Тренды в дизайне винных погребов | Simple Wine News
Тренды в дизайне винных погребов

Тренды в дизайне винных погребов

Тренды в дизайне винных погребов

Архитекторы и строители винных погребов отмечают взлет заказов от частных клиентов. За пандемию многие любители вина задумались не только о пополнении домашней коллекции, но и об обустройстве погреба. Евгения Речкалова расспросила дизайнеров о самых дорогостоящих проектах, последних трендах в хранении вина и типичных ошибках при создании погреба.

Джим Кэш

Основатель компании Revel Custom Wine Cellars / США

Дизайн. История Revel Custom Wine Cellars началась с того, что я решил сделать свой винный погреб. До этого я занимался недвижимостью и строительством, никакого образования или опыта в сфере дизайна у меня не было. Но я любил вино. Мне не нравились традиционные винные стеллажи, потому что единственная часть бутылки, которая там видна, – это горлышко с пробкой. Я изучил формы и размеры винных бутылок и деревянных винных ящиков. А потом разработал идеи для хранения вина, которые позволят лучше ориентироваться в коллекции и не вынимать каждый раз бутылки из стеллажей. Семь из моих дизайнерских решений запатентованы в США. О первом же погребе, который мы продали, написал журнал Wine Spectator. Эстетика никогда для меня не была на первом месте, только удобство и функциональность.

Фото: © Revel Custom Wine Cellars

Фото: © Revel Custom Wine Cellars

Пикассо в чулане. Сейчас главный тренд – это осовременивание винного погреба. Образ старого пыльного погреба, запрятанного где-нибудь в подвале дома, больше не привлекает людей. Раньше в это темное-влажное-прохладное место заглядывал разве что владелец коллекции. Но теперь заказчики хотят, чтобы там были жизнь, общение, свет. Поэтому погреб часто примыкает или объединяется с развлекательными зонами – баром, домашним кинотеатром, игровой комнатой. В современных погребах используется много стекла. Погреб больше не прячут, его хотят показать гостям. Как сказал один из наших клиентов, прятать свой погреб за глухой стеной – это все равно что повесить Пикассо в чулане! Когда видишь за стеклом потрясающую коллекцию, разговор о вине, коллекционировании завязывается сам собой. Именно эта социальная функция винного погреба стала сейчас очень важной. Еще один близкий тренд – объединение погреба с жилыми зонами, рабочим кабинетом, столовой, кухней или прихожей. Вино обычно размещают за стеклом вдоль одной из стен.

Клиент захотел огромный погреб в 62-этажном небоскребе, пришлось поднимать проектную документацию и разбираться, выдержит ли здание дополнительную нагрузку.

Ангелы и небоскребы. Даже в такой классической теме, как дизайн винного погреба, есть огромное поле для экспериментов. Мы, например, используем не только дерево или металл, но и акрил. Винные стеллажи из прозрачного акрила выглядят стильно и современно! Каждый погреб – это отдельная история. Сейчас мы работаем с клиентом, который хочет, чтобы в его погребе стояли две двухметровые мраморные скульп­туры ангелов XV века. Был случай, когда нам пришлось завезти в дом серьезную технику и долбить бетон, чтобы расширить помещение и разместить всю коллекцию вина. Другой клиент захотел огромный погреб в 62-этажном небоскребе, пришлось поднимать проектную документацию и разбираться, выдержит ли здание дополнительную нагрузку. Revel Custom Wine Cellars отправляет полностью собранные винные погреба по всему миру, поэтому нам нужно решать еще и логистические проблемы: чтобы доставить погреб через океан, мы используем все возможные виды транспорта.

Фото: © Revel Custom Wine Cellars

Ковид. Этот рынок и так уже больше 10 лет демонстрировал рост, а в ковидную эпоху тема частных винных погребов стала еще актуальнее. Развлечения вне дома отпали, поэтому люди начали вкладываться в обустройство своих жилищ, чтобы можно было там интереснее проводить время. Аудитория наших заказчиков стала молодеть и пополнилась специалистами, работающими в сфере IT и финансах. Конечно, в основном заказчики винных погребов – это по-прежнему мировая элита. Большинство погребов, которые мы делаем, обходятся клиентам в $50 000-100 000. Наш самый масштабный проект приближался к $500 000: удалось разместить 10 000 бутылок.

