Винные итоги 2022 года
Винные итоги года

Винные итоги года

Винные итоги года

Слегка оправившись после глобальной пандемии, винная индустрия с надеждой смотрела на наступающий 2022 год. Он, однако, поставил перед всем миром новые вызовы. Итоги винного года подводит Валерия Тенисон.

У природы нет плохой погоды

Хотя виноградари точно могут поспорить с этим утверждением. Климат на планете меняется, и природа каждый год преподносит все больше сюрпризов. Разрушительные весенние заморозки, можно сказать, стали нормой во Франции и других странах Европы. Из-за теплых зим лоза просыпается раньше, дает почки на две-три недели, а то и на месяц раньше обычного, а потом наступают весенние заморозки и молодые бутоны погибают, что может привести к частичной и даже полной потере урожая.

В этом году виноделы некоторых французских регионов потеряли от 20 до 40% урожая. Лето же принесло удушающую жару и засуху. Такие условия стали благоприятными для возникновения и распространения лесных пожаров. Горели леса вокруг Бордо, в Долине Дору, во многих районах Греции. Виноделы утверждают, что виноградники не были затронуты и дымного вкуса в винах не будет, однако дефицит воды сказался на урожайности. Испания и Греция собрали рекордно мало винограда.

Фото: © Архив SWN

Фото: © Архив SWN

Виноградарство становится очень рискованным занятием, практически русской рулеткой, и производители требуют от государств поддержки, так как страховые компании, неся все больше убытков, практически в два раза повысили тарифы на покрытие ущерба от природных катаклизмов. Это вопрос не только экономический, но и социальный, ведь во Франции, Италии и Испании в винодельческой отрасли заняты миллионы людей, чье благополучие зависит в том числе от уровня производства.

Глобальный кризис

По предварительным оценкам OIV, мировое производство вина в 2022 году составит около 260 млн гектолитров. Тройка лидеров остается прежней – Италия, Франция и Испания. Потребление вина, однако, не растет и в 2022 году вряд ли превысит 236 млн, оставаясь на уровне предыдущих лет. Таким образом, мир продолжает производить больше вина, чем потребляет. В связи с этим во многих странах заговорили о необходимости выкорчевывать виноградники. Особенно остро этот вопрос стоит в Бордо, где планируется избавиться примерно от 10% лоз, что составляет без малого 10 000 га.

Фото: © Shutterstock

Фото: © Shutterstock

Растут цены на все расходные материалы – бутылки, этикетки, капсулы, упаковку, паллеты и удобрения. Стекольный кризис заставляет многих виноделов активно двигаться в сторону альтернативной упаковки: в 2022 году даже люксовый LVMH выпустил прованское розе в пластике, а вина в жестяных банках стали привычным делом. Растут и расходы на логистику: начавшийся в 2021 году контейнерный кризис в 2022-м сросся с ростом цен на энергоносители. Все это естественным образом скажется на стоимости бутылки для конечного потребителя.

Лучше меньше, да лучше

Тренд на премиумизацию продолжается: потребители предпочитают пить меньше, но выбирают более качественный продукт. Такая тенденция особенно хорошо прослеживается на относительно молодых рынках, таких как Индия и Китай. В Европе и особенно в Великобритании из-за инфляции и роста цен потребление снижается, люди обращают больше внимания на соотношение цены и качества. Открывшиеся после пандемии рестораны отмечали в начале года так называемый эффект revenge spending, когда гости тратили больше, как бы компенсируя непотраченное во время локдаунов, однако, этот феномен к середине года сошел на нет, уступив место тревоге, неуверенности в завтрашнем дне и экономии. Данные Wine Intelligence показывают, что 39% потребителей на ключевых рынках по всему миру активно ограничивают потребление вина, а на таких рынках, как Нидерланды и Швейцария, этот показатель превышает 50%.

