Я учился виноделию и виноградарству в Бургундии и в Бордо, маркетингу в Париже, но не школа делает тебя виноделом. Много работать на винограднике и больше пить – вот залог успеха. Я больше понял о виноделии, пробуя вина из разных регионов, и больше узнал о маркетинге и продажах, пробуя свои вина вместе с сомелье и клиентами на дегустациях в разных странах.
Мой отец начал свою тихую революцию в 1975 году, и с тех пор мы постоянно что-то улучшаем. Нужно помнить, что ты никогда не лучший, всегда есть место для следующего шага. Наши приоритеты – бережное биовиноградарство и работа с отдельными льё-ди. Мы работаем в основном только с каберне фран, а вина все разные только из-за почвы. В этом магия вина.
Шинон – потенциально великий регион, который в будущем, конечно, станет как Бургундия. Это не просто милое луарское красное, le petit rouge, а одно из великих вин Европы. Способность сложно проявлять терруар, привязанность сорта к местности, долгий срок жизни вина – все это есть в Chinon.
Мы с женой родились в один год, 1975, и у нас в погребе хранится около 30 бутылок 1975-го, первого отцовского урожая. Открываем по одной раз в пару лет: живое, энергичное вино с красивой палитрой тонов подлеска, кожи, табака. 40+ – правильный возраст для шинона.
Сообщество виноделов Шинона не лоббирует создание официальной классификации. В Луаре пока статусов особых крю и даже гран крю добились как раз те аппелласьоны, где о величии говорить все-таки не стоит. В Шиноне есть 10–15 льё-ди, названия которых мы хотим укрепить в сознании потребителя. Система у нас, как в Бургундии, – на одном льё-ди соседствуют несколько виноградарей, например, на La Croix Boissée у нас десять хозяйств. И мы просим коллег и соседей делать отдельные кюве и называть их не именем дедушки или любимой кошки, а ставить название льё-ди на этикетке, чтобы люди запомнили.
Мои любимые льё-ди те, где у нас с отцом есть участки, La Croix Boissée (в его вине вы чувствуете соленость известняка) и Le Clos Guillot (в нем осенний лес, специи и кровь – так проявляет себя плотная красная глина, в которой много железа).
Мы не используем пестициды, подкормку, в первую очередь для того, чтобы корни лозы не оставались на поверхности, а тянулись вглубь, на пять метров вплоть до плотной породы. Наш луарский туф (tuffeau) обеспечивает стрессоустойчивость лозам. А на льё-ди Les Grézeaux, где лозы высажены в 1945 году, почвы аллювиальные: кремень, кварц, гранит, принесенные течением реки, замешанные с глиной. Такие почвы дают вину дымность.
Фамилия Бодри пришла в Луару, видимо, из Германии, но есть записи, что уже в 1680 году Бодри выращивали виноград в нашей деревне Краван. Льё-ди Les Grézeaux во владении Бодри упоминается в 1760 году.
Я много поездил по миру и думаю, что Франция – богом избранная страна виноделия. Италию тоже люблю, особенно пьемонтцев, они нам родственные души, и наши вина похожи. В хороших неббиоло, как и у нас, чувствуется самостийная эмоция терруара.
3 любимых ресторана в округе
- La Part des Anges. Ресторанчик на 20 посадок в Шиноне, классная кухня, маленькая, но отличная винная карта, и недорого к тому же;
- Les Années 30. Гранд-ресторан в Шиноне, очень традиционный, с дорогими скатертями и камином, там вся еда отменна, но особенно дичь, дикий кабан;
- Café de la Promenade. Ресторан со звездой Michelin в Бургёй, им уже 50 лет владеет одна семья.

© Семен Кузьмин
Bernard Baudry Les Grézeaux Chinon AOC 2017
Ле Грезо – один из первых льё-ди, которые шинонцы признали гран крю еще в VII веке. Бодри владеют участком в 3 га у подножия Соннэ, средний возраст лоз 55 лет. По сравнению с другими льё-ди, Ле Грезо дает особенно пряный, ориентальный каберне фран с душистым цветочным профилем и бархатными танинами.
Блиц
Сколько вина вы пьете в день? Примерно три бокала.
Верите ли вы в глобальное изменение климата? Конечно. Шинон пока выигрывает от потепления, вина у нас теперь более спелые и вальяжные, в них меньше напряжения и резкости, которые были раньше.
Как вы начали работать с компанией Simple? Я познакомился с Сандро во время винного фестиваля в Анже. Нам с отцом очень понравилось, что ваши эксперты несколько лет наблюдали за нашими урожаями и оценили потенциал развития вин.
Любимое ТВ-шоу? Прогноз погоды.
Лучшая гастрономическая пара к Chinon? Cotes D' Agneau – ребрышки ягненка.
Где вы проводите отпуск? На Корсике с семьей. На Корсике горы, море, и очень хорошие вино и еда.
Какая музыка сочетается с вашими винами? Jackie Gelin – иногда спокойная и иногда энергичная французская рок-музыка.
Где бы вы делали вино, если не на Луаре? На Корсике. Или в Алжире, там есть аппелласьон Coteaux de Mascara, где из-за войн больше не осталось виноградников, но почвы и климат там просто идеальные для вина. Впрочем, думаю, что до конца своей жизни я останусь в Шиноне.
Кошки или собаки? Кошки, у меня их три, Рокки, Гризетт и Пинк. Всех с улицы взяли.
На какой машине вы ездите по виноградникам и «в город»? У меня Volkswagen Track.
Что бы вы изменили в винном законодательстве ЕС? Я считаю, что правила внутри французских аппелласьонов слишком жесткие и часто не позволяют виноделам сделать свое лучшее вино.
Ваше хобби? Наверное, спорт. До 30 лет я играл в футбол. А теперь бегаю хотя бы раз в неделю по часу вокруг леса.
Продолжите фразу «Когда я пью водку, я…» Мне хорошо, как вчера, на ужине с Simple после дня на Expo.
Спонтанное или контролируемое? Спонтанное. Нельзя все контролировать. Надо делать дела от сердца. Слушать интуицию. Верить, а не просчитывать.
Фото на обложке: © архив SWN.
Материал был впервые опубликован в Simple Wine News №125.