SWN
Как выбирали Лучшего сомелье Европы и Африки 2021 года
ГлавнаяСтатьиЛюдиМненияКак выбирали Лучшего сомелье Европы и Африки 2021 года

Как выбирали Лучшего сомелье Европы и Африки 2021 года

После двух переносов и долгих месяцев ожидания наконец состоялся один из самых престижных отраслевых конкурсов – XIV чемпионат на звание Лучшего сомелье Европы и Африки, организованный Международной ассоциацией сомелье (ASI). Для российского винного сообщества это событие стало новым прорывом на международной арене: в число сильнейших вошел кандидат от России – Роман Сосновский. О конкурсе, его особенностях, подготовке и эмоциях от первого лица – в материале SWN.

Как выбирали Лучшего сомелье Европы и Африки 2021 года

Мероприятие проходило с 15 по 19 ноября в Лимассоле (Кипр). Георгиос Кассианос (Georgios Kassianos), президент Ассоциации сомелье Кипра и соорганизатор мероприятия, рассказал, что при выборе места проведения конкурса размер страны и вес региональной ассоциации значения не имеют. Таким образом, Кипр с населением менее миллиона человек обогнал Испанию как потенциального кандидата для проведения мероприятия, привлек сильнейших представителей отрасли и внимание мировых медиа и устроил действительно грандиозное событие с бюджетом более 340 тысяч евро, во время которого было открыто и выпито не менее 2000 бутылок от выдающихся производителей со всего мира.

ТОП100

Фото: © пресс-служба ASI

Все началось, когда 32 кандидата*, каждый из которых представлял собственную страну вместе с президентом своей ассоциации, прибыли в Лимассол, чтобы в течение пяти дней пройти три этапа отбора: четвертьфинал (16 ноября), полуфинал (17 ноября) и финал (19 ноября).

Оглашение итогов полуфинала, который проходил за закрытыми дверями (запись всех выступлений можно увидеть на канале ASI в YouTube) состоялось 16 ноября, во время ужина, и вызвало очень бурную реакцию участников. Президент ASI Уильям Воутерс объявил 10 полуфиналистов. Ими стали: Роман Сосновский (Россия), Максимилиан Вильм/Maximillian Wilm (Германия), Сувад Златич/Suvad Zlatic (Австрия), Якуб Прибыл/Jakub Pribyl (Чехия), Кетри Лейс/Ketri Leis (Эстония), Сальваторе Кастано/Salvatore Castano (Италия), Нина Йенсен/Nina Jensen (Дания), Эрик Цвибель/Eric Zwiebel (Великобритания), Джо Весселс/Jo Wessels (Южная Африка), Реза Нахабу/Reza Nahaboo (Швейцария).

*Изначально должны были соревноваться 35 кандидатов, но в последнюю неделю трое из них сошли с дистанции: один не смог приехать из Марокко в связи с введенными дополнительными ограничениями на передвижение, еще двое отменили поездку, так как у них либо их близких был положительный тест на COVID-19. С полным списком кандидатов можно ознакомиться здесь.

Фото: © пресс-служба ASI

До финала 19 ноября всем кандидатам дали возможность выдохнуть, принять участие в винных турах по региону, посетить множество дегустаций и мастер-классов, проведенных именитыми сомелье, виноделами, амбассадорами и мастерами вина.

В день икс, 19 ноября, в 2 часа дня по местному времени, в финале, который проходил в Театре Риалто (Rialto) в центре Лимассола, все полуфиналисты были приглашены на сцену, чтобы в режиме реального времени перед присутствующей аудиторией и теми, кто следил за YouTube-трансляцией, узнать решение жюри: кто те трое, удостоенные перехода на следующий уровень – в финал конкурса на звание Лучшего сомелье Европы и Африки 2021.

Фото: © пресс-служба ASI

Президентом комитета по конкурсам сомелье стал Оливье Пуссье, чемпион мира 2000 года. В число других судей входили чемпионы мира и континентов разных лет, а также мастер вина Хайди Макинен (Heidi Mäkinen).

Финал начался сразу после оглашения имен финалистов. Все трое прошли через восемь заданий, имитирующих различные ресторанные ситуации, при этом в роли требовательных гостей были сами судьи конкурса. Помимо четкого выполнения, оценивались коммуникативные качества кандидатов и умение управлять собственными эмоциями, также было важно уложиться в жесткий тайминг, отсчет времени начинался сразу после проговаривания задания.

