My default image
В составе: что скоро начнут писать на винных контрэтикетках
ГлавнаяВиноРазноеВ составе: что скоро начнут писать на винных контрэтикетках

В составе: что скоро начнут писать на винных контрэтикетках

Тексты на контрэтикетках вина могут превратиться в отдельный новый жанр. Насколько увлекательным окажется их чтение? Разбирается Валерия Тенисон.

Скандал с «чистым» вином Кэмерон Диас заставил винное сообщество обратить внимание на тему, которая уже несколько лет обсуждается на заседаниях Европейской Комиссии и OIV (Organisation Internationale de la Vigne et du Vin – Международная организация виноградарства и виноделия). Летом этого года планируется принятие новой программы CAP (Common Agricultural Policy – Общая аграрная политика Европейского союза), в которой предусмотрено введение обязательного указания состава «ингредиентов» и энергетической ценности на этикетках вина. Страсти по этому вопросу разгорелись нешуточные, к дискуссии подключился как Институт Мастеров вина, так и многочисленные организации по защите прав потребителей.

История вопроса

Политики взялись за винные этикетки уже давно. Еще в 1989 году американских производителей обязали разместить на бутылке предостережение для беременных женщин о пагубном влиянии алкоголя на плод. С 2005 года после детального изучения влияния серы на астматиков на этикетках появилась фраза: «Содержит сульфиты».

Некоторые производители, например, калифорнийские Bonny Doon и Ridge уже в начале 2010-х добровольно начали приводить на своих этикетках список ингредиентов. Они таким образом пытались подчеркнуть, что их вина, в отличие от продукции гигантов отрасли, – продукт натуральный и ремесленный. В 2011 году, однако, Европейская комиссия не включила алкоголь, и в том числе вино, в список продуктов, производители которых должны были указывать на этикетке состав и энергетическую ценность.

Фото: © Ridge

Фото: © Ridge

Основные понятия

Для того чтобы разобраться в нововведениях, необходимо для начала определиться с терминами. Прежде всего, по определению OIV, «вино – это напиток, полученный путем частичного или полного сбраживания исключительно свежего, дробленого или целого винограда или виноградного сусла».

Компоненты вина – это химические элементы или соединения, которые присутствуют в вине (например, танины). Сегодня их насчитывается около 7000.

Ингредиент – это составная часть сложного продукта, присутствующая в нем в исходном или измененном виде (например, виноград).

Пищевые добавки (food additives) – это вещества, относящиеся к ингредиентам, которые сами по себе в пищу обычно не употребляются, но используются в процессе производства и могут быть обнаружены в конечном продукте (например, сульфиты).

Технологические вспомогательные средства (processing aids) отличаются от добавок тем, что их присутствие в финальном продукте практически равно нулю, то есть они не становятся компонентами.

На сегодня уставом OIV для производства вина разрешены около 90 веществ, из которых 20 добавок, 75 вспомогательных средств, и одно (лизоцим) может быть и тем и другим. Еще 12 веществ находятся в процессе изучения и обсуждения. Нередко даже между самими производителями возникают споры, что считать добавкой, а что – вспомогательным средством.

Уже сегодня обсуждается необходимость делиться информацией об углеродном и водном следе конкретного вина, весе бутылки и проведенных с вином манипуляциях. Веганы хотят знать, применялся ли на винограднике труд животных.

Что нового?

Уже в 2017 году та же Европейская комиссия под давлением организаций потребителей и органов здравоохранения обратилась к производителям вина с предложением заняться разработкой новых правил маркировки продукции, которая бы включала состав и энергетическую ценность товара. Крупнейшая европейская ассоциация производителей CEEV (Comité Européen des Entreprises Vins – Европейский комитет производителей вина) взялась за дело. Прежде всего члены CEEV решили, что такие нововведения должны носить не рекомендательный, а обязательный характер для всех производителей, кто стремится продавать свои вина в ЕС. Согласно предложению CEEV производителей обяжут указывать в составе продукта только пищевые добавки и предоставлять информацию об энергетической ценности, без указания количества белков, жиров и углеводов. Эти данные факультативны.

CEEV предлагает три варианта интеграции новых норм:

  1. предоставление информации на этикетке;
  2. использование QR-кода и создание специализированной, отдельной от основного сайта производителя цифровой платформы, где будет находиться вся необходимая информация;
  3. подключение производителя к общей, централизованной платформе под руководством CEEV.
Фото: © Ornellaia

Фото: © Ornellaia

Contra

Скептически по отношению к новым мерам относятся в основном производители. Они говорят, во-первых, о высокой стоимости проведения специальных анализов, дизайна и печати новых этикеток каждый год, необходимости перевода состава на языки стран-импортеров и создания сложной системы контроля, которая нарушит сложившийся годами порядок отгрузок. Производителей поддерживают и некоторые ученые.

Исследования в фокус-группах подтверждают, что лишь небольшое количество потребителей обращает внимание на информацию на контрэтикетке. К тому же перечисление ингредиентов на этикетке разрушит имидж вина как здорового продукта, что несомненно скажется на продажах. Сложно будет и наладить систему контроля. Что, если производители станут перечислять не все ингредиенты, а только те, у которых хороший имидж? Кто будет бороться с подобным green washing?

