Белые
Кахетинские
Сорт куркена отличается экстремально высоким содержанием фенолов, даже европейским методом (винификация чистого сока без мезги и гребней) из него получается очень танинное вино, почти на уровне красного.
Неправильно думать, что из любого сорта, если винифицировать его по кахетинскому методу (на гребнях), получится терпкое вино. 80% европейских белых, если заложить их на гребнях в квеври, дадут вино, где танинов даже вполовину не будет столько, сколько в ркацители и киси. А куркена еще более танинная, чем оба эти сорта. Если хочется в квеври сделать супернасыщенное вино, это правильный выбор.
Сорта с пурпурной кожицей на вид похожи на пино гри – грубелла («облако» по-грузински) и нежный чрога кахури с тонкой кожицей: название означает «веснушчатый», у него шкурка в пятнышках.
Многие из пяти сотен наших сортов похожи друг на друга, и в 60-х годах была задача сгруппировать похожие сорта и выбрать из каждой группы самые высокоурожайные и не капризные. Поэтому ряд сортов отсеялись. Например, циввази по органолептическим свойствам похож на чинури. Он не слишком полнотелый, но будет хорош для ассамбляжей. А мцвивани кахури дает вино, похожее на цинандали.
Сапена – дикий однополый виноград, как и тавквери. Наличие у нас однополых сортов – одно из доказательств того, что Грузия – родина винограда. В большинстве стран все сорта гермафродиты. Вино из сапены нежное и мягкое.
Мкхардзели в переводе «долгорукий». Яркий ароматический сорт, который лучше раскроет свой потенциал, если высаживать его в прохладных высотных зонах. Его можно рекомендовать для ферментации по бургундскому методу в дубовых бочках.
Ингилоури – кахетинский сорт-ностальгия по некогда утраченным землям, ностальгия, уходящая в седую древность. Происходит из окрестностей Закаталы, города на территории Азербайджана, названного в честь народности «ингило», «потерявшие веру» (от тюрк. «янги йол» – принявший новую веру, новообращенный. – Прим. ред.). Дает горьковатое вино с аптечными ароматами.
Имеретинские
Для игристых вин в Грузии уже активно используются чинури, горули мцване, цицка и ркацители. Но мы советуем к этой палитре добавить имеретинские капистони, кундзу и крахуну.
Кундза – это пенек. Сорт назван так за маленькую аккуратную гроздь: среди грузинских сортов редко такое встречается.
Капистони был очень распространён в XIX веке, но потом попал в опалу. У него очень цитрусовый аромат.
Крахуна уже вошла в обиход у новых грузинских виноделов, но все же работают с ней мало и, на мой взгляд, недостаточно хорошо. У сорта богатая фруктовая палитра, отличная кислотность, огромный потенциал развития. Крахуну будем собирать в начале октября, между кахетинскими и остальными имеретинскими сортами. Имеретинские цицка, цоликаури и чекобали даже к концу октября недостаточно вызревают.
Цицка из сортов винифера самый поздний, мы его собираем в конце октября, когда листья начинают опадать. Многим грузинским белым сортам не хватает кислотности, а у цицки она на уровне 7,5 г/л при сахаристости на уровне 23%. Это просто подарок для ассамбляжа с тем же ркацители, у которого кислотность 4,5–4,7 г/л. Но цицка не подходит для винификации в квеври на мезге, лучше использовать ее в винах европейского стиля или в игристых.
У вина из джвари 15% алкоголя, поскольку он очень быстро набирает сахар. Но урожайность очень низкая.
В Грузии два больших очага сортообразования. Часть наших сортов относятся к восточным, часть – к понтийским, куда причисляются и некоторые сорта Молдовы и Украины. Понтийские сорта, в том числе имеретинские, можно узнать по пушистой паутинке с нижней стороны листа, у кахетинских такой нет.
Goruli Mtsvane
Suphris Gorula
Chinuri Variatsia
Tchrogha Kakhuri
Rkatsiteli Vardispheri
Saperavi Atenis
1/6
Красные
У ахметинского красного чистый малиновый аромат. Он может быть очень интересен для розовых вин и легких красных. Цхобила – диковатый, с суховатыми танинами. Икалтос цители отличается более вегетативным ароматом. Вино светлое, но экспрессивное. Шавтхила выдает многовато зеленых овощных тонов, и это все не спишешь на то, что у нас гребнеотделитель барахлит.
Симонасеули – наш сорт-тяжеловес, еще более экстремальный, чем саперави. Помните, что слово саперави означает «красящий»? Если расставить все известные сорта по шкале от наиболее к менее концентрированным, то получится так: саперави – шираз – каберне совиньон – мерло – неббиоло – пино нуар. Так вот симонасеули на этой шкале встанет перед саперави. С виду виноград ничем не напоминает саперави, у него абсолютно другая морфология и фенотип. Но вино по характеру получается похожим на саперави.
У нас есть три клона саперави и еще ряд сортов, в названии которых есть «саперави», но они совсем не саперави. Например, атенский саперави (атени) ни по вкусу, ни по ампелографическим дескрипторам к саперави не близок. Он даже сам себя не может так выкрасить, как саперави красит другие сорта в ассамбляжах.
Картлийский данахорули – интересная альтернатива популярному тавквери. Тавквери и шавкапито – очень перспективные сорта, они дают тонкие вина пино-нуарного профиля, которые все больше входят в моду во всем мире. А сорт буза, на мой взгляд, ближе к неббиоло.
Свелури ориентирован на урожайность, 20–25 тонн с гектара для него не проблема.
Усахелоури – напротив, редкий и высоко ценимый сорт, который используют в основном для природно-полусладких вин, хотя у него прекрасный потенциал для сухих вин. Сегодня на рынке килограмм усахелоури из Лечхуми .
Анатолий Корнеев:
«Ахметинский красный чем-то напоминает гаме, из него может получиться вино на уровне крю божоле. А у икалтос цители такой отчетливый аромат перца, что вино похоже то ли на гриньолино, то ли на пелавергу. Вот бы сейчас все это возродить и нанести на карту».
Сандро Хатиашвили:
«Крахуна – один из лучших сортов Западной Грузии, можно сказать, грузинский аналог рислинга. Речь не о сходстве в ароматике, а о структуре и кислотности. Я пробовал вина 1950-60-х годов из крахуны, и они были весьма приличны. Если сравнивать с рислингом, то не с нежным мозельским, а с рислингом Рейнгау – мощным, структурным».
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №121.