Фредерику Фалькау состоялся как успешный винодел, но променял лирику производства вина на менеджмент и администрирование. Сейчас в качестве президента ViniPortugal (межпрофессиональной ассоциации, определяющей стратегию и тактику продвижения португальских вин по всему миру под брендом Wines of Portugal / «Вина Португалии») он помогает построить бренд Wines of Portugal. Как он сам выразился, для успешности этого предприятия ему понадобилось уйти в политику.
Биография
Фредерику Фалькау имеет степень в области агрономии Университета Эворы, также он окончил аспирантуру в области энологии в Католическом университете Порту. После окончания университета стажировался в Австралии. Почти два десятилетия он развивал свою карьеру как винодел в нескольких известных компаниях – в Esporão, Companhia das Lezírias, Pegos Claros и Fundação Abreu Callado. В 2012 году Фалькау неожиданно для себя и винного сообщества Португалии возглавил IVV (Instituto da Vinha e do Vinho, Институт вина и виноградарства Португалии), став самым молодым его руководителем в истории. Несмотря на предложение остаться на второй срок, он сам покинул этот пост после шести лет.
В период с 2018 по 2019 год Фредерику был генеральным директором крупной португальской винной компании Bacalhoa. В 2020 году он был избран президентом ViniPortugal сроком на три года, что, по его собственному признанию, является той вершиной карьеры в винной индустрии в Португалии, которую ему самому будет непросто перепрыгнуть.
ViniPortugal основана в 1996 году как некоммерческая частная организация, она состоит из восьми ассоциаций (полный список приведен здесь) и представляет около 300 виноделен со всей страны, от малых до крупных игроков отрасли. Благодаря организации бренд Wines of Portugal / «Вина Португалии» стабильно представлен на 20 стратегических рынках, находящихся на четырех континентах. С ежегодными инвестициями в размере от €6 млн до 8 млн, каждый год ViniPortugal проводит сотни акций по продвижению португальских вин с участием нескольких сотен партнеров.
Фото: © Wines of Portugal
30-летняя карьера: из винодела в президенты
Да, я больше не винодел и не создаю свои вина, но с момента начала карьеры и все эти годы (около 30 лет) вино – моя страсть и то, чем я хочу заниматься до конца жизни.
Я впервые начал работать на виноградниках очень рано, уже в 15-16 лет. Я мог бы и не делать этого, но мне хотелось не просто брать деньги у родителей, но и заработать самому. Я начал со сбора урожая и уже тогда ощутил, какими разными жизнями живу со своими друзьями: в то время как они отсыпались, плавали в бассейне или безмятежно проводили время друг с другом, я вставал очень рано, а впереди был многочасовой изнурительный труд. Проработал всего месяц или два, получил не бог весть какие деньги, но навсегда запомнил, какое это было удовольствие покупать себе то, что ты хочешь, за свои собственные, заработанные «кровью и потом». Вы не поверите, но я до сих пор помню так ясно свое ощущение, радость, воодушевление от этой независимости и свободы. Это был поворотный момент для меня – осознание возможности самостоятельно решать свои задачи.
После сбора урожая я поехал и посмотрел на магию создания вин, и именно тогда произошел тот самый щелчок: я задумался о карьере винодела, решил связать свою жизнь с вином.
Самый молодой руководитель IVV
Когда меня пригласили возглавить IVV, я был виноделом, своим парнем, относился ко всем винным производителям и агентам, которые состоят в организации, как к коллегам. Я был одним из них. Думаю, это помогло завоевать их уважение.Так или иначе, в 2012 году меня пригласили на эту должность, и я согласился, но это был совсем другой мир. Честно говоря, я никогда не был политиком, а эта работа была больше о политике. Поездки в Брюссель для обсуждения стратегических вопросов винодельческого сектора стали для меня новым миром. Все сложилось, но через шесть лет я ушел, хотя и руководство, и индустрия – все хотели, чтобы я остался.
Я был как та самая няня МакФи (Nanny McPhee) – это персонаж детского фильма о женщине, которую пригласили позаботиться о детях важного парня, она выглядела не очень привлекательной и в начале никто не хотел, чтобы она была в их доме. У нее была фраза: «Я останусь, пока нужна, даже если нежеланна. Когда стану не нужна, даже если очень желанна, я все равно уйду». Забавно, но именно так я себя почувствовал в IVV. Потом многие говорили, что я ушел из-за моих амбиций, но правда в том, что, обладая степенью в области агрономии и виноделия, работая долгие годы виноделом, в IVV все годы я был на 100% юристом, и мне просто хотелось вернуться туда, откуда пришел, просто работать с винами.
Назначение в ViniPortugal, команда и работа
После IVV я присоединился к Bacalhoa в качестве генерального директора, и когда я ушел из Bacalhoa, то начал получать телефонные звонки с вопросами, заинтересован ли я в должности президента ViniPortugal. Потому что в тот момент президент ViniPortugal уходил в отставку и винному сектору была нужна замена.
До момента моего избрания президентом организации я, конечно, знал о ViniPortugal, но мы никогда не работали вместе. Думаю, мой имидж был не так уж и плох, поэтому они обратились ко мне. Так или иначе, не обошлось без голосования всех членов ассоциации, и я получил 100% голосов! (Улыбается. – Прим. авт.)