Винный туризм в России — итоги яркого сезона
Винный туризм в России

Винный туризм в России

Валерия Труфакина

Автор

9 декабря 2020

Предварительные итоги краткого, но яркого сезона визитов на винодельни.

Двоякое впечатление оставил отдых 2020 года. С одной стороны, из-за пандемии закрылись многие туристические объекты, предприятия трясутся над безопасностью и находятся в режиме боевой готовности – ведь им пришлось выбирать между повальной эпидемией и увеличением числа туристических радостей и лояльных клиентов. А с другой стороны – границы закрылись, и опытным путешественникам пришлось осваивать доселе нехоженые пути внутреннего пространства. И вот тут-то многие и открыли для себя винный туризм.

Брют на винограднике

Раньше у нас был внешний и внутренний туризм, и их участники практически никак не пересекались. Зарубежные винные туры существовали в основном для профи рынка и увлеченных винолюбов, которые успевали за пять дней освоить 5-8 хозяйств Шампани, Риохи или Тосканы. Посещение нескольких доступных виноделен внутри страны вроде «Массандры» или «Абрау-Дюрсо» расценивалось как некая пряная приправа к общему веселью усиленного пляжного отдыха. В этом году выяснилось, что поездки по стране – это новая реальность, и они тоже могут быть специализированными.

А тут открылось, что не напрасно последние 2-4 года люди трудились над проектами «Винная дорога Крыма», «Винная дорога Севастополя», «Винные дороги Боспорского царства», «Винные дороги Кубани» («Абрау-Дюрсо»). Они суммировали не только виноградники, но и достойные рестораны и отели, культурные объекты и исторические памятники – все, что будет интересно неравнодушному гражданину страны.

Главное откровение – у нас тоже есть красивые погреба с бочками, в некоторых хозяйствах contemporary art представлен не хуже, чем во многих винных домах Европы, можно запросто пообщаться с ТЕМ САМЫМ виноделом, чье вино ты пил на прошлой неделе. Пикник на винограднике с медитативным видом на горы и море – запросто. А гастрономическое сопровождение дегустации на винодельне сделает честь многим столичным ресторанам.

Мы, наверное, никогда не узнаем, сколько эскарго и донузлавских устриц было употреблено под откупоренную рукой винодела бутылку, сколько селфи сделано среди лоз, сколько бутылок куплено здесь же после дегустации и сколько гостей, провожая закат на винодельне, поклялись сюда вернуться. Зато мы видим и слышим эти прозрения и восторженные вопли в соцсетях и понимаем – о наших винах и наших винодельнях стоит говорить, и надо делать это как можно чаще.

Мы тоже внесли скромную лепту своими материалами на swn.ru, и даже получили отзывы гидов и виноделов: «Был ураган звонков. Вы добавили огня 100%!» Знаете ли, приятно ощущать себя причастным.

© Золотая Балка

Как проникнуть на винодельню?

У нас теперь есть масса способов:

  • Для занятых: воспользоваться нашими гид-материалами «17 виноделен», связаться с понравившимся хозяйством заранее (!) и, проезжая мимо по делам или на отдых, увидеть своими глазами, как там и что;
  • Для беззаботных: взять готовую программу турагентства. У многих есть разработки на 2-5 дней, с посещениями 2-3 виноделен, попутными развлечениями на фермах и каруселях, проживанием и трехразовым питанием;
  • Для заинтересованных: воспользоваться услугами местных частных гидов или специализированных агентств вроде Simple Travel, готовящих программы совместно с дружественными и даже закрытыми для визитов винодельнями – большинство малых виноделов не могут позволить себе отвлекать свои ресурсы на организацию туристических увеселений;
  • Для самостоятельных: выбрать принимающие гостей винодельни и фермы, и составить собственную программу посещений – многие средние и крупные винодельни имеют туристический опыт и устраивают специальные мероприятия.

Сезон – на разрыв!

Когда еще ничто не предвещало ударного сезона, Минкурортов и Туризма Крыма рапортовало: «271 тыс. туристов отдохнуло в Крыму за январь-февраль 2020 года, что на 12% выше, чем за аналогичный период 2019 года». Потом обрушился карантин. А в начале лета рвануло!

За три месяца, с июля по сентябрь, Крым принял около пяти миллионов отдыхающих. Винодельни громили собственные рекорды по приему гостей, трудились без выходных и праздников. Но все равно, спрос настолько превышал обычное предложение, что никто оказался не готов, многие просто не справились – у некоторых виноделен на сайте висела заставка, что прием на ближайший месяц уже закрыт.

Давайте же поаплодируем нашим винодельням и новичкам отечественного винного туризма и посмотрим на эти цифры:

  • 19 000 гостей за семь рабочих месяцев приняла «Золотая Балка» – против 9 000 за 10 месяцев 2019 года;
  • 69 017 человек с июля по октябрь посетили «Массандру» (64 656 в 2019 г.), из них 90% – впервые;
  • 57 215 туристов нагрянули в «Лефкадию» – вдвое больше обычного;
  • 1 000 человекотуров, включая повторные посещения (есть те, кто и четыре раза за сезон успел) – цифры Татьяны Большаковой, севастопольского гида;
  • 30-180 (вечеринка) человек в день – принимала беседка на виноградниках Esse;
  • За 27 дней июня, когда разрешили открыть сезон – Esse Wine Tour успел осчастливить то же самое количество гостей, что за апрель-ноябрь 2019;
  • 16 групп по 10 человек по неделе выгуливал по закрытым виноградникам Краснодарского края Simple Travel (вместе с гидом Дарьей Безруковой), не считая несметного количества 3-4-дневных персональных программ «выходного дня».

