SWN
Что происходит в мире крепкого алкоголя
ГлавнаяСтатьиКрепкое и не толькоЧто происходит в мире крепкого алкоголя

Что происходит в мире крепкого алкоголя

Карантин оказался бедствием для всех, и хотя многие в домашнем заточении начали чаще утешаться коктейлями, пивом или вином, в целом алкогольный рынок чувствует себя не слишком хорошо и ожидает полного восстановления примерно через три года. В индустрии spirits кризис не породил ничего нового, но обострил некоторые уже существовавшие тренды.

Что происходит в мире крепкого алкоголя

Виски в бумаге

Летом почти все крупные алкогольные компании вышли с заявлением о разработке или планах по запуску в производство какой-нибудь дружественной к окружающей среде упаковки. Борьба идет по двум фронтам: во-первых, с пластиком, во-вторых, с весом (а, значит, углеродным следом) и перерабатываемостью тары.

ТОП100

Самый масштабный в перспективе проект в области экологической упаковки в этом году запустила в Сингапуре компания Proof & Company. Система EcoSpirit предполагает, что алкоголь разливают в многоразовые контейнеры EcoTote на 4,5 литра и так развозят по барам, где его можно перелить в стеклянные многоразовые бутылки удобного размера. Сами контейнеры забирают обратно, моют, стерилизуют и используют дальше. Компания работает с барами Four Seasons Hotels & Resorts, и, кроме Сингапура, система функционирует в Китае, Макао, Гонконге, Таиланде, Австралии и Новой Зеландии. В EcoTote уже разливают известные бренды Plantation Rum, Widges Gin и Mackintosh Whisky.

© facebook@proofandcompany

© facebook@proofandcompany

  • Концерн Pernod Ricard отказался от использования пластика для POS-материалов во всех каналах.
  • Johnnie Walker (Diageo) анонсировал на следующий год выход на рынок в бумажной бутылке. Делать ее будут из опилок, и, конечно, ее можно будет переработать.
  • Водка Absolut (принадлежит Pernod Ricard) подписала соглашение с Paper Bottle Company о разработке перерабатываемой бумажной бутылки.
  • Производители Mermaid Gin предлагают в некоторых городах услугу «рефилл» – можно прийти с пустой бутылкой из-под джина и наполнить ее снова. 
  • Виски Seagram’s 7 Crown American (Diageo) вышел на рынке США в бутылке из перерабатываемого пластика.

Берегите природу

Многие компании обнародовали планы стать «карбон-нейтральными». Это означает учет выделенного при создании и перевозке продукции CO2 и либо его «сбор» для переработки, либо компенсация полезными для экологии процессами на других участках производственной цепочки. Обычный набор мер включает высадку деревьев, использование энергии из минимально вредных для природы источников, будь то ветряные мельницы, солнечные батареи или маленькие электростанции на биотопливе.

  • Arbikie, шотландская дистиллерия, в феврале запустила джин Nàdar, который позиционируют как «первый джин, благоприятно влияющий на климат»: у него отрицательный углеродный след: –1,54 кг CO2-эквивалента на одну бутылку 0,7 л. Кроме того, его делают на основе спирта из зеленого горошка, а все бобовые насыщают почву азотом, благодаря чему снижается потребность в азотных удобрениях и меньше загрязняются подпочвенные воды.
  • Flor de Caña, никарагуанский ром, с этого года «карбон-нейтрален», что подтвердила сертификация The Carbon Trust.
  • Летом вышел первый в истории канадский виски с ботаникалами. The Forager делают из смеси спиртов (ячменный, кукурузный и ржаной) и ароматизируют ягодами можжевельника, багульником, полынью, комптонией и молодыми еловыми веточками.
 © facebook@ArbikieGin

© facebook@ArbikieGin

Больше вкуса, еще больше

Продолжаются открытия в мире ботаникалов – пряных трав и ароматических добавок, интерес к которым с категории джинов перекинулся на другие напитки, особенно заметно оживление в нише пряных ромов. Сами джины в этом году сместились в сторону ягод и фруктов.

