Geoffroy
Кюмьер, долина Марны
130 000 бутылок
Жан-Батист Жофруа
У Жана-Батиста Жофруа 11 га в Кюмьере, пара во Флери-ла-Ривьер и по одному в Дамри и Овилле. В классификацию он не верит, говорит, что участки премье крю Кюмьер около леса по качеству хуже, чем у неклассифицированного Дамри, а небольшой амфитеатр с южной экспозицией превзойдет любой другой гран крю. Микроклимат позволяет делать и красные тихие вина.
Жофруа – один из ведущих производителей Cumières Rouge, причем не только из пино нуар, но и из пино менье. Каждый из 45 парселов винифицируется отдельно в стальных чанах (для невинтажных кюве), барриках и фудрах. Бочки закупаются у Colin-Morey из Шассань-Монраше. Ферментация на диких дрожжах, иногда прибегают к инокуляции. Малолактики обычно избегают. Дозаж и сера ниже принятых в регионе.
Chartogne-Taillet
Мёрфи, Монтань-де-Реймс
100 000 бутылок
Александр Шартонь
Александр Шартонь единственный рекольтан в Мёрфи. Стиль Мёрфи менее фруктовый, более полный и округлый, чем остальные части Монтань-де-Реймс. Домен принадлежит семье Шартонь с XVII века, о чем говорит цифра 1683 на этикетке. Александр возглавил домен в 2006 году после стажировки у Ансельма Селосса.
11 га виноградника разделены на 13 парселей. Вспашку проводят с лошадьми, дикие дрожжи «селекционируют» с каждого парселя. Ферментацию с 2008 года проводят либо в бетонных яйцах, либо в старых барриках, от стали постепенно отказываются. Базовое Sainte Anne Brut – единственное ассамбляжное кюве. Остальные – релизы с отдельных парселов, которые обычно не больше 5000 бутылок и распродаются очень быстро.
Paul Bara
Бузи, Монтань-де-Реймс
120 000 бутылок
Шанталь Бара
Поль Бара был не только уважаемым виноградарем и мастером на все руки (погреба он выкопал собственноручно), но и историком. Он написал книгу об истории Бузи, описав все урожаи, начиная с 1788 года. Сегодня во главе компании трое его дочерей, а главный винодел – Кристиан Форже, супруг Шанталь Бара (одной из дочерей Поля).
Вина Paul Bara часто принимают за вина какой-то гранд-марки. Как удается достичь такой комплексности с единственного терруара? Секрет в уникальности гран крю Бузи. У Бара 11 га разбиты на 33 парселя, в основном пино нуар. В винодельне все по классике: стальные чаны, отказ от малолактики, длительная выдержка на осадке. Используются только вина первого пресса, только так можно получить роскошные, богатые, иногда даже вычурные вина от Paul Bara.
Дегустация*
Слева направо: Chartogne-Taillet Sainte-Anne Brut NV; Geoffroy Rosé de Saignée Brut Premier Cru; Paul Bara Grand Rosé Brut Grand Cru Bouzy;
Аперитив
Chartogne-Taillet Sainte-Anne Brut NV
Пино нуар 50%, шардоне 50%
Почвы: песчаник и глина
80% ферментируется в стали, 20% в барриках
Дозаж: 5,5 г/л
С каждым годом в ассамбляже базового брюта растет доля пино нуар, который четко проявляется тонами красных ягод, клубники. Как и следует ожидать от непривычного стиля Chartogne-Taillet, к знакомым тонам фруктов и выпечки добавляются легкие оттенки шаркутери и копченостей. Во вкусе всегда яркое, взрывное, определенно минеральное и даже солоноватое. Мёрфи в коммунальном проявлении.
Ольга Лящук, сомелье:
«Похоже, стилистика базового вина Chartogne-Taillet поменялась, вместо свежего, пронзительного и нервного в хорошем смысле оно стало более плотным и развитым, ощущается большее количество резервных вин».
Розовые
Geoffroy Rosé de Saignée Brut Premier Cru
Пино нуар 100%
Почвы: глина, подпочва мергель
Выдержка: 3 года
Дозаж: 10 г/л
Несколько часов в контакте с кожицей пино нуар сразу отражаются на цвете и характере вина. Плотное, полновесное вечернее розе с нотами красных ягод, граната, шиповника и специй в аромате. Вино для сложных гастрономических историй, таких как утиная грудка или пернатая дичь.
Антон Павлов, сомелье:
«Метод сенье дает структуру, насыщенность вкуса, большую экстрактивность. Это стиль шампанского для мясной гастрономии, его сложно представить в паре с легким салатом или закусками. Розе Geoffroy сделано в более плотной и приземистой стилистике и отлично ложится на привычный русский вкус».
Paul Bara Grand Rosé Brut Grand Cru Bouzy
Пино нуар 70 %, шардоне 18%, красное тихое вино из пино нуара Bouzy Rouge 12%
Почвы: глина и известняк в подпочвах
Метод: ассамбляж с 12% красного вина из Бузи
Выдержка: 3 года
Дозаж: 8 г/л
Бузи славится тихим пино нуар на всю Шампань, даже Gimonnet здесь покупают 5% тихого красного вина для своего розе. Paul Bara придерживается классической элегантной стилистики розе без излишней экстракции и танинности, в аромате красные ягоды и красные яблоки, розы и пионы и необычный тон пирога с ревенем.
