My default image
Ornellaia 2018: грацие за грацию
ГлавнаяНовостиOrnellaia 2018: грацие за грацию

Ornellaia 2018: грацие за грацию

La Grazia – имя нового винтажа Ornellaia. Создатели обещают небывалую мягкость и нежность текстуры. Первые бутылки уже доступны в России. Рассказываем подробности.

Первые виноградники Ornellaia посажены в 1981 году, и сегодня впору праздновать 40-летний юбилей хозяйства, но главный энолог Аксель Хайнц предлагает подождать еще четыре года. В 1985-м свет увидел первый винтаж, и в 2025 на рынок попадет сороковой – вот тогда и будет грандиозная вечеринка. Но и сейчас есть о чем посудачить. Например, в Ornellaia 2018 исторически максимальное содержание мерло – 51%.

Винтаж назван Grazia в значении «изящество» не просто так: прохладное начало сезона позволило сделать нежное, открытое вино, готовое к употреблению уже сейчас, но с большим будущим. Аксель Хайнц рассказал нам, что у Ornellaia 2018 самое широкое окно оптимальной зрелости среди всех винтажей этого века. Его податливость и нежность – как новое дыхание. 2018 год стал 13-м по счету в проекте Vendemmia d’Artista.

Напоминаем, что каждый релиз, начиная с 2009-го, Ornellaia в сотрудничестве со знаменитыми современными художниками рождает концепцию винтажа в том или ином виде. У каждого винтажа Ornellaia есть свое имя и свой арт-образ. Оформлением 2018 года занимался бельгийский художник Ян Фабр. Из красного коралла он создал три статуэтки: A Candle of Mercy, The Crown of Kindness и The Heart of Virtue. Их названия можно перевести как «Свеча Милосердия», «Корона Добра» и «Сердце Добродетели». Эти статуэтки украшают сальманазар.

Всего же 111 бутылок крупного формата украшены работами Яна Фабра, два дабл-магнума приедут и в Россию в мае. В чьи коллекции уйдут эти уникальные крупные лоты, на момент написания статьи было неизвестно, однако каждый покупатель кейса из шести стандартных бутылок Ornellaia 2018 найдет внутри бутылку с одной из 10 уникальных этикеток цикла Grazia авторства Яна Фабра. Что же от Фабра достанется вам: сердце, крест или корона?

Ornellaia 2018. Фото: © Ornellaia

Ornellaia 2018. Фото: © Ornellaia

Ornellaia 2018
40% каберне совиньон, 51% мерло, 7% каберне фран, 2% пти вердо

Аксель Хайнц: «Урожай принес вина умеренной концентрации, в которых особенно четко видна синергия и переплетение микротерруаров хозяйства. Эта стилистика выставляет на первое место баланс и сложность. Вино гибкости и податливости, вино шелковой текстуры, в которой переплетаются все элементы, красиво и грациозно».

Другие релизы Ornellaia:

Le Volte dell’Ornellaia 2019
каберне совиньон, мерло, санджовезе

Очень разнообразный по погодным условиям 2019-й винтаж подарил особенно яркое, насыщенное и экспрессивное Le Volte.

Poggio Alle Gazze dell’Ornellaia 2019 
78% совиньон блан, 16% верментино, 6% вердиккио

В белом бал правят ароматы цитрусовых и экзотических фруктов. Минеральность и кислотность, как обычно, держат все это богатство в балансе.

Слева направо: Le Volte dell’Ornellaia 2019; Poggio Alle Gazze dell’Ornellaia 2019

Слева направо: Le Volte dell’Ornellaia 2019; Poggio Alle Gazze dell’Ornellaia 2019

Ornellaia Vendemmia d’Artista

Каждый год начиная с 2009-го приглашенный художник создает визуальный концепт нового урожая. В его работу входит создание как этикеток, так и произведения искусства (будь то инсталляция, скульптура или что-то подобное), которое остается на винодельне.

