Какое вино подают на борту, где и как хранятся вина для пассажиров самолета
Вино и самолеты: мировая практика

Вино и самолеты: мировая практика

Вино и самолеты: мировая практика

Автор, независимый эксперт

Статьи по теме:

Пандемия примирила пассажиров бизнеса и эконома – о трансатлантических рейсах в дальние страны остается только мечтать. Так помечтаем же вместе, а заодно и позавидуем будущим клиентам первого класса, ведь им наливают такое, что и многим землянам не снилось.

Самолетные вина на земле

Глобальная пандемия больно ударила по авиакомпаниям. Нелюбимая многими AlItalia этот период так и не пережила, даже помощь эмиратских Etihad Airways, купивших не так давно 49% титульного итальянского перевозчика, не помогла. Все 52 самолета перейдут в парк к государственной ITA, а вот что станет с вином – непонятно. Хотя там особенно интересного ничего и не было, нечего печалиться.

А вот у American Airlines запасы неплохие, они с 2015 года лидируют по винным картам в первом и бизнес-классе по версии Global Traveler Wines on the Wing. Но спрос на перелеты в первом классе упал, а вина, какими бы хорошими они ни были, не вечны, особенно белые. И придумали американцы ход конем – открыли винный клуб Flagship Cellars. Эксперты, которые ежегодно дегустируют 2000 вин и подбирают лучшие для бортов авиакомпании, в месяц готовы порекомендовать три вина за символическую для американцев плату $99,99. В чем отличие от обычного винного клуба? За каждый потраченный доллар дают две премиальные мили, а они никогда не бывают лишними.

218960265_4236967773007399_7225344196325318288_n.jpg

Фото: © United Airlines

Конкуренция в Америке жесткая, поэтому для отбора винной карты просто Мастера сомелье уже недостаточно. У United Airlines за отбор отвечает Даг Фрост, один из немного людей планеты, кто имеет сразу и MS, и MW. И он подошел к вопросу более креативно, так что подборка меняется в зависимости от направления. Летите в Аргентину? Готовьтесь к подборке мальбеков.

А вот у постоянных клиентов австралийской компании Qantas выбора особенно нет, ведь за исключением шампанского все остальные вина с родного континента. Патриотизм вполне рабочий – авиакомпания остается третьим крупнейшим покупателем австралийских вин в стране. Затеряться в разнообразии шираза и гренаша не получится, ведь благодаря программе Sommeliers in the Sky на бортах трудятся уже 300 сертифицированных стюардов-сомелье! Подготовка уровня WSET 2 с элементами 3: три дня жесткой подготовки, чтобы получить диплом, нужно сдать теоретический экзамен в 80 вопросов, слепую дегустацию и основы сервировки. Так держать.

Qantas_150625_41781-1200x802.jpg

Фото: © Qantas

Звезды на борту

Богатые авиакомпании могут себе позволить нанять экспертов не только с опытом и хорошим знанием рынка, но и с именем, чтобы собрать публикаций еще и среди виноманов. Singapore Airlines молодцы во всем, с ними даже рейс до Новой Зеландии длинной больше суток проходит в комфорте и навеселе. Винные карты для них составляют Майкл Хилл Смит, первый MW Австралии, Дженни Чо Ли, первая MW Азии, и сам Оз Кларк. Последний раз они встречались в 2019 году и расширили карту за счет аж 47 этикеток из Бургундии, включая премье и гран крю от Faiveley, Joseph Drouhin, Domaine de Montille – всего 18 производителей. Отбор проводили на земле, некоторые домены посетили лично, а все вина дегустировали вслепую. Но вот как поведут себя тонкие пино нуары на высоте 10 000 метров, не совсем понятно.

Палитра в высоте

Самолетная еда редко производит впечатление. И дело не только в том, что на нас экономят. В 2010 году Lufthansa заказала исследование, как наше восприятие меняется в воздухе. Оказалось, что давление и сухой воздух приводят к тому, что восприятие сладкого и соленого падает на 30%, а ощущение танина и резкости во вкусе растет. Что делать? Выбирать менее танинные и кислотные вина с чуть более высоким остаточным сахаром и высоким алкоголем, как это делает чемпион мира и Мастер сомелье Маркус дель Моньего для немецкого перевозчика.

