Марина Николаевна, каким был ваш путь к коньячному делу?
В апреле исполнится 42 года, как я работаю на одном предприятии. В 1982 году я с отличием окончила Симферопольский техникум пищевой промышленности и отправилась по распределению в село Планерское, сегодня – Коктебель. С тех пор я здесь.
Начинала в цехе выдержки крепленых и десертных виноматериалов, работала на перегонке спиртов, проверяла виноград при приемке на сахаристость и содержание титруемых кислот. Словом, выполняла самую разную работу. В 1985-м перевелась в лабораторию, где тоже прошла путь от лаборанта до старшего химика и микробиолога. Мне нравилось заглядывать внутрь вина через микроскоп, поэтому однажды дала себе слово, что никогда не уйду из лаборатории.
Фото: © Пресс-служба Коньячного Дома «Коктебель»
И не сдержали его?
Судьба распорядилась иначе. В 1996 году трагически погиб легендарный технолог коньячного производства Анатолий Гаврилов, профессионал с большой буквы. Несмотря на то, что желающих занять его место было немало, должность предложили мне. Конечно, я боялась такой ответственности и сомневалась в своем решении, но в тот момент меня очень поддержал муж. Напомнил, что я всегда хотела развития, новых карьерных вызовов. В итоге стала прокладывать свой путь на коньячном производстве и вот уже 28 лет не сворачиваю с него.
Сталкивались ли вы с предубеждениями, что коньяк не женское дело?
На самом деле еще в 50-х первыми экспериментами с коньяками на заводе «Коктебель» занималась Таисия Моргунова, так что я была не первой. В начале некоторые мужчины, конечно, смотрели на меня, молодую девчонку, свысока, но потом я окрепла и показала, на что способна. Такая работа отнимает 95% времени, на семью и дом его почти не остается, но иначе профи не стать. Думаю, именно поэтому женщины во всем мире редко становятся коньячными мастерами.
В чем уникальность терруара Коктебеля?
Около 150 миллионов лет назад здесь образовался вулкан Кара-Даг. Сейчас он потухший, но в прошлом извержения были активными и почвы обогащались микроэлементами и минералами из недр земли. Добавьте обилие солнца, соленые морские ветра, – уникальные условия для выращивания винограда.
Марочные коньяки из верхней линейки, которые мы создаем из собственного сырья, я могу назвать жемчужинами нашей коллекции. Однако мы работаем не только со своими запасами спиртов в Коктебеле, но и часто покупаем дистилляты, как и большинство коньячных домов в мире. География широкая: Севастополь, Бахчисарай, Ставропольский край, Армения. Секрет коньяка в этом случае заключен в выдержке и искусстве купажа спиртов.