Ошибки. Организация зоны отдыха со стульями и столом внутри погреба – это самая распространенная ошибка, с которой я сталкиваюсь. Еще в погребах ставят разную технику, раковины, что тоже, конечно, делать нельзя. Иногда появляются отдельно стоящие холодильники для хранения вина, которые вырабатывают тепло, что усиливает нагрузку на работу системы охлаждения погреба. Мы также советуем клиентам не покрывать наши системы хранения красками и лаками, потому что химические испарения, скапливающиеся в небольшом закрытом помещении, могут повредить вину. Двери винных погребов также часто конструируются неправильно, в результате нужные влажность и температура в погребе не поддерживаются

Фото: © Revel Custom Wine Cellars

Фото: © Revel Custom Wine Cellars

Погреб мечты. Я хотел бы верить: все, что можно себе представить, можно и построить. В моем идеальном погребе не было бы ничего кричащего, блестящего и бесполезного. В центре – мягко подсвеченный остров, где можно открыть бутылку вина и разлить его по бокалам. Вокруг него – функциональные системы хранения для вина, за стеклянной стеной – зона для дегустации. Я использовал бы только натуральные, естественные материалы – каменный пол, гранитные столешницы, регулируемое освещение для подсветки бутылок. В моем идеальном погребе легко сориентироваться, хорошо видны этикетки и бутылки. Здесь найдется немного места для скотча, бурбона, текилы и стойки для бокалов. А в специальном ящике меня будут ждать любимые сигары.

Осман Гурер

Главный дизайнер Focus Wine Cellars (у компании есть представительства в Гонконге, Сингапуре, Москве, Бангкоке и Стамбуле) / Канада

Коллективизация. Мы все чаще получаем заказы на дизайн и строительство погребов для больших частных коллекций – 4500-5000 бутылок. Сейчас много запросов не только на классические погреба для одного человека или семьи, но и на коллективные хранилища для жильцов элитных кондоминиумов. В общем пространстве такого погреба собрано несколько частных коллекций c личным доступом в свой отсек для каждого владельца. В одном из таких совместных погребов, построенных нашей компанией, сейчас хранится 16 800 бутылок.

014.1.jpg

Фото: © Focus Wine Cellars

С видом на Босфор. Самый сложный проект в нашей практике – это подземный погреб в роскошном особняке с видом на Босфорский пролив. Мы должны были построить погреб под уже существующим бассейном и сделать тоннель, соединяющий погреб и гостиную внутри дома. Мы привлекли профессиональных взрывотехников, одни строительные работы заняли семь месяцев!

Погреб для президента. Пожалуй, самый масштабный винный погреб, созданный FWC, находится в особняке на озере Хоухай в Пекине. Конечно, я не могу назвать ни имени заказчика, ни бюджета этого проекта. Но, чтобы вы почувствовали масштаб, алкогольная тема объединяла семь залов! К дегустационной зоне примыкали два погреба – один для красных, другой для белых вин, сигарная комната, отдельные помещения для хранения шампанского и игристых вин, крепкого алкоголя, посуды и аксессуаров. А еще мы делали погреб для президента! Правда, в целях конфиденциальности мы можем называть его только «глава одного среднеазиатского государства».

Сейчас много запросов на коллективные хранилища для жильцов элитных кондоминиумов. В общем пространстве такого погреба собрано несколько частных коллекций c личным доступом в свой отсек для каждого владельца.

Терапия. В начале пандемии рынок замер. Но потом все как-то свыклись с новыми реалиями, появилась надежда, что жизнь наладится. Многие любители вина, знатоки, отложившие из-за пандемии мечту о погребе в долгий ящик, снова вернулись к этой идее. Люди стали больше времени проводить дома, чаще выпивать в родных стенах. Но это – не единственная мотивация. Многие брались за новый домашний проект с терапевтической целью, чтобы отвлечься и снять эмоциональное напряжение. Для меня самого стало неожиданностью, что в такой сложный период дела у нашей компании шли так хорошо. До ковида наши продажи частным клиентам и компаниям были примерно равными. Но в период пандемии это соотношение изменилось в пользу индивидуальных заказчиков. Многие из наших партнеров в сфере гостиничного бизнеса опасались вкладываться в новые проекты. К счастью, рост продаж частным клиентам с лихвой компенсировал нам эти потери.

Фото: © Focus Wine Cellars

Фото: © Focus Wine Cellars

Интернационал. Центральный офис нашей компании находится в Торонто. У нас несколько представительств в азиатских странах, есть офис в Москве. Некоторые страны в целом более консервативны в отношении дизайна, другие – более открыты для экспериментов. Огромную роль играет, в каких условиях живут люди, какие размеры погреба они могут себе позволить. Например, многие коллекционеры вина из Гонконга живут в современных, очень дорогих кондоминиумах, но по площади они небольшие, и для погреба там места очень мало. Зато любитель вина, например, из Калифор­нии может позволить себе очень большой погреб. Соответственно, и задачи при работе над двумя такими проектами будут очень разными.