Фото: © пресс-служба ASI

Задания: 

  • подать коктейль (для трех человек), который был указан в меню бара, при этом нужно было работать с существующими ингредиентами, а бутылка шампанского, необходимая для приготовления, была расположена не на виду –на всеотводилось 4 минуты;
  • слепая дегустация красного вина с раскладкой органолептики и предположением места происхождения (неббиоло из Пьемонта) – 4 минуты; 
  • выбрать и подать красное вино по запросу шести гостей, предварительно проведя процедуру декантации, – 7 минут; 
  • слепая дегустация пяти различных вин, при этом необходимо было расставить их по степени сладости от самого сухого до самого сладкого – 4 минуты; 
  • создание четырех винно-гастрономических сетов с каждым вином из предыдущего задания – 4 минуты;
  • слепая дегустация трех напитков (напитки оказались тремя разными стилями шартреза) – 1,5 минуты;
  • ответ на вопрос без подготовки, который звучал так: «Уточните период производства шартреза (Chartreuse) в Таррагоне?» (именно нечеткая формулировка вопроса позволяла получить разные ответы от финалистов);
  • исправить многочисленные ошибки в винной карте – 4 минуты.

Титул «Лучший сомелье Европы и Африки 2021 года» получил Сальваторе Кастано/Salvatore Castano – сицилиец, последние 10 лет работающий в Лондоне, в настоящее время в винной компании Friarwood Fine Wines; второе место – датчанка Нина Йенсен/Nina Jensen (винный директор известного ресторана Alchemist в Копенгагене), третье – Сувад Златич/Suwad Zlatiс, представивший Австрию.**

**Этот конкурс – один из трех континентальных соревнований ASI, которые ассоциация проводит каждые три года. В феврале 2022 года состоится соревнование на звание Лучшего сомелье Америк (Страны Латинской Америки и Канада.  Прим. ред.), осенью 2022 года – Лучшего сомелье Азии и Океании. Следующий шаг – борьба самых искусных сомелье за звание Лучшего сомелье мира, при этом три победителя континентальных конкурсов ASI проходят туда автоматически. Мероприятие пройдет в Париже в конце февраля 2023 года.

Сальваторе Кастано. Фото: © пресс-служба ASI

А теперь даем возможность Роману Сосновскому рассказать, что происходило за закрытыми дверями, а также поделиться своим видением этой насыщенной конкурсной недели и собственными выводами.

Четвертьфинал (вторник, 16 ноября)

Первое. Тест из 100 вопросов за 90 минут. Тест на общую эрудицию, и для меня лично он не стал сложным. Что интересно, было много вопросов по очень неклассическим, небанальным регионам. Например, не было ни одного вопроса по Бургундии или Бордо. Зато большое количество вопросов касалось Восточной Европы: Польша, Украина, включая винодельческие регионы, вплоть до названий конкретных виноделен, брендов. Например, помню вопрос про бренд украинского пива. Удивительно, что был отдельный вопрос по российскому законодательству, ведь отвечали сомелье из стран, не имеющих к России вообще никакого отношения. Вопросы про Китай, про Балканы, экзотические вопросы по Африке – такая общая винная эрудиция. Думаю, что это было сделано специально, потому что априори понятно, что участник из Франции будет прекрасно отвечать на вопросы по Франции, а участник из Италии отлично знает Италию. Поэтому нельзя давать большое количество вопросов по этим странам, чтобы не создать неравные условия для других участников.

Второе. Слепая дегустация одного винного образца. Слепая дегустация – это всегда про угадывание. Ты можешь быть хоть трижды опытным и знающим, но все равно неправильно предположить, и все твои усилия сразу сведутся на нет. Конкретное вино было опять же очень небанальным. Это был фурминт, сухой токай, прямо скажем, сорт абсолютно неклассический, это не то, что определяется легко вслепую. Я сомневаюсь, что кто-то отгадал фурминт в отборочном без ошибки.

Третье. После было три крепких напитка в слепой дегустации. Первое – крепленое вино, марсала. Второе – Metaxa, для меня это был самый сложный образец. Сколько бы ни тренировался, для меня сложно определить этот напиток в слепой. Метакса очень своеобразна. Я угадал, что это что-то виноградное. Третье – ром. Для меня образец тоже всегда достаточно спорный, так как ром часто выдерживается в бочках из-под бурбона и нередко можно отправить ром в слепой дегустации к стилистикам бурбона. Там много характерной сладости, но в этот раз был очень виноградный аромат, и я его отправил в коньяк.