В каждом кейсе с бутылками Ornellaia (6 x 0,75) есть одна бутылка с этикеткой арт-проекта. Также выпускается 111 крупноформатных бутылок с соответствующим оформлением: 100 двойных магнумов (3 л), 10 мафусаилов (6 л) и один сальманазар (9 л). За большими бутылками Vendemmia d’Artista охотятся коллекционеры.

Главный винодел и управляющий Ornellaia Аксель Хайнц ответил на несколько вопросов SWN о новом урожае и художниках.

Аксель Хайнц, главный винодел и управляющий Ornellaia. Фото: © Ornellaia

Аксель Хайнц, главный винодел и управляющий Ornellaia. Фото: © Ornellaia

В 2018-м мерло аж 51%. Это нетипично для Ornellaia. Обычно его доля примерно 25%. С чем это связано? 

Когда мы делаем финальный бленд винтажа, мы думаем не о процентах, а о том, чтобы вино получилось гармоничным. Мы просто ищем лучшую пропорцию в контексте конкретного винтажа. Для нас самих такой процент мерло, честно говоря, оказался сюрпризом. Мы заранее знали, что каберне совиньона будет минимум половина, потому что он прекрасно вызрел и обладал отличной ароматической экспрессией. Бленд в стандартной пропорции был чуть более мощным и танинным, чем обычно. С помощью мерло мы постарались этот баланс восстановить.

Скажется ли это на потенциале Ornellaia 2018 к выдержке?

Не думаю. Да, вино получилось не такое мощное, как в предыдущие винтажи. Его можно сравнить, например, с 2002, который не был сверхконцентрированным, но в итоге развился великолепно. Легкий (по меркам Ornellaia) 2000-й сейчас прекрасен. Я пришел работать в Ornellaia в 2005, и мне повезло дегустировать этот винтаж на разных стадиях взросления, и всегда он был потрясающим. Также очень деликатным был 1996 (по сравнению с 1997 и 1998 – просто эфемерным), но и он показал прекрасное развитие. Я уверен, что то же самое произойдет и с 2018-м.

Фото: © Ornellaia

Фото: © Ornellaia

Несмотря на очевидные различия в винтажах, Ornellaia одно из самых последовательных вин с точки зрения стиля и качества. Но в мире многое меняется: климат, тренды... Каким вы видите Ornellaia через 10 винтажей? 

Мы весьма насторожены в связи с глобальной переменой климата. Такие урожаи, как 2018-й, озадачивают. Вместо ожидаемой жары и засухи мы получили дождливые май и июнь. У нас есть опыт работы на виноградниках в экстраординарную жару, но нужно адаптироваться и к иным климатическим сдвигам. Несмотря на высокий процент мерло в 2018-м, мы все же продолжим ставить на каберне совиньон. Кроме того, мы планируем увеличить посадки каберне франа, как и некоторых других, более поздно вызревающих сортов. В будущем, я думаю, можно ожидать чуть-чуть более рафинированного, легкого и нежного стиля Ornellaia.

В будущем можно ожидать чуть-чуть более рафинированного, легкого и нежного стиля Ornellaia.

В октябре 2020 под Миланом обнаружили крупную партию контрафактного Sassicaia. Недавно вы объявили о системе безопасности Bubble Tag, которая защищает от подделок. Расскажите, как вы к этому пришли. 

Мы начали думать о подобного рода безопасности довольно давно. С 2005 года мы отслеживали все наши бутылки с помощью системы RFID-чипов, но она нам не очень понравилась. В 2011-м мы перешли на Bubble Tag, и это настоящая революция. Я не могу рассказать в деталях, чтобы кто-нибудь не использовал эту информацию с целью создания контрафакта. Важнейший элемент – опечатанная капсула с незаметной полимерной меткой, которая работает, как отпечатки пальцев. К сожалению, вопрос защиты от подделок сегодня становится все более и более актуальным.

Термин «супертоскана» давно утратил первоначальный смысл. Скажите, стоит ли в 2021 году называть вина, подобные вашим, супертосканскими? 