Светлана Добрынина, сомелье:
«У Paul Bara легкий и деликатный стиль розового вина, тонкое, невесомое. По цвету очень бледное, похоже на прованское тихое розе. Такой стиль игристого универсален в плане гастрономии, и практически со всеми острыми блюдами это вино отлично сочетается».
Слева направо: Geoffroy Volupté Brut Premier Cru 2009; Paul Bara Grand Millésime Brut Grand Cru Bouzy 2010; Chartogne-Taillet Chemin de Reims Extra Brut 2011
Винтажные
Geoffroy Volupté Brut Premier Cru 2009
Шардоне 69%, пино нуар 31%
Почвы: известняк в подпочве
Выдержка: 7,5 лет, 45% вина ферментировано в дубе
Дозаж: 6 г/л
Кюмьер – одно из самых жарких мест в Шампани, обычно эта коммуна первой начинает сбор урожая. Поэтому большую часть виноградников занимают красные сорта, но шардоне тоже встречается. Для кюве Volupte Жан-Батист отобрал три участка с самым большим содержанием мела – Montagne, Chênes, Tournemidi. Здесь шардоне дает, по сравнению с Кот-де-Бланом, более богатое, щедрое и полное вино.
Paul Bara Grand Millésime Brut Grand Cru Bouzy 2010
Пино нуар 90%, шардоне 10%
Почвы: глина и известняк в подпочвах
Выдержка: 6 лет, ферментация в стали
Дозаж: 6 г/л
Рекомендуется любителям шампанского с тонами выдержки, здесь не только свежие фрукты, цветы и цитрусы, но также сухофрукты, орехи, ваниль, запеченные яблоки и россыпь пряностей, будто на восточном базаре. Роскошь в самом элегантном проявлении. Доминанта пино нуар определяется моментально.
Chartogne-Taillet Chemin de Reims Extra Brut 2011
Шардоне 100%
Почвы: песок, глубже органическая почва, богатая железом, дальше меловые подпочвы
Виноградник высажен в 1981 году
Дозаж: 1,4 г/л
Chemin de Reims под деревушкой Мёрфи монахи возделывали с VIII века. С 2008 года ферментацию проводят в цементных яйцах и старых дубовых бочках из Бургундии. Урожай 2011 стал самым непростым в карьере Александра Шартонь-Тайе, но виноградник показал себя отлично, и кюве решили выпустить в продажу. Стиль дома Chartogne-Taillet угадывается сразу, а то, что это блан-де-блан, на слепой дегустации не так очевидно из-за необычных тонов красных ягод.
Елена Максимова, сомелье:
«Очень люблю стиль Chartogne-Taillet, он трогательный и рустичный, максимально индивидуальный, Geoffroy яркий и чувственный, а Paul Bara для меня зануда, классический, как Большой театр».
Слева направо: Chartogne-Taillet Couarres Château Extra Brut 2012; Chartogne-Taillet Les Orizeaux Extra Brut 2012; Geoffroy Ratafia de Champagne
Chartogne-Taillet Couarres Château Extra Brut 2012
Пино нуар 100%
Почвы: песок и глина, ниже 80 см начинается туф
Виноградник высажен в 1987 году
Дозаж 4,5 г/ла
Два соседних виноградника с пино нуар Couarres Château и Orizeaux дают вина разные по характеру, хотя ферментация протекает аналогично: старые дубовые бочки и натуральные дрожжи. Сделать отдельное кюве Couarres решили в 2010 году. Виноградник лежит на туфе, вино получается полное и богатое, яркое, в букете белые цветы, миндаль, ромашки, много-много цитрусовых и морская, йодистая минеральность.
Chartogne-Taillet Les Orizeaux Extra Brut 2012
Пино нуар 100%
Почвы: песчано-известняковые, на глубине 3 метров начинается чистый мел
Виноградник высажен в 1961 году
Дозаж 3,5 г/л
На винограднике Orizeaux песок в верхнем слое и меловые отложения в подпочвах, что дает зрелость пино и одновременно пронзительную минеральность. Как и в других кюве с отдельных виноградников, в Orizeaux одновременно сочетаются и привычные для Шампани ароматы, и совершенно странные тона – солено-дымные, торфяные (!) и травянистые. Давид Шильдкнехт (David Schildknecht), отвечающий за Шампань у Паркера, сравнивает его с артишоком за сочетание приятной горечи, растительной свежести и одновременно ореховой кремовости. Удивительно, как такое разнообразие ароматов может давать один лишь сорт.
Ольга Лящук сомелье:
«В дегустационных описаниях вин Chartogne-Taillet появляется много странных словечек, каких-то овощей и маринадов. Все это может звучать отталкивающе, но на самом деле делает букет вина потрясающе индивидуальным. Однозначно гедонистические шампанские».
Дижестив
Geoffroy Ratafia de Champagne
Пино нуар и пино менье
Вина урожая 2012 года с виноградников в долине Марны
Ратафия – давняя и полузабытая традиция Шампани. Традиционно его производят, смешивая виноградный сок из третьего или четвертого пресса, который не годится для шампанского, со спиртом. Жофруа делает по-другому. Основа его ратафии – это остатки пресса из розе-де-сенье, второй элемент – 60-градусный фин-де-шампань, дистиллят, который выгоняют в медном аламбике, а потом выдерживают 8 месяцев в дубе. Подается этот напиток как портвейн тони, он фруктовый, легко пьется и отлично сочетается с различными десертами. В год Geoffroy производит всего 400 бутылок, при этом 360 из них в этот раз достались России.
*Материал впервые опубликован в Simple Wine News №117, осень 2018 года.