Дерево. Традиционный стиль по-прежнему востребован, и всегда будут заказчики, которые захотят классический винный погреб с преобладанием дерева, чаще всего – дуба. У большинства людей именно дерево ассоциируется с теплом, уютом, экологичностью. В то же время к нам приходит все больше молодых заказчиков, для которых стильный дизайн – это инновационные материалы, ультрасовременные технологии и оригинальные решения. Им нужны погреба в минималистичном стиле, созданные по принципу «меньше – лучше».

Фото: © Focus Wine Cellars

Инвестиции. Если вы уже вкладываетесь в вино, вопрос о винном погребе встает сам собой: никто не хочет потерять коллекцию и свои инвестиции из-за неправильного хранения. Любой грамотный агент по недвижимости подтвердит, что винный погреб увеличивает стоимость дома при продаже – объект становится более привлекательным для потенциальных покупателей. Собственный винный погреб – это мечта почти каждого человека, любящего вино. Но разве измеришь деньгами возможность узнать, как вино будет меняться, развиваться, сохраняя память о прошлом? Это бесценно.

Анна Кинколи

Директор штаб-квартиры в Милане. Бюро архитектуры и дизайна ALTER EGO Project Group / Милан

Городские джунгли. В связи с изменениями и ограничениями, которые вошли в нашу жизнь в последние два года, возник интересный тренд – стилистика публичных пространств переносится в частные интерьеры. Мы стали чаще собираться узким кругом и ходить в гости к друзьям, поэтому многим нашим заказчикам хочется воссоздать атмосферу ресторана или бара у себя дома. Растет число запросов на частные винные погреба и винные погреба в городских квартирах. Недавно мы работали над проектом пентхауса, где применили принципы актуального сейчас биофильного дизайна. В городском пространстве нашлось место и для винного погреба, и для объектов, связывающих нас с миром природы.

Многим нашим заказчикам хочется воссоздать атмосферу ресторана или бара у себя дома. Растет число запросов на частные винные погреба и винные погреба в городских квартирах.

Эклектика. Сейчас в дизайне интерьеров в целом и в дизайне винных погребов в частности доминирует эклектика. Нет четких правил: часто молодые заказчики отдают предпочтение классике, а клиенты в возрасте, наоборот, стремятся сделать что-то ультрасовременное и минималистичное. И, конечно, винный погреб никто уже не воспринимает как темный, сырой подвал с винными бочками. Высокотехнологичные решения позволяют объединить зоны хранения и дегустации, поддерживать оптимальный режим для хранения вин, крепких напитков, сырных и мясных деликатесов.

Фото: © ALTER EGO Project Group

Библиотека. Одни из наиболее сложных проектов для хранения вина, которые мы делаем, – это винные стены и винные библиотеки, вписанные в интерьеры частных домов и отелей. Расположение бутылок в высоких конструкциях со стеклянным фасадом и детальной подсветкой позволяет разглядеть каждый лейбл и экземпляр винной коллекции, словно редкую книгу в книжном шкафу. Такие хранилища на первый взгляд кажутся просто красивыми витринами. Но на самом деле технически они сложно организованы. Вина хранятся на разных уровнях, где поддерживается оптимальный температурный режим. В каждом отсеке винной стены есть специально разработанная передвижная лестница, которая обеспечивает быстрый и безопасный доступ ко всем бутылкам, даже к тем, которые находятся на самом верху.

Пентхаус в Европе 2 copy.jpg

Фото: © ALTER EGO Project Group

Инновации. Так же, как в фэшн-индустрии, в дизайне интерьеров всегда есть несколько общемировых модных трендов, которые часто противоречат друг другу. Новые тренды в дизайне винных погребов напрямую зависят от технических инноваций, которые открывают перед дизайнерами практически безграничные возможности. Винный погреб больше не должен прятаться в подвале или цокольном помещении. Пространство для хранения вина теперь может находиться где угодно, хоть на самом высоком этаже небоскреба! Современная подсветка не вредит вину, а при работе с деревом можно отказаться от прямоугольных форм и создавать свою геометрию: овальные деревянные стены и винные стеллажи очень популярны в последнее время и смотрятся потрясающе!

