Максим Полькин
Руководитель направлений «Азия» и «Виски» в Simple Group
О вкусах азиатов в алкоголе
В Азии предпочитают легкие, освежающие, кислотные напитки. Вероятно, это связано с более высокой среднегодовой температурой. Например, подача напитков в хайболе была изначально очень популярна в Японии, где крепкий алкоголь обычно разбавляют водой. В Корее так не делают, поскольку крепость соджу, корейского национального напитка, исторически постоянно снижалась и теперь составляет чуть более 16 градусов.
В Китае же основным напитком считается байцзю (иероглифы переводятся как «белый алкоголь»), но сейчас алкогольный рынок там активно развивается, и вкусовые предпочтения жителей сильно диверсифицируются. Пошлина на импорт алкоголя в том же Гонконге стремится к нулю, а значит, по доступным ценам здесь можно найти практически все. Похожая ситуация и в Японии, где тоже есть любой алкогольный напиток. Кроме того, это один из самых больших рынков по сбыту шампанского, а еще в Японии пьют много дорогой Бургундии и натуральных вин.
Фото: © Kris Sevinc/Unsplash
О китайском и японском вине
Когда мы столкнулись с проблемами логистики, у большинства виноторговых компаний появились мысли о переориентации на восток. Заговорили и о том, что китайское вино будет активно представлено в России, но, я думаю, этого все же не произойдет, поскольку продукт изначально не ориентирован на экспорт. В этой стране любят мощные, сладкие вина с длительной выдержкой в дубе, а это, согласитесь, не слишком соответствует предпочтениям российских потребителей.
В Японии вино тоже производят, но и там есть свои особенности. Была такая история: однажды мы с коллегой, винным экспертом, посетили префектуру Ниигата, где на небольшом клочке земли располагается 5-6 винодельческих хозяйств. Нас пригласили в дегустационный зал, налили вино, мы попробовали, и оно оказалось весьма странным на вкус. Я спросил коллегу, хочет ли он что-то сказать виноделам. Тогда он шепотом ответил: «Не знаю, стоит ли переводить, но попроси их больше никогда не делать такое вино».
Если с международными сортами японцы уже научились справляться (хоть продукт и выходит достаточно дорогим), то пробовать интересное вино из автохтонов мне пока не приходилось. Однако японский подход «если что-то сделал хорошо вчера, сегодня ты должен сделать это лучше» внушает надежду. Возможно, ситуация в будущем изменится, а пока рассчитывать на то, что японское вино хлынет на российский рынок, точно не приходится.