Фото: © пресс-служба ASI

Четвертое. Сервис тоже был достаточно своеобразным, он состоял из двух заданий. Устное – нужно было описать мизанплас. И это тоже история достаточно неожиданная. Потому что мы обычно всегда тренируем работу руками. А здесь нужно было дать комментарии.

Второй элемент задания – подать игристое вино за две минуты. Когда у тебя три-четыре гостя, это очень мало времени, и тебе нужно правильно его использовать. Можно было пренебречь некоторыми моментами красивого сервиса, поэтому я решил подать очень просто: я принес на подносе, подавал все на столе. И мне практически удалось уложиться в тайминг.

Полуфинал (среда, 17 ноября)

Полуфинал был с достаточно простыми заданиями, но в этом как раз и подвох. Когда конкурс сложный, когда все очень неоднозначно, задания многосоставные, ты можешь за счет чего-то набрать дополнительные очки, а когда задания простые, любая ошибка, даже самая маленькая, сразу стоит очень дорого. Конкурс как раз и был построен по этому принципу. Приведу пример. Самое неоднозначное задание – подача бутылки белого вина на шесть минут.

Как только объявлено задание, мы сразу понимаем: три минуты для подачи белого вина – это ок, но шесть минут – это очень много. И сразу все автоматически думаем, что будет какая-то «подстава». Я подсознательно уже ожидал чего-то из серии «мы передумали, хотим красное вино» или «замените мне на коктейль». Но, на удивление, никаких подвохов не оказалось. И вместе с этим была неочевидная история – возможно, это вино нужно было аэрировать. Мы до сих пор это активно обсуждаем с другими конкурсантами и не можем прийти к единому мнению, это так и осталось для нас загадкой. Но факт был в том, что я подал вино раньше заявленных 6 минут и осталось еще много времени, и не до конца было понятно, чего именно ожидало жюри, заявляя этот тайминг. Для нас осталось абсолютно неизвестным, как судили и считали баллы за это задание. Никакого пояснения или работы над ошибками не последовало. В этом основная сложность.

Фото: © пресс-служба ASI

Остальные задания – классика. Сначала слепые дегустации. И здесь опять все неоднозначно: не определив один или два образца, ты сразу теряешь очень большое количество баллов. Все это о простых заданиях, но с необходимостью их безупречного выполнения. После – дегустация одного вина вслепую: описать вино устно, то есть дать полный органолептический анализ. Потом тебе это вино надо было продать, описать какие-то его очевидные плюсы.

Далее шло достаточно сложное задание: было четыре игристых вина и нужно было определить сами вина и их метод производства. Сейчас, когда объявили результаты, я понял, что я успешно справился с тремя винами, два из которых я определил полностью, а для третьего назвал метод производства. Самое сложное – второе вино, потому что это было красное сладкое игристое. Первое вино – просекко; второе вино – из Италии, оно сделано по технологии асти, но это было не бракетто; третье я определил верно – метод был ансестраль, и я предположил, что это вино из Лиму (Limoux), но оказалось, что вино было из Германии. Четвертое – из Шампани.

Полуфинал завершался заданием по гастрономии: к простым блюдам вроде бобов или чечевицы нужно было подобрать вино из предыдущих четырех. Но здесь оценивалось не попадание, а то, как ты это обосновываешь. Почему ты к этому блюду рекомендуешь это вино, и нужно было дать развернутый ответ, из серии, что эта кислотность подходит к этой текстуре и так далее.

Особенности подготовки, о тренерах

Моя подготовка к конкурсу заняла в общей сложности четыре года, так как возможность участвовать в чемпионате я выиграл в конце 2017-го.

Это детективная история. В 2017 году проходил отбор на чемпионат Азии, который должен был состояться в 2018 году. Но в начале 2018-го выяснилось, что Россия не может участвовать в чемпионате Азии, потому что у нас есть ограничения – либо мы участвуем в Азии, либо мы участвуем в Европе. И мы выбрали Европу. Соответственно меня как кандидата перенесли на конкурс в Европе. После этого конкурс переносили дважды. Поэтому получилось так, что мой период ожидания очень сильно растянулся! Четыре года ждать такой возможности – это огромный срок!

Психологически было сложно. Потому что четыре года невозможно быть в состоянии такой сосредоточенности. Мне кажется, что максимально на подготовку должен быть год, не больше.

