Каково это – расти в семье винодела?
С самого детства папа брал меня с собой на виноградник и завод. Когда мне было три года, мама оставила меня с папой и, вернувшись, обнаружила меня в бочке, из которой я радостно махала ей рукой. Мое детство было безумно счастливым, за что я благодарна родителям – хотя они очень много работали, постоянно уделяли мне время.
Мы всегда все вместе работали на винодельне и виноградниках. Это сложное и серьезное дело, но нам все время было весело, тепло и душевно. С подросткового возраста я точно понимала, что хочу связать свою жизнь с виноделием. О других профессиях даже не думала.
Олег и Ксения Репины. Фото: © Из личного архива Ксении Репиной
Расскажите о времени в Тимирязевской академии. Какие главные уроки она принесла?
Один из самых замечательных периодов моей жизни. За четыре года научилась практически всему – от посадки гороха, разработки проекта полноценного сада до производства вина. Я обучалась на факультете садоводства и ландшафтной архитектуры, на направлении «виноградарство, виноделие и плодоводство».
Первые два года обучения помимо профильных у нас было много общих предметов: овощеводство, земледелие, полеводство и даже декоративное садоводство. У академии много полей, садов и теплиц, где мы все закрепляли на практике. Плюс она сотрудничает с ведущими винодельнями, легко попасть на практику.
Параллельно с учебой я успела поработать помощником сомелье в Russian Wine Bar. На четвертом курсе я получила диплом сомелье в школе Wine State, могла бы с легкостью остаться в Москве и реализовать себя здесь, но дома меня всегда ждут виноградники и вино, без которых я не я.
Фото: © Из личного архива Ксении Репиной
Расскажите про первый урожай.
Летом 2021 года я была на практике в винодельческой компании «Сатера», прошла весь цикл виноделия – от отбора проб до розлива. Поработала с более чем 20 сортами – из красных, например, были мерло, пти вердо, мальбек, марселан, сира, санджовезе, бастардо магарачский, из белых – шардоне, совиньон блан, пино гри, рислинг, шенен, вионье, гевюрцтраминер, ркацители и мускат. Сезон начался достаточно поздно, у меня было много времени понаблюдать за ними, их характерными чертами и развитием. Я часто работала в полях на отборе проб и думала о том, с какого же сорта я хочу начать свой путь.
Для первого вина, моей дипломной работы, мне нужен был совсем небольшой объем, я не была ограничена в выборе. Ароматика, вкус, то, как сорт себя проявляет и развивается, – так сложилось, что именно с сира у меня случилась любовь!
2 октября был сбор урожая. При производстве я решила использовать как можно больше технологий: метод saignée, брожение на диких и культурных дрожжах, брожение и выдержка на осадке в течение шести месяцев в итальянских амфорах и старом бургундском пьесе.
Фото: © Из личного архива Ксении Репиной
Результат получился достойный – исходя не только из моих личных ощущений, но и из мнений тех 365 людей, которым удалось продегустировать мое первое вино. По окончании обучения я вернулась домой в Севастополь и практически каждый день просыпаюсь и еду на виноградник или винодельню. Каждый день я учусь чему-то новому.
Думаете продолжить обучение? Есть ли зарубежные программы мечты?
На данный момент в приоритете получить больше опыта на практике. В дальнейшем – конечно, да. Но меня скорее интересует практика на винодельнях, чем университетские программы.
Фото: © Из личного архива Ксении Репиной
В каких регионах? Во Франции очень распространена история, когда молодые представители винодельческих династий сначала несколько лет ездят по всему миру и набираются опыта, а только потом возвращаются со знаниями и прогрессивными идеями в родное гнездо. Есть у вас такие амбиции?
Я бы с удовольствием посетила как можно больше винных регионов, это есть в моих планах на ближайшие несколько лет. В первую очередь мечтаю о Шампани, Бургундии и Пьемонте. Шампанское – любовь вне зависимости от времени года.
