадлежит швейцарцам, которые отдали свою фамильную драгоценность в бережные руки владельцев Hine. Те управляют хозяйством, создавая коньяки, отвечающие философии его идейного вдохновителя Зино Давидофф. Истинный бонвиван, он собрал огромную коллекцию брендов, воплощающих атрибуты счастливой жизни. Давидофф хотел создать коньяк, который, с одной стороны, был бы идеальным дополнением к первоклассным сигарам, а с другой – являлся бы самодостаточным предметом роскоши. Коньяки Davidoff – про сокровенные ритуалы, наслаждение моментом, незабываемые встречи и теплые воспоминания.

Фото: © Mika Boudot / Davidoff

Фото: © Mika Boudot / Davidoff

  • Двойная перегонка вин с дрожжевым осадком. Полученные о-де-ви выдерживают в бочках из лимузенского дуба среднего и сильного обжига. Такая особая выдержка позволяет раскрыть ароматическую палитру будущих коньяков Davidoff.
  • Насыщенные, интенсивные коньяки, которые в то же время обладают элегантным каркасом, стилем и характером.
Фото: © Mika Boudot/ Davidoff

Фото: © Mika Boudot / Davidoff

Коллекция Davidoff

VSOP

Выразительный и мощный коньяк обладает богатым и округлым, хорошо сбалансированным ароматом и вкусом с преобладанием нот абрикосов, свежеиспеченного хлеба, ванили, кремовых десертов и каштанового меда. Приятное и длительное послевкусие подчеркивает особую выдержку этого коньяка.

XO

В ассамбляж вошли о-де-ви, которым от 10 до 40 лет. Коньяк темно-янтарного цвета, в аромате – гармония фруктовых, цветочных и древесных нот: персика, нектарина, грецких орехов, ириса. Насыщенный, полнотелый вкус с оттенками лакрицы, чернослива, меда и гвоздики.

davidoff.jpg

Слева направо: Davidoff VSOP; Davidoff XO

Эрик Форже: «Зино Давидофф хотел создать коньяк, который бы отлично сочетался с сигарами. Это богатый, насыщенный напиток с ярким дубовым характером – для тех, кто внимателен к деталям, всегда стремится к идеалу, ценит ремесленный подход».

Ужинаем с Эриком Форже, он без всяких стеснений сервирует на аперитив H by Hine с имбирным элем. Бодро, свежо – обладая яркой кислотностью, этот коктейль отлично споется с фуа-гра, риетом и другими жирными закусками.

«Коньяк – уже давно не сигарная история. Он может быть мягким, легко пьющимся. H by Hine и Rare прекрасны в составе коктейлей. А вот Antique XO, Monnet XXO надо дать возможность высказаться в одиночку», – говорит Форже.

«Если вам близок мир вина, это уже хороший старт. Ведь коньяк – продукт терруара. Мы уделяем колоссальное внимание нашим виноградникам. Если вы хотите создать великий коньяк, то основная работа должна проводиться на виноградниках. 50% наших нужд покрывают собственные посадки, остальной виноград закупаем у поставщиков, которые работают с нами уже несколько поколений. После дистилляции 9 литров вина превращаются в 1 литр о-де-ви, чистой виноградной эссенции, – с насыщенным ароматом, свежестью, яркой фруктовой составляющей. И, как и в виноделии, важно быть очень внимательным при выдержке – дубовая бочка должна подчеркнуть терруарность о-де-ви, а не перекрыть его», – отмечает гендиректор Hine Тибо Дельрье.

Тибо Дельрье. Фото: © Яков Лысенко

Фото: © Mika Boudot/ Hine

«Это напиток с историей, чувством места, особой идентичностью. Благодаря развитию коктейльной культуры у нас есть возможность познакомить с коньяком как можно больше людей. Так, ряды наших амбассадоров пополнили диджеи и стритстайл-модники. Мы активно работаем не только с барменами, но и сомелье. Недавно приезжал один из двухзвездного ресторана, он не сильно был погружен в коньячную тему и не то чтобы горел желанием. А когда попробовал несколько наших выдающихся миллезимов, выдал: так вот это коньяк?!» – говорит экспорт-директор Hine Пер-Эвен Аллер.