Фото: © Архив SWN

Фото: © Архив SWN

Полная прозрачность

После долгих дебатов и обсуждений европейская винная индустрия вступает в новую эпоху: с декабря 2023 года производители должны будут предоставлять потребителю информацию о содержащихся в вине ингредиентах. Сделать это можно будет как традиционным способом, указав состав на этикетке, так и в электронном формате, посредством QR-кода. Исследования показывают, что очень небольшая часть потребителей действительно интересуется составом вина, априори подразумевая, что это абсолютно натуральный продукт, не содержащий никаких добавок, поэтому вряд ли новая маркировка сильно повлияет на продажи тех или иных вин. Представители натурального движения, однако, горячо приветствуют новый закон. Они полагают, что так, наконец-то, производители конвенциональных вин будут выведены на чистую воду и станут обязаны раскрыть все свои секреты.

Партия зеленых

Органика продолжает завоевывать винный мир. Согласно исследованию Millésime BIO – CSA, зеленый листок на этикетке остается для потребителей самой узнаваемой из всех экологических сертификаций. Франция, Испания и Италия закономерно являются мировыми лидерами по площади органических виноградников. Во Франции с 2016 по 2021 год она увеличилась более чем в два раза, достигнув почти 160 млн гектаров, включая виноградники на конверсии. Главный мировой потребитель органических вин – Германия, но ее быстро догоняет Франция, где наблюдается настоящий бум bio.

Фото: © Raventos

Фото: © Raventos

Белая гвардия

Потребители, кажется, больше не верят во «французский парадокс», согласно которому употребление красного вина полезно для здоровья сердечно-сосудистой системы. В последние годы растут продажи белого. Согласно исследованию, проведенному аналитической компанией Fact Market Research, до 2031 года мировой рынок белого вина будет расти минимум на 5% ежегодно. Успех сухих белых вин во многом связан с тем, что в них меньше алкоголя и, соответственно, меньше калорий, чем в красных, что для многих сегодня является определяющим фактором при выборе. К тому же они зачастую имеют лучшее соотношение цены и качества, чем красные. На фоне роста потребления производители пытаются занять свое место на новом рынке: австралийские виноделы прививают белые сорта на красные, а бордосцы создают аппелласьон Médoc Blanc для белых вин региона.

Игристые и розовые на каждый день

Во время пандемии большинство празднеств переместились из ресторанов в квартиры, люди чаще открывали игристое дома, и им понравилось! Шампанское и игристые вина – одна из немногих винных категорий, продолжающих рост на фоне глобального кризиса. Не снижают обороты и розовые. Это больше не только сезонные летние вина, которые пьют на пляже или у бассейна, но и полноценные участники ресторанных винных пейрингов и сопровождение домашних трапез.

Фото: © Архив SWN

Фото: © Архив SWN

Цифровой мир

Несмотря на то что мир в основном восстановился после пандемии, онлайн-продажи вина остаются на высоком уровне. Главный вызов для интернет-магазинов – удержать новых клиентов. Они соревнуются между собой, пытаясь максимально точно понять и удовлетворить потребности покупателей, разрабатывая сложные алгоритмы, собирая и анализируя big data.

В 2022 году все больше производителей заинтересовалось темой NFT. Penfolds, Château Angélus, Dom Pérignon – лишь часть громких имен винной индустрии, увлеченных новой технологией. В России первой винодельней, запустившей свой NFT-проект, стал Aristov.

Фото: © Кубань-вино

Фото: © Кубань-вино

Винные инвестиции

В эпоху неопределенности вино остается достаточно стабильной инвестицией. К тому же даже при провальном раскладе его всегда можно выпить! Компании, как Vinovest и Oeno Group, привлекают к сотрудничеству крупнейших винных специалистов, в том числе мастеров вина и MS, которые подбирают портфели для клиентов. Согласно данным Liv-ex, крупнейшей мировой торговой площадки, Бургундия остается самым желанным предметом винных инвестиций. На пятки ей наступает Шампань, а вот Бордо понемногу сдает позиции. В рейтинге Liv-ex Power 100, собравшем самые дорогие и востребованные вина мира, первые двенадцать позиций заняли Бургундия и Шампань. Лучшее из бордосцев – Château Mouton Rothschild – оказалось лишь на 13-м месте.

Фото на обложке: © Архив SWN.

Статьи по теме:

Читайте также