My default image
Мартино Манетти: «Мы не стараемся добавить вину того, что виноград не набрал на винограднике»
ГлавнаяЛюдиИнтервьюМартино Манетти: «Мы не стараемся добавить вину того, что виноград не набрал на винограднике»

Мартино Манетти: «Мы не стараемся добавить вину того, что виноград не набрал на винограднике»

Архивное интервью с владельцем Montevertine (Тоскана, Италия), которое состоялось в рамках Simple Expo. Мартино Манетти о конфликте с Консорциумом Кьянти Классико, правильном произношении Montevertine, легендах о винах Le Pergole Torte и везении его отца.

Материал был впервые опубликован в Simple Wine News №125.

Правильно произносить Montevértine, а не Montevertíne. Даже в Италии все путают, особенно северяне, потому что никакого правила произношения нет, как и логики. Типичный итальянский хаос.

Мы не состоим в Консорциуме Кьянти Классико. Этому конфликту много лет. Когда отец в 1977 году сделал Le Pergole Torte из чистого санджовезе, его не приняли, и он решил: «Раз не дают делать вино так, как требует земля, то ни к чему ему их марка на этикетке».

Сейчас с властями Консорциума у меня хорошие отношения. Новый президент Джованни Манетти из Fontodi делает шаги в правильном направлении. Но даже если он проведет реформу, мы не станем вступать в Консорциум. Зачем? Flaccianello как был, так и остается IGT, несмотря на президентство Манетти, то же самое и с Montevertine. И да, в очередной раз уверяю всех, что мы не родственники.

Каких реформ мы ожидаем от Консорциума? Вот что, Кьянти Классико – слишком большая территория, и ее пора разграничить. Потребитель должен знать, откуда его вино, из Сан-Кащано, Греве или Радды.

Мы в Радде, у нас выше, прохладнее, почвы более каменистые, что дает самые минеральные вина в Кьянти Классико. Впрочем, минеральность – это очень неконкретное и заезженное определение. Удивительная структура при крайне тонкой элегантности – вот главный дар нашего терруара.

Вокруг Le Pergole Torte ходит много легенд, и самое время разоблачить главную из них – это не вино с отдельного виноградника. Это несколько участков общей площадью 7 га, впрочем, 70% – это все равно лозы, высаженные отцом в 1969 году. А самый молодой парсел – 1999 года. Недавно мы прикупили 2,5 га в 5 км от нас. Чистый санджовезе, высота более 500 метров, северная экспозиция – все как завещал отец. Все, как прописано в ДНК Montevertine.

50 лет назад никто не хотел иметь виноградники так высоко, да еще и с северной экспозицией. Но правда оказалась на нашей стороне, сегодня это большое преимущество.

С начала нового тысячелетия мы начали замечать странности. Например, в 2017 году зимой и весной были заморозки, летом сильная жара. Потепление? Не думаю, но климат меняется. Вы будете смеяться, но первый теплый солнечный день в мае 2019 года для меня случился здесь в Москве. В Тоскане сбор начнется поздно, но для меня это хорошо, мы любим поздние винтажи, как 2013 или 2006, когда урожай начался только 12 октября.

Легенды живут по сей день, мол, винодельня так и располагается в конюшне. Отчасти это верно, потому что изначально было два строения: одно – для вина, второе – для лошадей. Но их мы продали в 1994-м, так что с тех пор все посвящено вину.

Отец не был провидцем. Когда он купил поместье, виноградник уже был здесь, ему просто повезло.

Когда отец купил Montevertine, он занимался сталью, а поместье для него было просто дачей, как бы вы сказали. Но в 1973-м он продал бизнес и полностью сосредоточился на сельском хозяйстве. Не стоит думать, что он душой полюбил вино, это не совсем так. Просто у него было чутье, что грядет кризис, плюс поступило хорошее предложение, так что отец получил максимум из того, что было возможно в то время. Продай он на пару лет позже, стоимость бы упала в разы. Он был бизнесменом, и только потом стал фермером, так сказать «во второй жизни».

Человека, который убедил моего отца стать виноделом, зовут Джулио Гамбелли. В последствии он стал и моим учителем. Без него никогда не случилось бы Montevertine. Он хорошо понимал, где надо делать вино, а где не надо, и он сразу понял высочайший потенциал наших мест. До нас здесь все было заброшено, это были земли, принадлежащие церкви. Он умер в 2012 году, сегодня мы работаем с Паоло Сальви, он тоже один из учеников Джулио.

Лично я начал работать на винодельне в 1989 году. Особенно никто не заставлял, но поучившись пару лет во Флоренции на экономиста, я понял, что мне это особенно не интересно, и пора заняться делом, а не сидеть на скучных лекциях. О решении я ни разу не пожалел. Разве я сумасшедший, чтобы отказаться от такого!?

Наша философия проста и не меняется с самого первого винтажа. Мы не стараемся добавить вину того, что виноград не набрал на винограднике. Все по старинке, цементные чаны для ферментации, дуб только для выдержки, никакой фильтрации, никакого температурного контроля, сусло держим на кожице около 20 дней. Montevertine ценится, как самое тонкое санджовезе, так зачем бы мы стали накачивать ему мышцы.

Для нашего стиля не подходят новые баррики. Когда нам нужно прикупить новых бочек, это обычно не больше 10 штук в году, мы их сначала для смягчения заполняем водой на 10 месяцев.

Однажды в истории мы сделали Le Pergole Torte Riserva. Отец решил бутилировать несколько бочек винтажа 1990 года отдельно, всего 2500 бутылок и сколько-то магнумов. Это лучшее вино за всю историю Montevertine, и, честно говоря, я его боюсь. Последний раз я пробовал его две недели назад где-то на севере Италии, и вино было абсолютно идентично тому, что я пробовал 10 лет назад. Оно выглядит так, будто его только что бутилировали. И это действительно страшно. Я пробую другие наши вина той эпохи, они живут и развиваются. Это вино как скала, время на него не действует.

Любимые рестораны в Монтевертине

  • Osteria le Panzanelle (Лукарелли-Радда)
  • Antica Trattoria La Torre (Кастеллина)
  • Il Ristoro di Lamole (Греве)
Le Pergole Torte 2015 © Ваня Березкин

Le Pergole Torte 2015 © Ваня Березкин

Le Pergole Torte 2015

Урожай 2015 – классика Тосканы и Кьянти Классико, жаркий, роскошный, он дал поразительные по мощи и концентрации вина. Лучшие образцы пить пока слишком рано, их потенциа­л огромен. И несмотря на высокие баллы и любовь критиков, это не классический винтаж Le Pergole Torte. Мой идеал – урожай 2016.

Блиц

Сколько вина вы выпиваете в день? Полбутылки.

Ваше любимое ТВ-шоу? Romanzo Criminale, это про Рим 70-х, фантастическое шоу, если найдется перевод, обязательно посмотрите.

Лучшее место для отпуска? Море на тосканском побережье и горы в Швейцарии.

Какой стиль музыки ассоциируется с вашими винами? Сложный вопрос. Пожалуй, глэм-рок.

Где бы вы хотели делать вино, кроме Тосканы? Бургундия, Жевре.

Если бы не вино, то что? Спортивная журналистика.

Вы верите в глобальное изменение климата? Да, к сожалению, оно есть. 

Три великих винодела? Анри Жайе, Анжело Гайа, Обер де Виллен. 

Лучшее средство от похмелья? Вода.

Продолжите фразу: когда я пью водку… Я счастлив.

Фото на обложке: © Ваня Березкин

Материал был впервые опубликован в Simple Wine News №125.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email