Татьяна Фокина

Основатель дизайн-бюро Studio Caché; также CEO Hedonism Wines / Лондон

Лондон. В Великобритании крайне утилитарный подход к проектированию погребов. Заказчику, как правило, хочется, чтобы они занимали как можно меньше места, если это новый погреб. В квартирах, особенно в центральной части города, каждый миллиметр на вес золота и выделить пространство под погреб в принципе невозможно. Безусловно, как и везде, в Лондоне есть люди, которые делают из погреба шоу, главным образом, чтобы удивить гостей количеством и стоимостью бутылок. Но функциональность и компактность погреба здесь все же важнее эстетики и дизайна. Важно, чтобы соблюдался температурный контроль, контроль влажности, была продуманная, удобная и логичная навигация по погребу, чтобы любую нужную бутылку в любой момент можно было легко найти.

Безусловно, как и везде, в Лондоне есть люди, которые делают из погреба шоу, главным образом, чтобы удивить гостей количеством и стоимостью бутылок. Но функциональность и компактность погреба здесь все же важнее эстетики и дизайна.

Охота за вином. В частных погребах зачастую для меня содержимое интереснее, чем дизайн. Например, пару лет назад мы были на охоте в Шотландии в компании аристократической британской семьи. Вечером все отправились на ужин в их дом, который выглядел в точности как ожившая серия Downton Abbey. Вместе с хозяином мы спустились в погреб, чтобы выбрать вино к ужину. Мне попалась на глаза бутылка – пыльная, покрытая паутиной, выглядевшая почти бутафорской. Это было шампанское 1937 года. Хозяин пожал плечами – вероятно, ее просто забыли выкинуть, когда проводили ревизию в погребе после смерти отца, и внутри – уксус, который уже невозможно пить. Я возразила, что надо дать ей шанс, вполне возможно вино окажется достаточно интересным. В итоге так и произошло, и весь наш вечер и последующий день прошел в обсуждениях этой бутылки. Вино оказалось не просто «съедобным», для многих это было первое возрастное шампанское, которое они попробовали. Такие бутылки запоминаются на всю жизнь.

Фото: © Hedonism Wines

Старое и новое. Вино – это один из элементов нашей жизни, который по-прежнему старомоден, все еще ценится его исконность, традиции, оно как будто способно дать нам возможность путешествовать в прошлое. Да, процесс виноделия изменился и стал более технологичным, но тем не менее изменился в меньшей степени по сравнению со многими другими процессами в нашей жизни. Поэтому все еще превалирует традиционный подход в проектировании погребов, предпочтение по-прежнему отдается натуральным материалам, таким как дерево, хороший камень, стекло, и классической планировке. С другой стороны, мы видим тренд на более светлые пространства, уход от ощущения темного подземелья, стремление, наоборот, к созданию стеклянной притягательной комнаты, где часто можно видеть бутылки, как будто парящие в воздухе. Визуально этот тренд мне очень нравится.

Погреб в скале. Наверное, идеальным проектом для меня мог бы стать дом на скале, на морском побережье южной Франции или Италии. Винный погреб был бы спроектирован внутри скалы, защищенный от света, но при этом с большой прозрачной стеной. Внутри можно было бы создать отдельную зону, где можно сесть и, открыв одну из бутылок, получить удовольствие от вина и вида на море.

Дмитрий Лебедин

Руководитель проекта Simple Cellars группы компаний Simple / Москва

Классика. Погреб – это долгая история. Обычно клиенты обращаются к нам на этапе проектирования, а к реализации проекта мы переходим через год-полтора. Чаще всего мы сами отвечаем за дизайн, но иногда работаем в связке с архитектором от заказчика. Я ценю дизайнеров и архитекторов, которые начинают с нами переговоры заранее. Однажды меня привлекли к работе над погребом в Петербурге, когда проект был почти закончен. Квартира напоминала резиденцию шейха, но я за нее не взялся – организовать там грамотное хранение вина было уже невозможно. В итоге дизайнеры просто впихнули в комнату два винных шкафа, отделанных деревом.

Фото: © Esigo

В дизайне погребов нет каких-то часто меняющихся трендов: хранения вина – очень консервативная история. У человека может быть суперсовременный дом, но погреб будет классическим. Сейчас я работаю над самым масштабным проектом за всю свою 15-летнюю практику: нужно разместить коллекцию из 7000 бутылок. Заказчик согласился на идею, которую я давно хотел воплотить, – объединить деревянные панели и металлические держатели. В итоге стеллаж выглядит невесомым, бутылки как будто парят в воздухе.

Практика и вдохновение. Попасть в домашний погреб очень сложно: свою коллекцию показывают обычно только близким друзьям. Получается, что многие заказчики перед тем, как к нам обратиться, видят одни картинки в журналах или погреба, оборудованные на винодельнях, в ресторанах или отелях. Но решения, которые были найдены для больших общественных пространств, не работают для дома!