Фото: © Сергей Ратанов

Фото: © Сергей Ратанов

Pro

Сторонники новых мер выступают под знаменами защиты прав потребителей. Странно, что вино освобождено от обязательного указания энергетической ценности и состава на этикетке. Изначально предполагалось, что потребители и так знают, из чего оно сделано. В Европе это, скорее всего, так, но вино продается и на других континентах, где оно не составляет часть культурного наследия и на равных конкурирует с другими алкогольными напитками. Мы живем сегодня в мире аллергий, диет и правильного питания. Для людей, которые вынужденно или добровольно соблюдают подобные ограничения, действительно важно знать, какие ингредиенты присутствуют в конкретной бутылке вина. С ростом популярности низкоуглеводных диет растет число людей, которых интересуют энергетическая ценность и количество углеводов.

На данный момент очень немногие производители предоставляют эту информацию. Защитники нововведений говорят и о том, что винной индустрии не хватает прозрачности и дальновидности. Они приводят в пример табачную индустрию, которая до последнего сопротивлялась и отказывалась сотрудничать с государственными органами и в итоге столкнулась с жесткими мерами: предупредительными надписями о вреде потребления, регулированием минимальной цены за пачку, ограниченными локациями продаж, запретом на рекламу. То же самое ждет и винную индустрию, если пытаться отсидеться в окопе. Всемирная организация здравоохранения серьезно взялась за алкоголь, разработав стратегическую программу European action plan to reduce the harmful use of alcohol («Европейский план действий по снижению злоупотребления алкоголем»), призванную в конечном итоге уменьшить потребление алкоголя на душу населения.

Первые шаги в сторону жестких ограничительных мер уже сделали Ирландия и Шотландия. Австралия стала первой страной в мире, разместившей на винных этикетках предупредительные надписи о вреде потребления. Европейская комиссия обязала производителей к 2023 году выступить с предложением о подобных надписях и для европейских вин. Все это в будущем грозит винной индустрии серьезными потрясениями, поэтому лучше отвечать на запросы пусть и небольшого числа потребителей сегодня, чем ждать драконовских мер от государства завтра.

Фото: © Wine Australia

Фото: © Wine Australia

Quo vadis?

На 99% можно утверждать, что принятие нового закона в ЕС неизбежно. Скорее всего, законодатели дадут производителям от 12 до 18 месяцев для введения новых стандартов, то есть к концу 2022 года список ингредиентов и энергетическая ценность на контрэтикетках продающихся в Европе вин станут реальностью. С высокой вероятностью производителям удастся согласовать возможность использования QR-кодов.

Этим компромиссом недовольны защитники прав потребителей. Они отмечают, что среди всех пищевых продуктов такую поблажку предоставили только вину и QR-коды усложнят доступ к информации для широкой публики. Скорее всего, «движение за прозрачность» на этом не остановится. Уже сегодня обсуждается необходимость делиться информацией об углеродном и водном следе конкретного вина, весе бутылки и проведенных с вином манипуляциях. Веганы хотят знать, применялся ли на винограднике труд животных и, само собой разумеется, какие вспомогательные средства животного происхождения были использованы в производстве.

Все большее количество аллергиков подталкивает ученых углубленно изучать не только ингредиенты, но и компоненты вина. Дженсис Робинсон говорит, что вину пора перестать «маскироваться» под 100% натуральный продукт и пойти уже навстречу новому поколению потребителей, которые хотят знать, из чего и как сделаны продукты, которые они употребляют. В противном случае есть огромный риск оказаться под катком антиалкогольной кампании, для которой вино – это не аппелласьоны и терруары, а просто смесь этилового спирта и воды.

Фото: © Андрей Ковалев

Фото: © Андрей Ковалев

Программа максимум

Количество «ешек» на винных этикетках значительно увеличится. Учитывая лишь вещества, официально признанные добавками, состав некоторых вин теоретически может выглядеть так (ингредиенты, за исключением основного сырья, перечислены в алфавитном порядке):

Конвенциональное вино: виноград, аскорбиновая кислота (E300), винная кислота (E334), гидросульфит аммония (E503), гидросульфит калия (E228), гуммиарабик (E414), диоксид серы (E220), карбоксиметилцеллюлоза (E466), карбонат кальция (E170), лизоцим (E1105), лимонная кислота (E330), маннопротеины из оболочек дрожжевых клеток, метавинная кислота (E353), молочная кислота (E270), сульфит калия (E225), яблочная кислота (E296).

Вино с официальным сертификатом Demeter: виноград, винная кислота (E334), диоксид серы (E220).

Vin Méthode Nature (по определению INAO): виноград, диоксид серы (E220).

Vin Méthode Nature Sans sulfites ajoutés (без добавленной серы): виноград.

Вероятно, потребитель, увидев такой состав, отдаст предпочтение вину с меньшим количеством добавок. Вопрос в том, будет ли он удовлетворен вкусом такого «натурального» вина.

Фото на обложке: © Shutterstock.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №141.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email