Какие пейзажи вы наблюдали в детстве? В какой момент пришло понимание, что хотите заниматься виноделием?
Я родилась и выросла в Волгодонске Ростовской области. Люблю родные края, бескрайние степи и широкий Дон. В детстве я видела виноградники, но в регионе их было совсем немного. С родителями мы часто ездили отдыхать в Крым, там и родилось мое желание стать частью винного мира. Там же я попробовала свое первое вино – брют Новый Свет из пино нуара. Оно было волшебным – тогда зародилась моя любовь к игристым, которая продолжается до сих пор.
Екатерина Юдина. Фото: © Пресс-служба Имения «Сикоры»
А с профессией – что стало отправной точкой?
Желание возникло, когда я познакомилась с ней чуть ближе. Подруга бабушки работала виноделом, с ней мы ездили на экскурсии и дегустации. Она выглядела абсолютно счастливым человеком, ведь работа в окружении природы, моря, гор и виноградников – сплошное удовольствие, идеальная рутина. В 10-м классе я сделала упор на химию, постоянно смотрела ролики о вине и представляла, как я буду идти в соломенной шляпе с бокалом среди виноградников. Родители же далеки от моей профессии: мама работает в торговле, а папа – машинист автокрана.
Наверняка изначально у вас были романтические представления о профессии – как они эволюционировали со временем?
Она продолжает оставаться для меня одной из самых живых и чувственных. Ведь ты находишься в очень тесном контакте с природой, и лоза всегда отражает твое отношение к ней. Для того чтобы произвести бутылку вина, необходимы большое терпение и выдержка, ну какой еще продукт требует к себе такого повышенного внимания?
Фото: © Пресс-служба Имения «Сикоры»
Но ведь большая часть работ довольно рутинна. Неужели не возникали сомнения в сделанном выборе?
Мне кажется, заниматься подобным ремеслом очень гордо. Каждый год особенный, не похожий на предыдущий – книги с разным сюжетом, но одной философией. Не могу сказать, что рутина имеет большое место на маленькой винодельне. Безусловно, очень много физического труда, но когда ты пробуешь результат в бокале – вся усталость и сомнения рассеиваются.
Виноделие для вас – это навсегда? Допускаете ли вы, что через какое-то время оно может надоесть? Чем бы занялись, если не вином?
Конечно навсегда. Допускаю только то, что корни моей любви к вину станут еще крепче. О других видах деятельности думать у меня времени нет.
Фото: © Пресс-служба Имения «Сикоры»
Работа в поле – довольно медитативное занятие. Случались ли у вас открытия в процессе?
Для вина самое главное – лоза. Работать с ней нужно уважительно и внимательно, поэтому в поле ты должен думать только о лозе. В этот момент ты общаешься с ней и благодаришь ее за труд. В работе на производстве у меня такой же подход. Лишнее выключаю и полностью погружаюсь в процесс.
Фото: © Пресс-служба Имения «Сикоры»
Расскажите о вашем винном образовании. Какие главные уроки вынесли из учебы? Практика в поле или сотни часов за учебниками – что принесло больше пользы?
Я училась в Кубанском государственном политехническом университете на кафедре технологии виноделия и бродильных производств – окончила бакалавриат, а потом магистратуру. Когда начались дисциплины по специальности, не хотелось ничего упускать, для меня важно было все, это база. Тетради по химии вина храню до сих пор. Одно не работает без другого, важно иметь теорию, но без практики и опыта она теряется.
Фото: © Пресс-служба Имения «Сикоры»
Из всей литературы на тему виноделия какая книга сильнее всего повлияла на вас?
Первой моей книгой была «Технология виноделия» Артемия Мержаниана, на тот момент как букварь для первоклассника, далее изучала много зарубежной литературы. Нравятся книги от издательства Simple Wine News.
Кто из российских и зарубежных виноделов вас больше всего вдохновляет?
Для меня любой винодел – это человек, которым можно восхищаться. Для глубокого вдохновения мне необходимо понимать человека изнутри. Таким сейчас для меня является Алена Целоусова. Она научила меня ощущать этот мир тоньше. Мы часами можем разговаривать. Она излучает спокойствие – в работе с вином это очень важно. Никакой суеты, все своим чередом. Слушать и наблюдать. Внимание ко всем деталям. Так как я пришла совсем юная в профессиональном плане, то в получении моих знаний и опыта Алена принимала непосредственное и очень важное участие.
Алена Целоусова. Фото: © Пресс-служба Имения «Сикоры»
Винные конкурсы – что они для вас значат? Почему из года в год участвуете?
Люблю быть первой.
Думаете ли вы продолжить винное обучение? Есть ли зарубежные программы, к которым присматриваетесь?
Я бы очень хотела, но в разрезе с полноценной работой это сложно. Пока что есть другие цели, а продолжить обучение никогда не поздно. Знаю про хорошую программу в Университете Гайзенхайма и Университете Бургундии в Дижоне. Еще в Австралии есть университет Australian Wine Research Institute (AWRI) с современными подходами, но мне, конечно, ближе Европа.
Есть ли регионы, куда вы бы хотели отправиться на практику?
Я бы хотела побывать везде, ведь мир такой огромный и нет похожих регионов. Практика бы мне была интересна европейская, я ближе к старой классике и традициям. Время покажет, я еще молодая.
Фото: © Пресс-служба Имения «Сикоры»
То есть эксперименты натуралистов, необычные авангардные стили в виноделии вам не близки? Не планируете ли в будущем экспериментировать?