Новых заказчиков я сразу же спрашиваю о размерах коллекции: какая она сейчас и какой они ее видят в будущем. Потом по проверенной формуле вычисляется стоимость бутылкоместа. И тут журнальная эстетика встречается с цифрами: оказывается, что, взяв идею из журнала, часто можно разместить лишь небольшое количество бутылок за высокую цену. Сейчас деньгами никто не сорит, поэтому в итоге выбирают решение, которое обеспечит грамотное хранение и позволит разместить всю коллекцию. Недавно у меня был заказчик из регионов. Коллекционированием он занимается всего пять лет, но у него уже 1500 бутылок, а площадь погреба – 60 м2. Сначала он мне прислал фото погребов на винодельнях, хотел сделать все в камне. Но потом мы прикинули, что на такой площади, отказавшись от чужой идеи, можно разместить 6000 бутылок, и он их как раз наберет лет через десять.

Wine Cellars

Банковская ячейка. Площадь среднего винного погреба – 8-15 м2. Если есть детали проекта, можно просчитать точный бюджет, но минимальные затраты – не менее 2 млн рублей. Иногда для погреба строят отдельное здание. У меня был заказчик, который купил дом со старым погребом. Я бы мог работать и с такой площадью, но потом он вырыл погреб в два раза больше первоначального рядом с 25-метровым бассейном. Широкая русская душа иногда толкает и Pétrus выпить на капоте автомобиля!

Никому не придет в голову позвать друзей, чтобы вместе проверить банковскую ячейку. С винным погребом та же история: туда заходят либо положить бутылку вина, либо взять и тут же выходят. В правильном погребе должна поддерживаться температура от 12 до 14 градусов Цельсия, поэтому там особо долго и не пробудешь – холодно. Оборудование, контролирующее температуру и влажность, работает 24/7, оно не выключается ни летом, ни зимой. Страхование винной коллекции – сложная тема, так как у нас нет института экспертной оценки. На вино нет фиксированной цены, она постоянно меняется. Поэтому можно застраховать имущество и включить туда коллекцию вина, но будет ли потом адекватная компенсация – большой вопрос.

Я не рекомендую долго хранить вино в винном шкафу, максимум – год-полтора. К сожалению, влажность там поддерживается с большой погрешностью.

Лидеры. Винохранением серьезно занимаются две страны – США и Россия. Недавно еще подключился Китай. В европейских винодельческих странах, Франции, Италии, Испании, естественный уровень и влажности, и температуры под землей идеален для хранения вина. Вино может спокойно лежать в подвале частного дома, и не нужно устанавливать никаких увлажнителей и охладителей. Я не рекомендую долго хранить вино в винном шкафу, максимум – год-полтора. К сожалению, влажность там поддерживается с большой погрешностью. Европейские разработчики винных шкафов ориентируются на естественный уровень влажности в своих странах – 60-70%. А у нас в отопительный сезон в квартире уровень влажности 25%, такой он, увы, будет и в шкафу. Существуют, конечно, лайфхаки, например, поставить в шкаф емкость с водой, но все это не очень удобно. Я очень не люблю, когда просят интегрировать погреб в жилую зону. Такие проекты сложнее и обходятся клиентам в разы дороже, чем погреба, запланированные в самом начале работы над проектом дома или квартиры.

Мужская игрушка. В моем портфолио порядка 200 погребов. Клиентов-женщин за все это время у меня почти не было. Винный погреб – это, на мой взгляд, мужская игрушка. Средний возраст заказчиков – 45-50 лет.

Фото: © Revel Custom Wine Cellars

Фото: © Revel Custom Wine Cellars

Винный погреб нужно делать для себя и наблюдать весь процесс с момента проектирования. Лет десять назад были дома, которые изначально делались на продажу: погреба там были включены для галочки. Но и сейчас бывает, что за хранение вина берутся люди, которые мало в этом понимают: человек, занимающийся вентиляцией и кондиционированием, почему-то решает, что осилит и винный погреб. На самом деле, помимо знаний технологий, специалист по винному хранению должен еще понимать и любить вино.

Раньше винный погреб воспринимался в одном ряду с домашним кинотеатром, бильярдной или хаммамом, которые обязательно должны были присутствовать в статусном загородном доме. Были времена, когда заказчики требовали винные бочки для своих погребов. Я выжигал этот стереотип каленым железом, объяснял, что в бочках хранят вино только на винодельнях. Бочку, конечно, можно включить в дизайн погреба, но только как декоративный элемент, превратив ее, например, в стол или стеллаж.

К счастью, сейчас картина изменилась: мне везет на вдумчивых, интересных заказчиков, знающих вино, у которых есть чему поучиться.

Фото на обложке: © Esigo.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News 147.
Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также