Найти файл
Запах – сложная штука, и даже Нобелевская премия, врученная в 2004 году физиологам Ричарду Акселу и Линде Бак за открытие механизма восприятия запахов, не до конца прояснила ситуацию. Запах беспредметен, его нельзя пощупать или получше рассмотреть и часто именно поэтому его трудно описать словами. Скорее ассоциациями. Обоняние не похоже на восприятие другими органами чувств. Запахи – это больше эмоции, чем логика. Кстати, ученые считают, что термин «память обонятельных луковиц» – способность аромата вызывать воспоминания – поэзией не пахнет. Это чистая физиология, работающая как компьютерная команда «найти файл». Только вместо кнопки на клавиатуре – аромат. Кликнул на него – и голова отыскала и место, и время, и дату, и обстоятельства. А еще чувства, ощущения, настроение давно прошедшего момента.
Дегустируя вина, одни запахи я вспоминал с трудом, мысленно преодолевая пространство и время, а какие-то ассоциации рождались заново. Я радовался, когда узнавал что-то очень знакомое. А совершенно неизвестный мне запах кроличьего брюшка я в общих чертах сконструировал по запаху брюшка своего холеного британского котика. Иные ароматы разворачивали в памяти давно забытые картины, а другие, так и не сумевшие обрести видеоряда, перекрикиваясь в сумрачном лесу нейронов, будили отзвуки прошлых, стертых временем неярких впечатлений. В конце концов, каждый находит в вине свою собственную жизнь и еще раз с удовольствием переживает ее приятные моменты. Вино человечно. Оно не диктует свои условия. Оно умеет слушать и рассказывать. Рассказывать что-то очень знакомое, радостное и почти забытое.
Скорость или жизнь
Активизация винно-обонятельной жизни, случившая со мной к 50 годам, натолкнула меня на размышления. Почему молодые люди интересуются вином, понятно – поиск нового, необычного, поиск единомышленников и общения. Мода опять же... А вот почему вином начинают интересоваться люди в зрелом возрасте? Ведь видали же виды. Разные. И пробовали многое. Всякое. Мотив тут совершенно иной. Делать открытия, узнавать тонкости и нюансы всегда интересно. Но, похоже, первую скрипку тут играет жизненный опыт, от которого напрямую зависят ассоциации и реакции на воспринимаемые запах, вкус, послевкусие. Взрослому человеку есть что вспомнить. Не просто выпить бокал и отдать должное виноделу, терруару, миллезиму и букету вина, а словно взяв альбом фотографий, неспешно и с удовольствием перелистнуть его страницы, на которых некогда хорошо знакомое – чувства, места, лица, слова, события. «Неспешно» – именно это слово здесь самое важное.
Фото: © Pylyp Sukhenko/Unsplash
Человечество очень торопится. Человечество спешит. Оно быстро запрягает и быстро едет. Но куда оно едет? На этот вопрос никто не ищет ответа. Зачем? Главное ведь, ехать быстрее и не важно куда. Быстро съел – быстро насытился, быстро выпил – быстро забылся, быстро полюбил – быстро остыл, быстро вложил – быстро получил, быстро издал указ – все быстро зажили счастливо…
На сей счет у меня есть теория. Кажется, в человечестве что-то сломалось – какой-то внутренний спидометр. Я даже название придумал вполне научно-медицинское – ISS (Immediatelly Satisfaction Syndrome), «синдром немедленного удовлетворения». Он проявляется тягой к фастфуду, тяжелому алкоголю, субстанциям грез, компьютерным играм, отказом от прелюдии в сексе и отсутствием поэзии. Современные люди не могут и не хотят ждать, держать паузу, испытывать предвкушение, сопротивляться желаниям. Им не нужна романтика и полутона. Человечество уже почти на уровне инстинкта жаждет быстрого успеха, быстрой победы, быстрого счастья. Надо вcе и сразу. Здесь и сейчас. Нужен незамедлительный результат, и не важны детали и нюансы. Исследователь психоактивных человеческих страстей Теренс Маккенна назвал это одержимостью Эго. А я думаю, что это – болезненный инфантилизм, сопровождающий неспособность понимать удовольствие головой, самостоятельно мыслить и мечтать. Но, как это не называй, наша жизнь становится средством. А она ведь – цель.