Двоякое впечатление оставил отдых 2020 года. С одной стороны, из-за пандемии закрылись многие туристические объекты, предприятия трясутся над безопасностью и находятся в режиме боевой готовности – ведь им пришлось выбирать между повальной эпидемией и увеличением числа туристических радостей и лояльных клиентов. А с другой стороны – границы закрылись, и опытным путешественникам пришлось осваивать доселе нехоженые пути внутреннего пространства. И вот тут-то многие и открыли для себя винный туризм.
Брют на винограднике
Раньше у нас был внешний и внутренний туризм, и их участники практически никак не пересекались. Зарубежные винные туры существовали в основном для профи рынка и увлеченных винолюбов, которые успевали за пять дней освоить 5-8 хозяйств Шампани, Риохи или Тосканы. Посещение нескольких доступных виноделен внутри страны вроде «Массандры» или «Абрау-Дюрсо» расценивалось как некая пряная приправа к общему веселью усиленного пляжного отдыха. В этом году выяснилось, что поездки по стране – это новая реальность, и они тоже могут быть специализированными.
А тут открылось, что не напрасно последние 2-4 года люди трудились над проектами «Винная дорога Крыма», «Винная дорога Севастополя», «Винные дороги Боспорского царства», «Винные дороги Кубани» («Абрау-Дюрсо»). Они суммировали не только виноградники, но и достойные рестораны и отели, культурные объекты и исторические памятники – все, что будет интересно неравнодушному гражданину страны.
Главное откровение – у нас тоже есть красивые погреба с бочками, в некоторых хозяйствах contemporary art представлен не хуже, чем во многих винных домах Европы, можно запросто пообщаться с ТЕМ САМЫМ виноделом, чье вино ты пил на прошлой неделе. Пикник на винограднике с медитативным видом на горы и море – запросто. А гастрономическое сопровождение дегустации на винодельне сделает честь многим столичным ресторанам.
Мы, наверное, никогда не узнаем, сколько эскарго и донузлавских устриц было употреблено под откупоренную рукой винодела бутылку, сколько селфи сделано среди лоз, сколько бутылок куплено здесь же после дегустации и сколько гостей, провожая закат на винодельне, поклялись сюда вернуться. Зато мы видим и слышим эти прозрения и восторженные вопли в соцсетях и понимаем – о наших винах и наших винодельнях стоит говорить, и надо делать это как можно чаще.
Мы тоже внесли скромную лепту своими материалами на swn.ru, и даже получили отзывы гидов и виноделов: «Был ураган звонков. Вы добавили огня 100%!» Знаете ли, приятно ощущать себя причастным.

© Золотая Балка
Как проникнуть на винодельню?
У нас теперь есть масса способов:
- Для занятых: воспользоваться нашими гид-материалами «17 виноделен», связаться с понравившимся хозяйством заранее (!) и, проезжая мимо по делам или на отдых, увидеть своими глазами, как там и что;
- Для беззаботных: взять готовую программу турагентства. У многих есть разработки на 2-5 дней, с посещениями 2-3 виноделен, попутными развлечениями на фермах и каруселях, проживанием и трехразовым питанием;
- Для заинтересованных: воспользоваться услугами местных частных гидов или специализированных агентств вроде Simple Travel, готовящих программы совместно с дружественными и даже закрытыми для визитов винодельнями – большинство малых виноделов не могут позволить себе отвлекать свои ресурсы на организацию туристических увеселений;
- Для самостоятельных: выбрать принимающие гостей винодельни и фермы, и составить собственную программу посещений – многие средние и крупные винодельни имеют туристический опыт и устраивают специальные мероприятия.
Сезон – на разрыв!
Когда еще ничто не предвещало ударного сезона, Минкурортов и Туризма Крыма рапортовало: «271 тыс. туристов отдохнуло в Крыму за январь-февраль 2020 года, что на 12% выше, чем за аналогичный период 2019 года». Потом обрушился карантин. А в начале лета рвануло!
За три месяца, с июля по сентябрь, Крым принял около пяти миллионов отдыхающих. Винодельни громили собственные рекорды по приему гостей, трудились без выходных и праздников. Но все равно, спрос настолько превышал обычное предложение, что никто оказался не готов, многие просто не справились – у некоторых виноделен на сайте висела заставка, что прием на ближайший месяц уже закрыт.
Давайте же поаплодируем нашим винодельням и новичкам отечественного винного туризма и посмотрим на эти цифры:
- 19 000 гостей за семь рабочих месяцев приняла «Золотая Балка» – против 9 000 за 10 месяцев 2019 года;
- 69 017 человек с июля по октябрь посетили «Массандру» (64 656 в 2019 г.), из них 90% – впервые;
- 57 215 туристов нагрянули в «Лефкадию» – вдвое больше обычного;
- 1 000 человекотуров, включая повторные посещения (есть те, кто и четыре раза за сезон успел) – цифры Татьяны Большаковой, севастопольского гида;
- 30-180 (вечеринка) человек в день – принимала беседка на виноградниках Esse;
- За 27 дней июня, когда разрешили открыть сезон – Esse Wine Tour успел осчастливить то же самое количество гостей, что за апрель-ноябрь 2019;
- 16 групп по 10 человек по неделе выгуливал по закрытым виноградникам Краснодарского края Simple Travel (вместе с гидом Дарьей Безруковой), не считая несметного количества 3-4-дневных персональных программ «выходного дня».