Когда мы говорим о подобных стилях, стоит упомянуть об объемах таких вин. Как правило, это совсем штучные партии. На наше производство и философию это не ложится. У меня в принципе к вину только положительное отношение, у всех свое видение и ощущение, все имеет место быть.
Представим, что я молодой винодел. Что мне нужно сделать, чтобы стать успешным? Какие вы ошибки допустили на своем пути? Что посоветуете молодому поколению, чтобы они не наступили на те же грабли?
Самое главное – это большое желание. Когда оно перерастает в цель, все невозможное становиться возможным. Я, конечно, предпочитаю, чтобы профессия начиналась с образования. Но знаю отличные примеры, когда все начинается с цеха. Моим главным упущением являются языки, которые очень важны для нашего дела, ведь тогда все границы становятся открытыми. Но главное напутствие – действовать! Надо пробовать и не бояться.
Фото: © Пресс-служба Имения «Сикоры»
Получается, сфокусировались на английском и французском сейчас?
Пытаюсь, но пока сложно с этим. Особенно по времени. В один период мы занимались с учителем на работе с командой виноделов, сейчас пока ушли в самостоятельное плавание.
Расскажите о вашей повседневной работе в Имении «Сикоры». Что входит в обязанности? Часто ли расходитесь во взглядах со старшими коллегами?
Для меня большой плюс работы в Имении «Сикоры» – вовлеченность во все процессы. У нас нет сильных разделений в обязанностях, мы работаем командой, которая делает одно дело. Я очень люблю работать руками, поэтому на винодельне для меня нет задачи, к которой бы я не прикасалась. Мы очень дружны, и атмосфера в коллективе очень теплая и по-домашнему семейная. В основном у нас одно видение, отчего мы и держимся вместе.
Фото: © Пресс-служба Имения «Сикоры»
Вы живете на территории хозяйства или каждый день ездите на работу?
Я живу в Новороссийске, путь на работу занимает буквально 30 минут.
Вы уже шесть лет работаете в хозяйстве. Как оцениваете свой рост в профессиональном отношении за это время?
Виноделие тебя всегда заставляет расти и чему-то учиться. Даже лоза и вино с каждым годом развиваются, и ты должен не отставать. Так как с Имения «Сикоры» начался мой профессиональный путь, открытия происходили и происходят регулярно.
С какими стилями вина вам хочется поработать сейчас? С какими сортами? Не думали об игристом?
Я считаю, что Имение «Сикоры» уже сформировало свой стиль. Сейчас важно работать над его глубиной, понимать свою местность и требования лозы – ведь основную работу выполняет она, мы лишь должны ее слушать. Мне нравится сортовой состав нашего хозяйства, дополнять я бы его не хотела, но в последнее время приглядываюсь к неббиоло, интересный сорт.
К игристому мы готовимся с 2018 года: начали собирать маленькую «библиотеку» для общего купажа, в 2021-м разлили первый тираж, который находится на выдержке. Заложили рислинг и ассамбляж шардоне с пино нуаром. Рислинг, возможно, в этом году представим.
Фото: © Пресс-служба Имения «Сикоры»
Какая следующая остановка? Наверняка есть терруар мечты, с которым вы бы хотели поработать?
Самая большая мечта – запустить свой проект. Вижу его как часть своей жизни, а не просто бизнес, но для того, чтобы воплотить мечту в реальность, мне еще многое необходимо пройти и понять. Я не тороплюсь, иду маленькими, но уверенными шагами. Когда речь заходит о терруаре, то не хочу себя ограничивать – мир меняется, поэтому пока приглядываюсь.
Но вам все равно хотелось бы работать на кубанских землях?
Да, конечно. Виноделие в местных терруарах относительно молодое, недостаточно изучено и опробовано, и весь потенциал, как я считаю, еще не раскрыт. Каждый терруар уникален – со своим лицом и характером. Так, например, у вин Имения «Сикоры» ярко выражен цветочный профиль – это все про терруар.
Екатерина Юдина. Фото: © Пресс-служба Имения «Сикоры»
А какими были самая запоминающаяся дегустация и самое запоминающееся вино в вашей жизни?
Дегустаций было несчетное количество, но когда это дегустации на винодельне с человеком, который вложил душу в свое вино, – это просто бесценно. Одной из самых запоминающихся была дегустация на немецкой винодельне Georg Breuer c их виноделом Маркусом.
Вино, которое я могу вспоминать постоянно, – Cristal Louis Roederer 2008. Это был первый раз, когда я попробовала Шампань. Я была обескуражена пронзительностью и струистостью этого вина, такая глубина и минеральность, буквально глоток родниковой, кристально чистой воды, будто после этого все ожило.
Вы активно наблюдаете за российской винной сценой. Какие сейчас видите недостатки? Что ждет индустрию?
Однозначно рост и движение вперед. Россия делает достаточно уверенные и серьезные шаги. Есть много недочетов в законодательном плане, но я думаю, что со временем интересы и виноделов, и буквы закона будут постепенно учтены.
Предыдущий год еще острее подчеркнул отсутствие в нашей стране всех материалов для производства вина, надеюсь, мы начнем исправлять эту ситуацию. Очень круто, что, несмотря на все трудности, проекты появляются, и все с большими намерениями сделать качественный продукт.
Фото: © Пресс-служба Имения «Сикоры»
Фото на обложке: © Пресс-служба Имения «Сикоры».