В Taittinger решили тоже поэкспериментировать и сравнили пять своих кюве на земле и на высоте, правда, поднялись они не на самолете, а на воздушном шаре. Все шампанские показались более мягкими и менее ароматными, а перляж из тонкой полоски, идущей по центру бокала, превратился в крупные пузырьки, цепляющиеся за стенки бокала. Итого – все не так приятно.

Впрочем, не все с этим согласны. В Emirates заявляют, что условия в полете мало чем отличаются от тех, что вы испытываете где-нибудь на горнолыжном курорте в швейцарских Альпах. А еще оказывается, что самолеты нового поколения, как Boeing 787 Dreamliner, обладают куда более продвинутой системой обеспечения воздуха, так что проблем с сухостью и обезвоживанием почти нет. Так что если и хочется распить на борту давно желанный бургундский гран крю, то смотрите, на чем будете лететь.

Фото: © Shutterstock

Воздушные погреба

Главный конкурс небесных винных карт называется Cellars in the Sky Awards, последний раз его провели в 2019 году, дальше пандемия не дала собрать экспертов, да и компаниям не до лишних трат. Конкурс организует журнал Business Traveller, в последнем участвовали 35 авиакомпаний, а вслепую судили пять экспертов. Они оценили 250 вин из первого и бизнес-класса, разбитых на 16 категорий, а потом раздали награды. Обладателем лучшей карты признали Malaysia Airlines, на втором месте японцы из ANA, замыкают тройку Cathay Pacific из Гонконга.

У журнала The World of Fine Wine свой конкурс винных карт с огромным количеством номинаций. А судьбу победителей решает редакция издания вместе с топовыми сомелье и консультантами, включая Эндрю Джеффорда и Андреаса Ларсона. Премия что надо, ведь лучшей европейской картой medium size 2021 года стала подборка московского Big Wine Freaks! Награду за лучшую винную карту на борту озвучат 1 ноября, но есть все основания, что она останется у победителя прошлого года Air France.

Вина на борту любят оценивать не только профессионалы, но и любители. Причем не вина, а полетов. Блог The Expat Flyer летом 2021 года вышел с почти разгромным посылом, что старые добрые деньки люксовых перелетов не вернутся уже никогда, и в пример приводит рейс American Airlines в Сидней. Непросто и вылетающим из Дубая. Большинство огромных бортов Airbus A380 компании Etihad пылятся в аэропорту, а это значит, что не мыться богатым мира сего в воздушных душах, не летать в собственных апартаментах c личным дворецким и шеф-поваром на борту. Эх, бедняжки.

Фото: © Etihad Airways

Фото: © Etihad Airways

Но зато в целом с вином в первом классе все отлично. Как пишет тот самый Патрик, предложение вин decent, «достойное», все с рейтингом выше 3,9 по Vivino. В топах Twelftree Shiraz (4.3), Joseph Drouhin Puligny-Montrachet (4.2) и сотерн Château d’Arche (4.2). А вот расстроила подборка Шампани: у The Heidsieck «всего» 3,9. Ну блогер хоть и люксовый, но не сильно знающий, ведь Хайдсик в карте не Piper, а Charles, и у винтажа 2006 – 4,2 по Vivino, раз уж на то пошло, а у розового – аж 4,3! Но если не обращать внимание на странных оценщиков, то карта и правда интересная, с белым шатонёфом от Chateau La Nerthe, австралийским рислингом из долины Клэр от Grosset и 20-летним тони от Graham’s.