Теперь прекрасно понимаю того сомелье – те же впечатления по итогам ужина. К бретонскому песочному пирожному сервировали кюве Orangerie, а на дижестив – кюве Talent из хрустального графина Baccarat. Это ассамбляж 50 редких и драгоценных о-де-ви из фамильного хранилища семьи Hine, самый старый из которых – 1878 года. После них осознаешь, что к коньяку надо относиться так же, как к великому вину. При дегустации – столкновение с неземной силой. Первый глоток – и кто-то хватает за шею. Начинается асфиксия, как вдруг хватка ослабевает, и ты с еще большей жадностью наслаждаешься ароматом. Идет первая волна. Дальше наэлектризованный ореол вокруг языка дает новый всплеск.

Делаешь глоток, вдох – и открывается третья линия. Напиток-благословение. Напиток-полет. Общается на равных, спорит, дает время на размышления. И не надо готовиться к встрече – возьмет все на себя. Такой силой обладают только великие напитки.

Фото: © Яков Лысенко

Фото: © Яков Лысенко

Коньяк гастрономичный: Эрик Форже рекомендует лучшие сочетания

«Мне очень нравится сервировать слегка охлажденный коньяк к рыбе. Я больше 30 раз бывал в России, вспоминаю, что почти каждый день ел рыбу – у вас очень много водоемов! Особенно хорош коньяк с сашими: мы недавно проводили дегустацию в японском ресторане – идеальное сочетание. Еще люблю его в паре с французскими сырами, любыми, кроме козьего, а также с десертами на основе шоколада и фруктовыми пирогами с песочным коржом».

ТОП100

Солнечное утро в Жарнаке. Иду по набережной меж яхт, где вовсю сервируют завтрак. Популярное у британцев направление – арендуют лодку, и вперед по коньячным коммунам! Мы же с Пер-Эвеном садимся в машину и отправляемся на виноградники в Бонной в Гран-Шампани. По пути не встречаем ни одной машины, вокруг очень рустично, ни намека на большие деньги. В отличие от Бордо, совсем не монокультурная зона – виноградники соседствуют с полями подсолнухов, кукурузы. Едешь меж небольших лесочков, с одного холма на другой. Смотришь по сторонам и понимаешь: а ведь не обманули, действительно Шампань! Белоснежные почвы с теми же устрицами, гребешками и прочими окаменелостями. Да и рекольтанов сколько развелось…

Фото: © Mika Boudot / Hine

Фото: © Mika Boudot / Hine


Вот уже четыре года за качество личных виноградников и отбор лучшего сырья поставщиков для всех трех домов отвечает Жюльен Буато, который до этого 15 лет проработал в Château Margaux. Грозди-гиганты, ягоды уни блана насыщенного зеленого цвета с золотым отблеском. Этот сорт идеально подходит ко всем производственным требованиям, ведь нужен виноград с низким потенциальным уровнем алкоголя (не более 9 градусов) и высокой кислотностью.

Хотя 98% посадок приходится на уни блан, креативные артизаны экспериментируют и с другими сортами – например, с фоль бланшем, который доминировал в регионе до удара филлоксеры. Эрик утверждает, что он требует длительной выдержки на осадке, но дает элегантный, тонкий результат. И снова напрашивается ассоциация с Шампанью – теми же Этьеном Кальсаком и Жан-Батистом Жоффруа, вернувшими на арену забытые автохтоны. Сюда же – глубокое изучение терруара, экспериментальные кюве с отдельных виноградников и оригинальный подход к выдержке: в дело идут каштан, акация, бочки из-под сотерна и хереса. Так Коньяку удалось мобилизовать винных гиков, жаждущих открытий.

Небольшая прогулка вдоль Шаранты на прощание дала понять, что вся эта суета с инновациями контрастирует с общим вайбом Коньяка, который про блаженное спокойствие. Местные регулярно цитируют родившегося в Жарнаке президента Франсуа Миттерана: "Il faut laisser le temps au temps" (с фр. – «времени нужно время»). Чтобы родился великий коньяк, нужно подождать. Здесь поняли нечто важное про жизнь и никуда не торопятся. Последуем примеру.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №161.

Фото на обложке: © Mika Boudot/Hine.

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email