  • Новинка 2020 года в линейке джинов Bombay Sapphire – малиново-черничный Bramble.
  • К компании цитрусовых джинов примкнули грейпфрутовый The Lakes Pink и Tarquin’s Cornish Sunshine Blood Orange.
  • Неослабевающую популярность категории джинов подтверждает одна из самых крупных сделок 2020 года: летом Diageo приобрел бренд джина Aviation за $610 млн.
  • У Gordon’s три новых фруктовых вкуса – белый персик, сицилийский лимон и средиземноморский апельсин.
  • Five Hundred Cuts Botanical Rum эксплуатирует традиционные ботаникалы: бобы тонка, ваниль, цедра апельсинов, гвоздика, корица, мускатный орех, душистый перец, имбирь, кардамон и сычуаньский перец.
  • Нечто более оригинальное предложили голландские производители ромов Union Lemon & Leaf Rum и Union Spice & Sea Salt: листья эвкалипта и кора хинного дерева.
© facebook@bombaysapphire

© facebook@bombaysapphire

Могучие пузырьки

Если и есть категория, продажи которой росли весь год непредсказуемыми темпами, то это «крепкая сельтерская» (hard seltzers): газированная вода без сахара с добавкой спирта и каких-нибудь ароматизаторов. Продукт пищевой промышленности без намека на природность стал главным хитом продаж, а за последние пару лет на рынок вывели около 30 новых брендов, причем в игре участвуют все крупные игроки – от Corona до Bacardi и даже Coca-Cola.

Основу продаж составляют, конечно, самые традиционные вкусы – лимон, клубника, мята, персик, но и тут уже идут эксперименты с ароматизаторами, благо в случае с крепкой сельтерской это технически проще всего. Brewdog запустила сельтерскую на водке Clean and Press со вкусами кактус-лайм и черешня-персик-манго, а производители Chase Gin – джин с сельтерской с разными цитрусами.

© Maria Oswalt/Unsplash

© Maria Oswalt/Unsplash

  • Во время карантина многие знаковые бары в разных странах запустили линейки готовых коктейлей навынос. На продажах промышленных RTD они не скажутся и глобально ситуацию на рынке не изменят, но подтолкнут всех к большей креативности. В следующем году ожидаем большей натуральности в ароматизаторах и еще более необычных сочетаний вкусов.

Отличник категории

Инвестор Тим Этерингтон-Джадж и алкогольный эксперт Стефани Жордан в прошлом году запустили свою марку кальвадоса Avallen Calvados в одной из самой легких бутылок на рынке, за что получили премию Green Launch of the Year 2019 от Drinks Business Green Awards.

С каждой бутылки отчисляют процент на защиту пчел, сам кальвадос делают без добавок карамели и сахара, этикетка – из бумаги, полученной из яблочных очисток. В этом году Avallen подняли на краудфандинге £255 065 на дальнейшее развитие бренда.

© facebook@AvallenSpirits

© facebook@AvallenSpirits

Без алкоголя, но с прибылью

Крепкая сельтерская поднимается на желании молодой аудитории накидаться по-быстрому, чему газация очень способствует. На другом конце спектра – не менее многочисленная взрослая аудитория, которая напиваться как раз не хочет.

В 2019-2020 годах на рынок вышли безалкогольные аперитивы и «темные спирты», готовые коктейли, джины, коньяки и даже водки, а в серьезных барах раздел «моктейли» стал почти обязательным (sober-бар Metropoliten Gourmet открылся даже в Москве).

Пока центр «безалкогольной активности» сосредоточен в основном в Англии и Скандинавии, США отстают на несколько лет. Наблюдая европейские продажи и в предвкушении такого огромного рынка, в «нулевую зону» пришли уже почти все крупные компании.