Странным образом Vivino вышли со своей подборкой вин для часто летающих виноманов. Ее составила GraceGuQing из Сингапура, судя по ее аккаунту в Twitter, она любит Бургундию, Шампань, виски и свою жизнь. Список у нее вышел определенно неожиданный:

  1. Совиньон блан из Мальборо
  2. Шабли
  3. Рислинг кабинетт из Мозеля
  4. Сира-гренаш из Бароссы
  5. Бордобленд из Тосканы
  6. Красное бордо
  7. Кло Вужо
  8. Рибера-дель-Дуэро
  9. Шардоне из Калифорнии
  10. Пино нуар из Мальборо

Тяжелый люкс

В арабских странах сложные отношения с вином, но на высоте, видимо, никакие законы не действуют. Emirates Airlines не скупится на сервис, благо у владельцев из Инвестиционной корпорации Дубая денег хватит на любую роскошь. Обладатели самой роскошной винной карты (по версии Bloomberg) решились еще серьезнее вложиться в вино, инвестировав в него в 2017 году 500 млн евро. Вложения явно быстро окупятся, ибо большинство вин приобретается либо на бордоских примёрах, либо напрямую из хозяйств еще до выхода на мировой рынок. Это позволяет и сэкономить, и самим понять, через сколько бутылки будут готовы отправиться на борт. Первой серьезной инвестицией стал сотерн 2005 года от Chateau d’Yquem, куда больше пришлось потратить на покупку целых 2000 кейсов Шевалье-Монраше и Эшезо 2015-го винтажа. А сколько всего вина хранится в суперсовременных складах? 7 400 000 бутылок! Масштаб, однако, хотя до пандемии проливы были солидные: на бортах сервировали более 9 млн бокалов шампанского в год, а в 2019 году авиалиния была крупнейшим покупателем Dom Perignon в мире!

Фото: © Emirates

Фото: © Emirates

Из других не менее шокирующих вин на борту в первом классе были замечены Bollinger La Grande Annee 2004 (Air France), Dom Perignon P2 (Lufthansa), Pol Roger Sir Winston Churchill 2004 (Qantas) и 2000 (Asiana), Salon 2002 и Cristal 2009 (Japan Airlines), Krug (Singapore Airlines).

Народное вино

С первый классом и бизнесом все понятно, но попасть туда могут лишь единицы. А что насчет народного эконома? Наливают ли там? Российские авиакомпании все как один от комментариев отказались. Оно и понятно – за то, что наливают простым людям, им должно быть стыдно. Хотя стыдно должно быть и британцам из British Airways.

Дженсис Робинсон вместе с Хью Джонсоном и Майклом Бродбентом (если не знаете эти фамилии, то срочно беритесь за классиков!) с 1995 года отвечает за подбор вина для первого и бизнес-класса. В своей статье в Financial Times она вспоминает о золотых днях мировой авиации и особенно гордится погребом для Concorde. Туда не попадали бургундские негоцианты, только вина от крошечных доменов, ведь за сверхзвуковой рейс много вина не выпьешь! Билеты стоили дорого, но при желании их фактически можно было пропить! Но сначала случилось 11 сентября 2001 года, потом выросли цены на керосин, а в 2009 году сменилась политика – никаких дегустаций, только тендер на эксклюзивные поставки для каждого из трех классов. В 2010 году Дженсис ушла, а в 2019-м написала шокирующее откровение. Вот цитата:

«За закупку вина отвечают два молодых француза, у которых не было никакого опыта в этом деле... Villa Maria Sauvignon Blanc, который стоял в бизнес-классе, можно купить в Morrisons за 5 фунтов, за 9 отдавали сразу две. Все кандидаты в первый класс с закупочной ценой выше 6 евро отсеиваются автоматически, а раньше на клерет выделяли не меньше 25 евро!»

15937154_10157999086375526_1752058922293633499_o.jpg

Фото: © Air France

Air France не стесняется экономить, но подходит к этому разумно, делая ставку на вина категории IGT. Лучший сомелье мира 2013 года Паоло Бассо специально отбирает бленды, чтобы четко показать сортовые характеристики и не заплатить лишнего, ведь эконом-класс должен оставаться экономным. Австралийцы из Qantas пошли дальше. На дальних рейсах за отдельную плату они предоставляют услугу… винной дегустации! А выбрать действительно есть из чего: можно попробовать и фиано из Долины Макларен, и Grandfather Port от Penfolds, и редкие ширазы от бутиковых производителей.

Фото на обложке: © Socialcut/Unsplash.

Статьи по теме:
  • Илья Кирилин

    Автор, независимый эксперт

  • 28 октября 2021

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также