Замышляю только шалость
Мы говорим с Веспой в начале зимы (декабрь 2019 года. – Прим. ред.). В только что закончившемся ноябре на рынок вышел Terregiunte – «Соединенные земли». Это совместный проект весповской Futura 14 и Masi. На первый взгляд – невообразимая вещь, безумная затея: выпускать за винтаж меньше 15 тысяч бутылок («Ничто», – говорит сам Веспа) сложного в производстве Vino d’Italia в стране с более чем полутысячей аппелласьонов разного уровня. Вот только никак иначе Terregiunte классифицировать нельзя, потому что это ассамбляж амароне и апулийского примитиво. Между местами, откуда они происходят, больше 900 километров по икре итальянского «сапога». Виновник всей авантюры – Веспа.
«Несколько лет назад меня посетила мысль, что примитиво и амароне очень похожи. Все дело в увяливании ягод», – говорит он. Для амароне виноград подсушивают на бамбуковых циновках, а в Апулии применяют метод strozzatura del peduncolo. Наиболее поэтично это можно перевести на русский как «удушение стебелька» – виноград заизюмливается сам прямо на лозе, после того как черешок грозди пережимают, чтобы прекратить доступ питательных веществ к ягодам.
Веспа близок не только с Сильвио Берлускони. Еще он дружит со знаменитым энологом-консультантом Рикардо Котареллой, работающим по всей Италии. Именно к нему Веспа пришел с идеей своего ассамбляжа: «Рикардо, я хочу сделать невозможное. Скажи мне, это безумие?». Невозможное возможно, ответил Котарелла, но где ты найдешь второго такого? «Торжественно клянусь, что замышляю только шалость» было предложено произнести Сандро Боскаини из Masi, который, по словам Веспы, отнесся к идее «с абсолютным энтузиазмом».
«Это был первый раз в истории Италии, когда два винодела получили возможность совместно создать новое вино», – говорит Веспа. Довольно спорное утверждение, но спорить с другом Берлускони я не решаюсь. Веспа, кстати, использует в этой фразе слово mate, которое гораздо чаще банального «совмещать» означает «спаривать» или «случать», как будто он видит в этом процессе некое сексуальное таинство.
У Terregiunte убийственный рекламный слоган: Made in Italy. Даже на итальянской версии официального сайта вина вы обнаружите его именно в английском написании. Веспа объясняет: это сознательно, это как Made in China, только наоборот. Первое воспринимается скорее в негативном ключе, второе говорит само за себя о высоком качестве. На китайцах, как на пальцах, он и растолковывает: «Это мы, итальянцы, гордимся разнообразием нашего вина. А китайцев вы видели? Они хотят хорошего итальянского вина, но не понимают ни сортов, ни всех этих DOCG, DOC, IGT. А тут бац! – все сразу на этикетке: «Вино Италии». Хорошее итальянское вино».