  • Зимой Diageo, которой уже принадлежит крупнейший производитель безалкогольного джина Seedlip, купила долю в чикагском Ritual Zero Proof, выпускающем «альтернативные» джин и виски, – с прицелом на американский рынок.
  • Английский бренд Strryk с линейкой Not Gin, Not Rum и Not Vodka недавно продал часть акций за миллион фунтов A.G. Barr, производителю содовой Im-Bru и английскому боттлеру Pepsi.

© facebook @RitualZeroProof

© facebook @RitualZeroProof

  • Весной вышли «аперитивы» Martini Non-Alcoholic Vibrante и Non-Alcoholic Floreale.
  • Pernod Ricard стал дистрибьютором безалкогольного джина Ceder’s и «безалкогольного темного спирта» Celtic Soul.
  • William Grant & Sons в прошлом году запустил Atopia, супернизкоалкогольный продукт (0,5%) на базе натуральных экстрактов. В линейке пока два вкуса (пряный цитрус и полевые цветы). Кстати, Atopia сделала мастер-дистиллер Лесли Грейси, придумавшая суперуспешный Hendrick 's Gin.
  • На серьезную долю мирового рынка претендует также австралийская Lyre’s: в ее портфолио полтора десятка безалкогольных аналогов крепкого и представлена она на всех основных рынках.

Все в онлайн

В мире Spirits диджитализация, подстегнутая карантином, выразилась в нескольких аспектах. Понятно, что онлайн-продажа алкоголя (в тех странах, где она разрешена) весной росла на 200% и более в месяц. В то же время развелось много форматов «подписных» моделей, когда вам предлагают не просто бутылку, а какой-то концептуально-образовательный экшн, например, пять образцов редкой текилы и мескаля или коктейли от лучших барменов мира (SaloonBox, $37,5 в месяц).

Кроме того, многие фестивали перешли в онлайн и разрабатывают дегустационные сеты и специальные фестивальные релизы для тех, кто хочет подключиться к зуму и дома попробовать какие-нибудь редкости под комментарии эксперта или выступление музыкальной группы. Видимо, это и будет отчасти наше будущее: дегустация чего-нибудь редкого, природосообразного и необычного дома, но онлайн с другими любителями, которых глобальная сеть позволяет объединять лучше, чем что бы то ни было еще. 

  • В онлайн-клубе-баре flaviar.com уже более 600 000 членов, которым доступны 15 000 наименований напитков с виртуальных складов flaviar, а также сеты из пробничков по категориям, нечто вроде «найди свой стиль виски». Подписка стоит 89 евро за триместр, за эти деньги можно получить один сет из пробничков, одну полноформатную бутылку, доступ ко всем онлайн-дегустациям клуба и бесплатную доставку по всем странам ЕС и большинству штатов США.
  • Сервис Homemade Gin Kit Trunk (с международной доставкой) за $39,99 присылает бутылку водки и набор ботаникалов, на которых ее можно настоять, чтобы получить собственный «джин».

Что еще

Среди наиболее продаваемых, а иногда и самых быстрорастущих брендов по-прежнему много водки. Российский «Руст» как раз и оказывается обычно в первой мировой десятке по доле продаж (в основном благодаря «Русскому стандарту») и скорости роста брендов (в прошлом году прилично рванули «Урожай» и «Топаз»). А мировые продажи «Архангельской» (группа Beluga) выросли в прошлом году аж на 108,9%.

Спирты Латинской Америки продолжают мировую экспансию. На рынке появляются новые мескали, текилы, сотолы и баканоры.

Из свежих экспериментов с выдержкой спиртов в «неожиданных» бочках в 2020-м можно отметить:

  • джин Ginquila с выдержкой в бочках из-под текилы;
  • Courvoisier Avant-Garde Bourbon Cask Edition – «спиртной напиток» от коньячного дома, продержавшего семь месяцев в бочке из-под бурбона коньяк, который от этого коньяком называться не может;
  • Dewar’s Ilegal Smooth – 8-летний виски Dewar's, проведший месяц в бочке из-под мескаля.

Фото на обложке: © The Paper Bottle Project.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №135.

Статьи по теме:
  • Анна Кукулина

    Автор

    21 декабря 2020

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email