Мой идеальный день начинается с чашечки кофе, а заканчивается бокалом шампанского. Чаще и больше всего я пью вина именно из этого региона, на втором месте – российские. Бургундские пино нуары, бароло и барбареско из Пьемонта – это классика, с которой я тоже хочу познакомиться поближе.
Фото: © Из личного архива Ксении Репиной
Российские игристые постепенно приближаются к шампанскому идеалу?
Да, наши игристые активно развиваются и выходят на достойный уровень. Мои фавориты – линейка Esse (Cuvee prestige, Zero dosage, Grande cuvee 60), Cuvée de Vitmer и «Темелион 60».
Мы, журналисты, всячески романтизируем виноделов и виноградарей, но ведь на деле они – простые ремесленники. И большая часть работы довольно рутинна. Виноделие для вас – это навсегда? Допускаете ли вы, что через какое-то время оно может надоесть?
Не соглашусь, виноделие – это суперразнообразно! Практически каждый день я делаю что-то новое, от работы на виноградниках, сбора урожая, производства вина до его реализации и работы с потребителем. Виноделие – это работа с огромной палитрой сортов и технологий, создание абсолютно разных вин. Виноделие – это дело всей моей жизни, в которое с каждым годом я влюбляюсь все больше и больше. Альтернатив не вижу.
Что для вас – работа в поле? Это ведь довольно медитативное занятие – случалось ли так, что она помогала вам в принятии жизненных решений, переосмыслении важных вещей?
Для меня работа в поле – это скорее заряд энергией, чем медитация. Проводя операции на виноградниках, например обрезку, я думаю о том, как лучше сформировать в дальнейшем лозы, получить качественный урожай и сделать из него хорошее вино. Один непрерывный цикл чего-то невероятного. Я знаю, для чего я это делаю и что получу по итогу.
Фото: © Из личного архива Ксении Репиной
О чем спорите с папой? Каким вы видите будущее семейного хозяйства?
С папой скорее обсуждаем, чем спорим, у нас одинаковый взгляд на большинство вещей и похожие вкусы. В будущем я вижу небольшую семейную винодельню, где также большинство процессов выполняет моя семья. В приоритете качество, а не объем. Это будет что-то невероятно теплое, семейное и выдающееся.
С какими стилями вина хочется поработать сейчас? С какими сортами? Не думали об игристом?
Я продолжаю самостоятельно работать с сира и активно помогаю папе с сортами из нашей линейки. Об игристом, конечно же, думали. Оно в относительно ближайших планах. Производство розовых игристых в нашем хозяйстве планирую взять на себя.
Каких ваших ближайших релизов нам ждать? Над чем сейчас работаете? Какие у вас обязанности на винодельне?
В этом сезоне я также работала с розе из сира, но уже в большем объеме. В мои обязанности входит абсолютно любая работа на винодельне. В начале каждой недели мы с папой составляем план задач, которые я выполняю одна или вместе с ним.
Фото: © Из личного архива Ксении Репиной
У вас много общего с ровесниками?
Достаточно странный вопрос, но да! Большинство ровесников в моем окружении, к счастью, давно не пьют Santo Stefano и даже что-то знают о виноделии, в том числе отечественном. Российское виноделие – это давно модно и достойно! Приходя в магазин, винотеку или ресторан, я часто вижу, как ребята моего возраста отдают предпочтение российским винам, и это здорово. Культура потребления вина среди молодежи стремительно развивается.
Расскажите о себе вне виноградников. Какие у вас увлечения? Опишите свой идеальный день.
Виноградники и виноделие занимают порядка 90% моей жизни – это и есть мое увлечение. Я люблю изучать новое в моей сфере деятельности, дегустировать вина и делиться полученными эмоциями. Помимо этого, я люблю активный отдых, путешествия.
Куда бы сейчас хотели слетать?
Прямо сейчас с огромным удовольствием собрала бы чемодан и улетела в Италию, Грузию или же в Кисловодск, но на данный момент очень большой объем работы дома.
Фото: © Из личного архива Ксении Репиной
Фото на обложке: © из личного архива Ксении Репиной.