Ароматизированные спирты — что нужно знать
Ароматизированные спирты: что нужно знать

Ароматизированные спирты: что нужно знать

Константин Духанин

Автор

16 декабря 2020

В любой категории spirits – в водке и роме, джине и виски, текиле и даже коньяке – есть представители явления, которое зародилось на рынке давно, но с середины 2010-х продолжает набирать обороты. Речь о flavoured spirits – ароматизированных крепких спиртных напитках.

Содержание
  • Зачем
  • С каких это пор
  • Что происходит
  • Не с травками, а с травкой
  • Сунуть нос 

К flavoured вряд ли стоит относить напитки из категорий, чье производство и так связано с добавлением разных ботаникалов (botanicals) в нейтральный спирт: горькие настойки, джин, аквавиты и т.п. Хотя в США, например, они с точки зрения закона до недавнего времени входили в категорию ароматизированных. Но если вы добавите в такой напиток ботаникалы не из традиционного для категории ряда, то его уже можно будет назвать ароматизированным.

Зачем

Зачем ароматизировать, то есть как-то переделывать или дополнять напиток, который уже обладает собственным характером? Все банально – дело в деньгах. Например, не всем нравится водка не то что в чистом виде, а даже в коктейлях. Но если добавить в нее что-то из ягод, цитрусовых или других фруктов, то это уже совсем другой коленкор: тем, кто отказался бы от обычной водки, будет не так противно пить ароматизированную. К тому же мы не сексисты, но значительная часть женской аудитории тоже посмотрит на такую водку более благосклонно, чем на чистую. А если немного понизить градус (профессора Преображенского на них нет!), то получается продукт, приятный во всех отношениях: аудитория охвачена по максимуму, продажи растут.

© Stories/Unsplash

С каких это пор

В США об ароматизированных спиртах как о самостоятельной категории стали писать в конце 1980-х – начале 1990-х, и примерно тогда же началось их массовое производство в мире. Absolut Kurant (с черной смородиной) появилась в 1992 году, Finlandia Cranberry – в 1994-м. Хотя Captain Morgan Spiced Gold представили публике еще в 1984-м. И все-таки в тот период это были скорее нишевые товары, с помощью которых ряд производителей привлекали новую аудиторию.

В СССР были свои варианты ароматизированных крепких напитков: водка на зверобое или кедровых орешках, «Клюква на коньяке» и т.п. С начала 90-х, когда в Россию хлынули товары с «загнивающего Запада», на прилавках появились иностранные алкогольные напитки, в том числе ароматизированные. Самыми популярными были уже упомянутые Finlandia Cranberry и Absolut Kurant. Ресторанов было мало, застолья, особенно в провинции, часто проходили в квартирах, на дачах или на природе. Люди с вескими аргументами, контраргументами и пеной у рта спорили, какую из этих водок, продававшихся в каждом ларьке от Калининграда до Владивостока, брать. Говорят, иногда доходило до потасовок. А владельцы брендов радовались – для них открылся огромный рынок.

Позже появилась Nemiroff «Медовая с перцем», которая тоже очень быстро завоевала народную любовь. А с первым пиком популярности рома на прилавках возник тот самый Captain Morgan Spiced Gold. Стоил он не очень дорого и был сладеньким со специями (корица, кассия, ваниль). В Москве тогда же постепенно расцветали бары, рестораны и ночные клубы. Молодежь, денег у которой было немного, хотела напитки, которые подавали в этих заведениях, поэтому недорогих «Кэпа» и колу к нему в пару раскупали с огромной скоростью.

© Marcel Strauss/Unsplash

Что происходит

Сейчас на российском рынке подавляющее большинство ароматизированных напитков имеют вкусы одной из четырех групп: специи (все те же корица, кассия и ваниль), ягоды (малина, клюква, черная смородина), цитрусовые (лимон, мандарин, грейпфрут, лайм) и другие фрукты (чаще всего груша или манго). В последнее время начинают появляться интересные представители категории с нестандартными ароматизаторами, например, джин с алоэ и огурцом.

В США и Европе найти интересные ароматизированные напитки легче, тем более что некоторые из них совсем уж экспериментальные: например, виски со вкусом сыра или водка со вкусом бекона. Популярным ароматизатором стал чай. Наряду со ставшими уже традиционными ромами, ароматизированными ананасом, манго, другими экзотическими фруктами и кокосом, а также экспериментальным ромом с розой появился, например, ром со вкусом зеленого чая ганпаудер (англ. Gunpowder – «порох»). А где чай, там и кофе, тренд на ароматизацию которым хорошо заметен в последние два-три года. Например, Jägermeister запустил в прошлом году линейку Cold Brew Coffee.

Водка – отдельное поле для экспериментов с ароматизацией. Всевозможные ягоды, фрукты и орешки в ее вкусе хорошо знакомы и употребляются в огромных объемах и в нашей стране, ведь «это все мое родное» (что спорно, но сейчас не об этом). Но что вы скажете о водке со вкусом имбиря, чая или конопли?