© Esse wine tour

© Esse wine tour

Кто выпил наше вино?

«Ох, да вся Россия! – говорит Ольга Шомысова (Esse Wine Tour), буквально жившая на винограднике "Сатеры". – Очень активны были гиды и отели. Их гостям нужен красивый и эксклюзивный досуг. Мы его обеспечиваем. В этом сезоне гости прилетали просто на завтрак и обед из Mriya Resort и "Резиденции Крымский Бриз". Некоторые из аэропорта сначала к нам на бокал, а затем в свой отель».

Что интересно, по винодельням заторопились и местные – на уикенд вне дома, на вечеринку, на дружеский обед вместо ресторана. И винный люд, и те, кто просто пьет вино, не особенно в нем понимая. Профи, в первую очередь столичные, стали осваивать российские винные регионы. Даже не столько потому, что они работают с нашими винами – просто это такой тренд, посетить российские винодельни.

Гости, имеющие опыт посещения европейских виноделен, с хорошей насмотренностью, разбирающиеся в вине, определившиеся с предпочтениями, интересующиеся российским вином – такие туристы сезона 2020 обладают не только более высоким, если сравнивать с предыдущими годами, бюджетом, но и задают тон уровню сервиса и подталкивают фермеров и виноделов более серьезно относиться к туризму. Практически 100% их откликов – восторженные, люди не ожидали, что у нас таков уровень хозяйств и вин. Многие оттуда, прямо с дегустаций, звонили своему менеджеру в виноторговую компанию и заказывали доставку вот этого самого вина. 

Что откупорили впервые

Тут смешалось все, ясно одно – принимающей стороне пришлось перестраиваться в этом году, и им это удалось!

«Все лето были в основном индивидуалы, – утверждает Татьяна Большакова (Севастополь), – сентябрь 50/50, с октября пошли группы».

«Раньше мой акцент был на специалистов и продвинутых любителей вина, которые не хотят ходить в группах и выбирают VIP-формат. В этом году VIP и групп поровну. – делится Дарья Безрукова (Новороссийск). – В этом сезоне меня пригласили быть проводником сразу несколько компании экспертов по путешествиям. Это Simple, Агентство Приключений Михаила Кожухова, Taste&Travel, но были еще группы от винных экспертов и винных клубов, например, для Раскова, "Винного клуба на Покровке" и Taste&Tаlk».

Светлана Новодатская («Массандра») тоже отмечает изменения: «В этом году туристы ориентированы на индивидуальные туры, на VIP-сегмент. Их интересуют не только винодельня с дегустацией, но и локаворские гастросеты к вину. Поэтому большую популярность приобрели гастрономические ужины от бренд-шефа, которые стали регулярными. Из нового приятного – проведение финального мероприятия "МузыКагор и Муската" в формате иммерсивного ужина #согреемосень. Мы готовы к любому туристу: как взыскательному, щедрому, так и к сдержанному».

«Золотая Балка» тоже подготовилась: взлетели винные туры для новичков – знакомство с основами производства игристых вин, не успевали проводить индивидуальные премиальные туры с эногастрономией для продвинутых гостей. А также мастер-классы дегоржажа, сезонные туры с погружением в производственный процесс «от лозы до бокала».

Массандра © Ваня Березкин

© Золотая балка

Охлаждая бутылки

Прежде всего, сезон 2020 еще не окончен! Программы расписаны и на декабрь. Да и Новый год скоро – Simple Travel, например, собирается отмечать его с гостями в «Лефкадии».

«Массандра» планирует зимой детские мастер-классы, гастрономические пятницы с бренд шефом, участие в городских проектах (ярмарках, выставках и пр.). К весне традиционно появится новый винный тур.

«Золотая Балка» считает, межсезонье – период делового туризма, связанный с проведением корпоративных мероприятий. «Мы располагаем необходимыми ресурсами для проведения корпоративных мероприятий – дегустационный зал, гастрономический ресторан с панорамной террасой, арт-парк, фирменный магазин, а красивая греческая арка на фоне виноградников – самая любимая селфи-зона наших гостей».

Некоторые гиды уходят в digital – готовят на новый сезон программы-навигаторы, для самостоятельных путешественников: бронируются только отели, рестораны и визиты на винодельни и фермы.

Специализированные агентства тоже не дремлют: на будущий год Simple Travel уже запланировала 21 "стандартный" тур по Краснодарскому краю, продолжит практику 3-4-дневных уикендов, расширит географию на Крым. Плюс готовит специальные углубленные программы для слушателей «Энотрии».

А еще новые винодельни появятся в маршрутных картах: весной грозится открыть двери всем Chateau de Talu, говорит о возрождении былой программы на новый лад Chateau le Grand Vostock, достраивает ресторан Рем Акчурин, да и у любимцев обновятся программы.

Важное замечание

Просьба от виноделов: бронировать визиты заранее. Ни Олег Репин, ни Павел Швец или Ярослав Узунов не смогут принять в любое время дня и ночи каждого, кто постучал в ворота на дегустацию. Вы же не можете вот так вломиться в какое-нибудь шато в Бордо. Не обижайтесь, часто запись на месяц-два вперед.

Achtung!

Не хочется говорить, но придется.

Негатив года: «Единое поле», онлайн-платформа для продажи билетов, чья услуга пользовалась небывалым спросом. «Массандра» столкнулась с тем, что за несколько месяцев активных продаж «партнер» ни разу не перечислил денежные средства на их расчетный счет. Конечно, всех туристов приняли без исключения. Но винодельне теперь придется шагать в суд.

Фото на обложке: © Игорь Родин.

Календарь винных туров на 2021 год здесь.

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari