История
Город Марсала был основан еще в 397 году до н. э. финикийцами, а современное свое название получил во время арабского завоевания. Считается, что оно происходит от арабского marsā llāh – порт Бога.
Не вызывает сомнений, что вино в районе Марсалы производилось тысячелетиями. Существуют свидетельства, что местные вина во время путешествия по Италии оценил великий фламандский живописец Питер Пауль Рубенс и даже привез несколько бочек в родной Антверпен.

© facebook@cantinepellegrino
Изобретателем современного стиля считают англичанина Джона Вудхауза. Уроженец Ливерпуля, Вудхауз прибыл на Сицилию в 1773 году. Он был впечатлен качеством местных сладких вин, которые производились с помощью mosto cotto – уваренного на треть виноградного сока.
Англичане уже тогда были главными европейскими знатоками крепленых вин: портвейн, херес, мадера и малага были ими освоены. Но между государствами нередко случались войны, которые прекращали поступления ценного напитка, поэтому предприимчивые торговцы всегда искали запасные варианты. Вудхауз купил несколько бочек сладкой марсалы и добавил в нее виноградный дистиллят, для того чтобы вино лучше перенесло длительное путешествие на Британские острова. Англичанам марсала пришлась по душе, и Вудхауз окончательно перебрался на Сицилию. За ним последовали другие.
Приехавший в 1806 году из Лидса, Бенджамин Ингем усовершенствовал технику выдержки марсалы. Местные и ранее пользовались методом perpetuum, разливая вино непосредственно из бочек, а затем пополняя освободившееся место свежим вином. Ингем систематизировал процесс, пользуясь знаниями, полученными в Хересе. Именно благодаря ему сегодня на бутылке итальянской марсалы мы можем увидеть испанское Soleras.
В 1812 году изготовители марсалы совместно выпустили первый регламент производства. Несмотря на то что марсале тяжело было конкурировать с портвейном и хересом (прежде всего, из-за более удаленного расположения от Англии), регион продолжал развиваться. В 1833 году в Марсале появилось первое хозяйство, основанное итальянцем. Винченцо Флорио, сыну богатого судовладельца из Калабрии, удалось вывести марсалу на новый уровень. Благодаря флоту отца, он значительно снизил затраты на транспортировку и, впоследствии купив несколько английских владений, стал настоящим сицилийским магнатом.
Популяризацию марсалы в XVIII и XIX веках приписывают двум известным историческим личностям: британскому адмиралу Горацио Нельсону и итальянскому политическому деятелю Джузеппе Гарибальди. Нельсону настолько понравилась марсала, что он сделал ее, наравне с ромом, официальным напитком британского флота. Говорят, именно марсалой англичане отмечали победу в Трафальгарской битве в 1805 году.
Гарибальди, по легенде, марсалу не слишком оценил. Он отдал предпочтение самому сладкому вину, которое находилось еще в процессе производства. Благодаря этой истории возникла одна из самых сладких категорий марсалы – Garibaldi Dolce, крепленое вино с более чем 100 г/л сахара.
В XX веке судьба напитка складывалась не слишком удачно. Первым ударом стало введение в США сухого закона в 1919 году. Марсала пользовалась популярностью среди представителей сицилийской диаспоры, и потеря этого рынка тяжело сказалась на производителях. Предприимчивые Florio даже начали разливать вино в маленькие бутылки и продавать их в американских аптеках под видом лекарства.
В 1931 году был принят первый закон, ограничивающий правила и зону производства марсалы, в 1963 году создан Консорциум по защите наименования, а в 1969 году Marsala получила заветный DOC.
Продажи, тем не менее, продолжали снижаться. Для того чтобы хоть как-то спасти ситуацию, в 1969 году были введены новые категории под названием Marsala Speciale, в их числе яичные ликеры на основе крепленого вина. Все это не пошло на пользу репутации продукта, который стал ассоциироваться с дешевым напитком, годным лишь для приготовления соусов и десертов. В 1984 году «специальные» вина вывели из устава производства.
Сегодня производители региона, прежде всего, Marco De Bartoli, пытаются восстановить имидж марсалы как одного из великих исторических вин мира.