Поздравляю с юбилеем! Какие планы на следующие 140 лет?
Это вопрос к моим племянникам. У нас семь представителей пятого поколения, некоторые уже готовы войти в бизнес. Им будет чуть сложнее, все-таки они не родные братья и сестры, а двоюродные. Ближайшие десять лет будем передавать опыт, знания и этику ведения бизнеса Joseph Drouhin. Этому не учат в школе. Мы не можем позволить себе выпустить вино, если оно не дотягивает до нашего стандарта.
Сандро (Сандро Хатиашвили, директор по спецпроектам Simple, официальный поставщик Joseph Drouhin с 2008 года. – Прим. ред.) меня ругает: «Что я буду продавать клиентам, которые хотят мюзиньи?». «Шамболь-мюзиньи, – скажу ему я, – ведь гран крю будет деклассифицирован и коммунальное вино будет супер».
Молодежь по-другому пьет вино, они озабочены ЗОЖ, при этом у них в крови страсть к путешествиям и новым странам. Когда отец возглавил компанию в 1957 году, он, наверное, был единственным бургундцем, побывавшим за границей. Он был пионером во многом. Только представьте, мы начали экспортировать в Японию 60 лет назад, а в Россию в начале 1990-х.
Слева направо: Лоран, Вероник, Фредерик, Робер и Филипп (архив семьи) © Joseph Drouhin
Как поменялись бургундцы за последние годы, когда они превратились из простых фермеров в богатых фермеров?
Бургундия – священный грааль для многих любителей вина. На гран крю приходится только 2% всего объема. В хороший год я произвожу 1800 бутылок Musigny. На весь мир. Какую цену готовы заплатить за виноградник в Мюзиньи? Не знаю, €40 млн за гектар?
Бургундцы больше не могут купить землю на гран крю. Их покупают инвесторы из-за рубежа, которым больше нравится идея вложить деньги в виноградники, а не в Ван Гога. И лет через 30 мы, видимо, превратимся в простых фермеров на арендованной земле, потому что не будет возможности ни купить, ни передать владения потомкам из-за огромного налога на наследство. Поэтому к передаче имущества и его финансированию готовиться нужно заранее, лет за десять минимум. Это может в том числе предполагать приглашение инвестора не из семьи. Главное – быть осторожным, чтобы не впустить «волка» в свою «овчарню».
Сейчас у нас больше 80 га виноградников, 90% на премье и гран крю. Но J.Drouhin – это не только домен, это еще и негоциант. Потребители плохо думают о негоциантах, представляя безумные объемы в стиле Лангедока. Мы работаем в формате haute couture. Каждый виноградарь, продающий нам виноград, будет знать, где его четыре бочки. Мы продаем сотню аппелласьонов. Это примерно 600 разных лотов для винификации, рядом может стоять великий Montrachet Marquis de Laguiche, которым семья Лагиш владеет семь веков, а мы эксклюзивно покупаем виноград с их двух гектаров и простой макон.
Последние десять лет были слишком хороши для Бургундии – ни одного плохого урожая, хорошее качество, цены взлетели. Посмотрим, что будет после COVID.