Эти четыре года – целая маленькая жизнь, за которую я успел стать чемпионом России, чемпионом Москвы, серебряным призером Балтийского кубка, побыть президентом Московской ассоциации сомелье, постажироваться в звездном мишленовском ресторане в Лондоне, а еще за месяц до конкурса я участвовал в Балтийском кубке, который проходил в Таллине. 

За это время мы много ездили на разные стажировки, к нам приезжали выдающиеся специалисты, которые делились своими знаниями, мы сами организовывали десятки семинаров и мастер-классов, так что за этот период я здорово прокачался, но успел и выгореть. Но такие правила: ты либо принимаешь их, либо сходишь с дистанции!

Алексей Сидоров и Роман Сосновский. Фото: © пресс-служба ASI

Роман Сосновский. Фото: © пресс-служба ASI

При подготовке моими двумя главными тренерами были ребята из тренировочного лагеря Московской ассоциации сомелье, а еще, конечно, моя жена, потому что она тоже из винной сферы. И, безусловно, я благодарен Российской ассоциации сомелье (РАС) за саму возможность выступать на соревнованиях такого уровня. В 2019 году мы ездили в Польшу, сдавали экзамен на Court of Master Sommeliers, на котором мы сертифицировались. Это дало общее направление движению моей жизни, карьеры, все это связано неразлучно с вином. Все четыре года я так или иначе готовился.

Эмоции и выводы

Самая основная эмоция – это стресс и эмоциональное давление. Это я больше всего не люблю в конкурсах.

Было сложно, ведь никто до последнего не знал, кто проходит в финал. Всегда на конкурсах происходит какое-то объявление результатов, когда ты заранее понимаешь, какое у тебя место. А здесь получилось так, что я до самого последнего момента был в абсолютном неведении. Но я реалист, я понимал, что в этот раз я не выиграл. Когда ты анализируешь свои ошибки, то понимаешь их цену.

И это стресс. Конкурс был растянут на пять дней! Мы ничего не знали 17 и 18 ноября, мы ничего не знали половину дня 19-го. Я не очень верю в истории, когда говорят, что главное – участие, а не победа, потому что все хотят выступить хорошо, все хотят выиграть! Думаю, всех конкурсантов нервировало такое ожидание. Так что да, это стресс и очень большое волнение.   

При этом ты понимаешь, что все это так или иначе лотерея. Вот ты ошибся – и сразу out! После – никого не волнуют твои рассказы, что ты нормально шел и оступился. Достаточно жесткая игра.

Конечно, я рад пятому месту! Я думаю, что это круто и для России. Для нашей страны на сегодняшний день это самый высокий результат на международной арене, и я рад, что мне удалось его показать. Но, безусловно, я понимаю, что есть куда двигаться дальше.

Фото: © пресс-служба ASI

Главные позитивные эмоции – это воодушевление, радость, уверенность, что нам это абсолютно по силам. Мы больше ничего не боимся, и те времена, когда мы приезжали на эти международные конкурсы и на все это с ужасом смотрели, давно прошли. Мы сегодня на равных соревнуемся абсолютно со всеми, и на самом высоком уровне. Оказалось, что мне не хватило совсем небольшого количества баллов, чтобы выйти в финал. Я абсолютно уверен, что рано или поздно мы выиграем этот конкурс! 

Планы на будущее

Буду ли я дальше участвовать в конкурсах – я еще не решил. Мне скоро уже 36, конкурсы проходят раз в три года, это немалый отрезок времени. Не хочу громко ничего заявлять, посмотрим.

Фото: © пресс-служба ASI

Что касается моего дальнейшего плана на жизнь, я, безусловно, остаюсь в вине и собираюсь дальше в этом развиваться, заниматься собственным образованием. Есть WSET, есть Court of Master Sommeliers, есть многие другие направления, в которых мне интересно двигаться. Я думаю, что у России перспективы самые радужные. Не только в России, но и в Беларуси, Украине появляются сильные специалисты. Сейчас мы живем в такое время, когда у всех одинаковый доступ к знаниям, ресурсам, информации. И чемпионом Европы сегодня может быть кандидат из совершенно любой страны. В 2017 году, когда Раймонд Томсонс выиграл чемпионат Европы, никто не воспринимал Латвию как страну, где может быть сомелье-чемпион. Но это стало возможным. Такая глобализация сделала нашу индустрию еще более интересной. Сегодня шанс есть у каждого.

Фото на обложке: © пресс-служба ASI.

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email