© facebook@jagermeisterRU

Не с травками, а с травкой

По мнению ряда зарубежных экспертов, ароматизация коноплей – самый сильный текущий тренд в категории, что подтверждается новыми продуктами. Среди 50 инновационных релизов 2019 года по версии The Spirits Business три содержат каннабиноиды, причем один из них (обезалкоголенный коктейльный биттер от OTO CBD Shots & Bitters) занял в этом списке шестое место.

Особенно силен этот тренд в США, а также в Англии, где компания Top Beverages выпускает целую линейку напитков, ароматизированных маслом конопляных семян: водку, Navy Strength Gin и Navy Strength Spiced Rum (все крепостью 54,5%). Некоторые компании используют этот тренд как знамя борьбы с незаконным оборотом марихуаны. Знаменитая Brown-Forman, которой принадлежат бренды Jack Daniel’s и Finlandia, даже проводила ряд семинаров на эту тему.

Ароматизированные крепкие напитки превратились в отдельную большую индустрию. Уже сложно удивить кого-то виски со вкусом сыра или водкой со вкусом бекона. Но теперь эту волну решили оседлать даже в оплоте консерватизма – Коньяке. Мы уже вспоминали профессора Преображенского, пришло время вспомнить его кухарку Зинаиду: «Земля налетит на небесную ось».

© facebook@otocbd

© facebook@otocbd

Сунуть нос 

Несколько примеров для безопасного погружения в бездну ароматизированных спиртов от брендов с вековой историей.

Monnet’s Salamander Spiced

Основанный в 1838 году дом, который вот уже 123 года принадлежит семье Монне (кстати, ее представитель Жан Монне был одним из основателей Евросоюза и именуется «отцом Европы», а его останки покоятся в парижском Пантеоне), осенью 2020 года вышел на Дорогу специй. По французским (да и по российским) законам их новый продукт – это скорее не коньяк, а ликер, что и указано на этикетке.

Точный состав добавленных специй не раскрывается, но в его аромате и послевкусии вы найдете имбирный пряник с цукатами, ваниль и корицу, а вкус помимо них играет тонами апельсина, изюма, цветочными и фруктовыми нотами, а также легкой горчинкой трав. Мы рекомендуем наслаждаться этим коньяком-ликером в чистом виде, слегка охладив его или добавив немного колотого льда, либо в коктейлях и микс-дринках, например с тониками с кардамоном или лавандой.

© Cognac Monnet

© Cognac Monnet

Matusalem 7 Years Solera

Об условиях выдержки этого рома, марка которого в течение 130 лет была кубинской, а в 2002-м перезапустилась в Доминикане, можно узнать из его названия. Чего из него узнать нельзя – это то, что в него добавлены корица и кассия – ветхозаветный патриарх Мафусаил (именно он скрывается в названии рома) не так прост, как кажется. Помимо них и карамельного тона в аромате вы ощутите душистый перец, а во вкусе – ваниль (ни то ни другое в ром не добавляли), а в послевкусии найдете тона кураги и цукатов. Такой ром можно пить в чистом виде как дижестив, а также в составе коктейлей и микс-дринков, например, с имбирным элем.

Finlandia Cranberry

Как мы уже писали выше, это настоящая классика категории ароматизированных спиртов. Ей более четверти века, заводу в окрестностях деревушки Раямяки, где ее делают, 132 года, а местному леднику, талую воду которого берут для производства, несомненно, намного больше. Ячмень и клюква, естественно, тоже финские. В линейке производителя, кстати, есть еще один крепкий напиток с ароматом и вкусом клюквы – Finlandia Redberry, но он меньшей крепости и клюквенного цвета.

От Finlandia Cranberry, несмотря на ее прозрачность, можно смело ожидать клюквы во всех ее проявлениях – от аромата до послевкусия. Мы рекомендуем либо не искать добра от добра и пить ее хорошо охлажденной в чистом виде, либо искать его в том же направлении в составе коктейлей и микс-дринков, добавив клюквенный морс.

© facebook@finlandiavodka

Whitley Neill Blood Orange

Дистиллер в восьмом поколении Джонни Нейл, чья семья готовит напитки аж с 1762 года, учился премудростям производства у бабушки и создает свои джины в перегонном кубе вековой давности. В 2005 году он запустил линейку Whitley Neill для производства базового London Dry Gin, в которой используются девять ботаникалов, среди них такие неожиданные, как крыжовник и даже плоды баобаба. Но мы рекомендуем начать с Whitley Neill Blood Orange с другим набором из девяти ботаникалов: можжевельник, кассия, кориандр, лакрица, корни ириса и дудника, лимон и два апельсина: сладкий и сицилийский красный.

В аромате, вкусе и послевкусии этого джина сладость апельсинов балансирует горчинку, за которую то вместе, то по очереди отвечают можжевельник, дудник, лакрица и лимон. Попробуйте подобрать тоник к этому джину, и эксперименты надолго захватят вас. Но разве с ароматизированными спиртами весь смысл как раз не в экспериментах?

Фото на обложке: © Sergio Alves Santos/Unsplash

Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №135.

  • Константин Духанин

    Автор

  • 16 декабря 2020

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Вы подписаны!

Читайте также

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari