История: тайна мадонны
Первое упоминание о вине Liebfrau(en)milch относится в 1687 году. Это была эпоха монашеского виноделия. Братья церкви Liebfrauenkirche (Церковь Богородицы) в городке Вормс производили вино с участка вокруг церкви и угощали им многочисленных паломников. Напиток был настолько высокого качества, что слава о нем разнеслась по всей Европе, а слово Minch («монах» на немецком) в названии поменялось на Milch («молоко»). Так и появилось «Молоко мадонны», усилиями российских переводчиков и виноторговцев превратившееся в игривое «Молоко любимой женщины».
Церковь Богородицы в Вормсе. Фото: © worms-erleben.de
Монахи производили знаменитое вино до конца XVIII века. Однако после Французской революции войска Наполеона оккупировали всю Германию к западу от Рейна. Как и в Бургундии, церковные виноградники были конфискованы и выставлены на аукцион.
В 1808 году Петер Йозеф Фалькенберг, основатель компании Valckenberg, к тому времени уже успешный виноторговец, приобрел большую часть виноградника «Мадонны». Фалькенберг наладил успешный экспорт вина в Великобританию, где вино стало настолько популярным, что вскоре спрос на него превысил возможности виноградника. Так Фалькенберг создал один из первых винных брендов. Liebfraumilch больше не было привязано к конкретному участку или сорту винограда, а производилось по всей Германии. Неудивительно, что вскоре, наблюдая за успехом Фалькенберга, и другие виноторговцы начали повторять стиль культового вина.
В 1908 году был принят новый немецкий закон о вине. Он мог закрепить название Liebfraumilch за виноградником «Мадонны». Однако семья Фалькенберг была слишком финансово зависима от доходов с продаж бренда, чтобы добиваться защиты. Вместо этого новый закон закрепил, что вино с виноградника «Мадонны» будет называться Liebfrauenstift.
В межвоенные годы Liebfraumilch продолжает набирать обороты. Помимо Liebfraumilch Madonna Фалькенбергов, на рынок выходит Blue Nun, одно из самых успешных вин второй половины XX века.
Фото: © Jassy50/Flickr
Его создатель – Петер Макс Зихель (Peter Max Sichel), хотя большинству винолюбов его фамилия известна скорее во французском варианте – Сишель. Это личность с удивительной биографией: немецкий еврей, долгие годы работавший на ЦРУ, виноторговец и писатель, которому в 2022 году исполнилось 100 лет.
Репутация немецких вин в XIX и первой половине XX века была на высоте. Немецкие рислинги стоили в разы дороже, чем бордоские шато. Зихель сконцентрировался на производстве массового, но качественного вина, которое, как он говорил, «подходит к любому блюду». Одно время это действительно было вино высокого уровня. В 1980-х годах он привел Blue Nun Liebfraumilch к вершине: мировые продажи достигли 2 млн ящиков в год.
Зихель понимал, насколько важны качество и постоянство ассамбляжа. Он с коллегами тестировал несколько рецептов, включая 100%-ный рислинг, и обнаружил, что такое вино пользуется меньшей популярностью, чем более дружелюбный бленд на основе мюллер-тургау, сильванера и гевюрцтраминера. В финальном ассамбляже традиционного Blue Nun было около 25 г/л остаточного сахара и примерно 6,3 г/л кислотности.
В 1989 году был принят закон, согласно которому Liebfraumilch стало вином категории QbA (Qualitätswein bestimmter Anbaugebiete). Это самая большая категория вин, производимых в Германии, на которую приходится 95% ежегодного урожая винограда. Liebfraumilch можно производить в четырех регионах: Рейнгессен, Наэ, Пфальц и Рейнгау. Вино должно содержать не менее 18 г/л остаточного сахара. Не менее 70% ассамбляжа составляют сорта мюллер-тургау, рислинг, кернер и сильванер. В действительности большинство виноделен, производящих это вино, используют мюллер-тургау, наиболее урожайный и неприхотливый сорт из разрешенных, и добавляют в него концентрированный виноградный сок для улучшения вкуса.