Разумеется, есть некая историческая связь между нами и этим словом. Solaia, Ornellaia, Sassicaia, Tignanello, Le Pergole Torte, Flaccianello и другие вина в свое время стояли за рамками системы аппелласьонов, и всем им дали общее имя за неимением другого термина. Но что это слово значит в мире вина сейчас? Теперь это слишком широкая категория, в нее входят сотни вин, потребителю в них сложно разобраться. Я думаю, супертоскана как категория должна уйти в прошлое. Сейчас в Тоскане многие задумываются о терруарности конкретного вина. Что до нас, с 1994 года мы работаем в рамках аппелласьона Bolgheri и мы видим себя как вино именно из этой зоны, вместо того, чтобы пользоваться какими-то терминами.

Расскажите, как вы выбираете художников для программы Vendemmia d’Artista?

В первую очередь я хочу отметить, что мы – виноделы, виноградари, наша задача – работать с природой, и нам непросто разбираться в высоких материях искусства. Для этого у нас есть целая команда. Один из важнейших людей в этом проекте – директор римского музея современных искусств MACRO Бартоломео Пьетромарки. Когда дело доходит до создания нового шедевра, все крутится вокруг имени винтажа. Мы определяемся с профилем, с имиджем каждого нового урожая, а потом наш куратор помогает найти художника, которому ближе всего этот образ. Творцы получают полную свободу.

Слева направо: Solare 2017; L’Esuberanza 2006; La Tensione 2016. Фото: © Ornellaia

Слева направо: Solare 2017; L’Esuberanza 2006; La Tensione 2016. Фото: © Ornellaia

Solare 2017 / Солнечный
Томас Сарацено. Призыв к союзу с главным источником энергии ради жизни на земле, ода солнцу.

L’Esuberanza 2006 / Изобилие
Луиджи Онтани. В каллиграфии на этикетках зашифрована смена времен года.

La Tensione 2016 / Напряжение
Ширин Нешат. Строки Омара Хайяма о вине и женские руки (и другие части тела), закрывающие текст.

Слева направо: L’Armonia 2007; Il Carisma 2015; L’Energia 2008. Фото: © Ornellaia

Слева направо: L’Armonia 2007; Il Carisma 2015; L’Energia 2008. Фото: © Ornellaia

L’Armonia 2007 / Гармония
Гада Амер и Реза Фаркондех. Стилизованные буквы на этикетках складываются во фразу Happily Ever After, «Жили они долго и счастливо».

Il Carisma 2015 / Харизма
Уильям Кентридж. Рисунки на этикетках и вокруг них сконцентрированы на моменте сбора винограда.

L’Energia 2008 / Энергия
Ребекка Хорн. Проект о трансформации жидких, твердых и газообразных элементов в энергию.

Слева направо: L’Essenza 2014; L’Equilibrio 2009; L’Eleganza 2013. Фото: © Ornellaia

Слева направо: L’Essenza 2014; L’Equilibrio 2009; L’Eleganza 2013. Фото: © Ornellaia

L’Essenza 2014 / Суть
Эрнесту Нету. Проект о балансе внутри человеческого сообщества, о нужности иерархии.

L’Equilibrio 2009 / Равновесие
Чжан Хуань. На этикетках портреты Конфуция и афоризмы о возрасте и мудрости.

L’Eleganza 2013 / Элегантность
Ютака Сонэ. Под кофром этикетки с рисунками о дружбе на фоне мраморных карьеров Каррары.

Слева направо: La Celebrazione 2010; L’Incanto 2012; L’Infinito 2011. Фото: © Ornellaia

Слева направо: La Celebrazione 2010; L’Incanto 2012; L’Infinito 2011. Фото: © Ornellaia

La Celebrazione 2010 / Празднование
Микеланджело Пистолетто. Все о зеркалах, отражающих как смотрящего, так и мир вокруг.

L’Incanto 2012 / Очарование
Джон Армледер. Мгновенно запечатленные и застывшие навсегда моменты восторга.

L’Infinito 2011 / Бесконечность
Родни Грэхэм. Сам художник сочинил для этикеток стихи о традициях и мастерстве.

Фото на обложке: © Ornellaia.

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №139.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email