К flavoured вряд ли стоит относить напитки из категорий, чье производство и так связано с добавлением разных ботаникалов (botanicals) в нейтральный спирт: горькие настойки, джин, аквавиты и т.п. Хотя в США, например, они с точки зрения закона до недавнего времени входили в категорию ароматизированных. Но если вы добавите в такой напиток ботаникалы не из традиционного для категории ряда, то его уже можно будет назвать ароматизированным.
Зачем
Зачем ароматизировать, то есть как-то переделывать или дополнять напиток, который уже обладает собственным характером? Все банально – дело в деньгах. Например, не всем нравится водка не то что в чистом виде, а даже в коктейлях. Но если добавить в нее что-то из ягод, цитрусовых или других фруктов, то это уже совсем другой коленкор: тем, кто отказался бы от обычной водки, будет не так противно пить ароматизированную. К тому же мы не сексисты, но значительная часть женской аудитории тоже посмотрит на такую водку более благосклонно, чем на чистую. А если немного понизить градус (профессора Преображенского на них нет!), то получается продукт, приятный во всех отношениях: аудитория охвачена по максимуму, продажи растут.
© Stories/Unsplash
С каких это пор
В США об ароматизированных спиртах как о самостоятельной категории стали писать в конце 1980-х – начале 1990-х, и примерно тогда же началось их массовое производство в мире. Absolut Kurant (с черной смородиной) появилась в 1992 году, Finlandia Cranberry – в 1994-м. Хотя Captain Morgan Spiced Gold представили публике еще в 1984-м. И все-таки в тот период это были скорее нишевые товары, с помощью которых ряд производителей привлекали новую аудиторию.
В СССР были свои варианты ароматизированных крепких напитков: водка на зверобое или кедровых орешках, «Клюква на коньяке» и т.п. С начала 90-х, когда в Россию хлынули товары с «загнивающего Запада», на прилавках появились иностранные алкогольные напитки, в том числе ароматизированные. Самыми популярными были уже упомянутые Finlandia Cranberry и Absolut Kurant. Ресторанов было мало, застолья, особенно в провинции, часто проходили в квартирах, на дачах или на природе. Люди с вескими аргументами, контраргументами и пеной у рта спорили, какую из этих водок, продававшихся в каждом ларьке от Калининграда до Владивостока, брать. Говорят, иногда доходило до потасовок. А владельцы брендов радовались – для них открылся огромный рынок.
Позже появилась Nemiroff «Медовая с перцем», которая тоже очень быстро завоевала народную любовь. А с первым пиком популярности рома на прилавках возник тот самый Captain Morgan Spiced Gold. Стоил он не очень дорого и был сладеньким со специями (корица, кассия, ваниль). В Москве тогда же постепенно расцветали бары, рестораны и ночные клубы. Молодежь, денег у которой было немного, хотела напитки, которые подавали в этих заведениях, поэтому недорогих «Кэпа» и колу к нему в пару раскупали с огромной скоростью.
© Marcel Strauss/Unsplash
Что происходит
Сейчас на российском рынке подавляющее большинство ароматизированных напитков имеют вкусы одной из четырех групп: специи (все те же корица, кассия и ваниль), ягоды (малина, клюква, черная смородина), цитрусовые (лимон, мандарин, грейпфрут, лайм) и другие фрукты (чаще всего груша или манго). В последнее время начинают появляться интересные представители категории с нестандартными ароматизаторами, например, джин с алоэ и огурцом.
В США и Европе найти интересные ароматизированные напитки легче, тем более что некоторые из них совсем уж экспериментальные: например, виски со вкусом сыра или водка со вкусом бекона. Популярным ароматизатором стал чай. Наряду со ставшими уже традиционными ромами, ароматизированными ананасом, манго, другими экзотическими фруктами и кокосом, а также экспериментальным ромом с розой появился, например, ром со вкусом зеленого чая ганпаудер (англ. Gunpowder – «порох»). А где чай, там и кофе, тренд на ароматизацию которым хорошо заметен в последние два-три года. Например, Jägermeister запустил в прошлом году линейку Cold Brew Coffee.
Водка – отдельное поле для экспериментов с ароматизацией. Всевозможные ягоды, фрукты и орешки в ее вкусе хорошо знакомы и употребляются в огромных объемах и в нашей стране, ведь «это все мое родное» (что спорно, но сейчас не об этом). Но что вы скажете о водке со вкусом имбиря, чая или конопли?
© facebook@jagermeisterRU
Не с травками, а с травкой
По мнению ряда зарубежных экспертов, ароматизация коноплей – самый сильный текущий тренд в категории, что подтверждается новыми продуктами. Среди 50 инновационных релизов 2019 года по версии The Spirits Business три содержат каннабиноиды, причем один из них (обезалкоголенный коктейльный биттер от OTO CBD Shots & Bitters) занял в этом списке шестое место.
Особенно силен этот тренд в США, а также в Англии, где компания Top Beverages выпускает целую линейку напитков, ароматизированных маслом конопляных семян: водку, Navy Strength Gin и Navy Strength Spiced Rum (все крепостью 54,5%). Некоторые компании используют этот тренд как знамя борьбы с незаконным оборотом марихуаны. Знаменитая Brown-Forman, которой принадлежат бренды Jack Daniel’s и Finlandia, даже проводила ряд семинаров на эту тему.
Ароматизированные крепкие напитки превратились в отдельную большую индустрию. Уже сложно удивить кого-то виски со вкусом сыра или водкой со вкусом бекона. Но теперь эту волну решили оседлать даже в оплоте консерватизма – Коньяке. Мы уже вспоминали профессора Преображенского, пришло время вспомнить его кухарку Зинаиду: «Земля налетит на небесную ось».