Самолетные вина на земле
Глобальная пандемия больно ударила по авиакомпаниям. Нелюбимая многими AlItalia этот период так и не пережила, даже помощь эмиратских Etihad Airways, купивших не так давно 49% титульного итальянского перевозчика, не помогла. Все 52 самолета перейдут в парк к государственной ITA, а вот что станет с вином – непонятно. Хотя там особенно интересного ничего и не было, нечего печалиться.
А вот у American Airlines запасы неплохие, они с 2015 года лидируют по винным картам в первом и бизнес-классе по версии Global Traveler Wines on the Wing. Но спрос на перелеты в первом классе упал, а вина, какими бы хорошими они ни были, не вечны, особенно белые. И придумали американцы ход конем – открыли винный клуб Flagship Cellars. Эксперты, которые ежегодно дегустируют 2000 вин и подбирают лучшие для бортов авиакомпании, в месяц готовы порекомендовать три вина за символическую для американцев плату $99,99. В чем отличие от обычного винного клуба? За каждый потраченный доллар дают две премиальные мили, а они никогда не бывают лишними.
Фото: © United Airlines
Конкуренция в Америке жесткая, поэтому для отбора винной карты просто Мастера сомелье уже недостаточно. У United Airlines за отбор отвечает Даг Фрост, один из немного людей планеты, кто имеет сразу и MS, и MW. И он подошел к вопросу более креативно, так что подборка меняется в зависимости от направления. Летите в Аргентину? Готовьтесь к подборке мальбеков.
А вот у постоянных клиентов австралийской компании Qantas выбора особенно нет, ведь за исключением шампанского все остальные вина с родного континента. Патриотизм вполне рабочий – авиакомпания остается третьим крупнейшим покупателем австралийских вин в стране. Затеряться в разнообразии шираза и гренаша не получится, ведь благодаря программе Sommeliers in the Sky на бортах трудятся уже 300 сертифицированных стюардов-сомелье! Подготовка уровня WSET 2 с элементами 3: три дня жесткой подготовки, чтобы получить диплом, нужно сдать теоретический экзамен в 80 вопросов, слепую дегустацию и основы сервировки. Так держать.
Фото: © Qantas
Звезды на борту
Богатые авиакомпании могут себе позволить нанять экспертов не только с опытом и хорошим знанием рынка, но и с именем, чтобы собрать публикаций еще и среди виноманов. Singapore Airlines молодцы во всем, с ними даже рейс до Новой Зеландии длинной больше суток проходит в комфорте и навеселе. Винные карты для них составляют Майкл Хилл Смит, первый MW Австралии, Дженни Чо Ли, первая MW Азии, и сам Оз Кларк. Последний раз они встречались в 2019 году и расширили карту за счет аж 47 этикеток из Бургундии, включая премье и гран крю от Faiveley, Joseph Drouhin, Domaine de Montille – всего 18 производителей. Отбор проводили на земле, некоторые домены посетили лично, а все вина дегустировали вслепую. Но вот как поведут себя тонкие пино нуары на высоте 10 000 метров, не совсем понятно.
Палитра в высоте
Самолетная еда редко производит впечатление. И дело не только в том, что на нас экономят. В 2010 году Lufthansa заказала исследование, как наше восприятие меняется в воздухе. Оказалось, что давление и сухой воздух приводят к тому, что восприятие сладкого и соленого падает на 30%, а ощущение танина и резкости во вкусе растет. Что делать? Выбирать менее танинные и кислотные вина с чуть более высоким остаточным сахаром и высоким алкоголем, как это делает чемпион мира и Мастер сомелье Маркус дель Моньего для немецкого перевозчика.
В Taittinger решили тоже поэкспериментировать и сравнили пять своих кюве на земле и на высоте, правда, поднялись они не на самолете, а на воздушном шаре. Все шампанские показались более мягкими и менее ароматными, а перляж из тонкой полоски, идущей по центру бокала, превратился в крупные пузырьки, цепляющиеся за стенки бокала. Итого – все не так приятно.
Впрочем, не все с этим согласны. В Emirates заявляют, что условия в полете мало чем отличаются от тех, что вы испытываете где-нибудь на горнолыжном курорте в швейцарских Альпах. А еще оказывается, что самолеты нового поколения, как Boeing 787 Dreamliner, обладают куда более продвинутой системой обеспечения воздуха, так что проблем с сухостью и обезвоживанием почти нет. Так что если и хочется распить на борту давно желанный бургундский гран крю, то смотрите, на чем будете лететь.