Честно скажу – я терпеть не могу дегустировать вслепую. Удовольствия ноль, а риск не узнать любимую гарначу велик. Другое дело – устраивать пари, споры, битвы и приглашать на них гостей. С таким форматом за последний год у меня стало получаться куда лучше, так что вот вам три совета от сердца.
Битва между странами
Самый веселый формат дегустаций – разного рода винные битвы. Особенно приятно сталкивать между собой страны, давая им одинаковый стартовый капитал, в смысле бюджет. То есть две страны, например, Франция и Испания, по 10 (а лучше 25) тысяч рублей и пять вин на каждую. Вина по стилям: легкие белые, дубовые белые, легкие красные, плотные красные и игристое/розе, и в каждой паре сталкиваем два вина. Публика голосует. Выигрывает взявший больше раундов.
Для победы потребуется выверенная стратегия. Исходить из близости стилей нет смысла: если играете не за Францию, у вас заведомо высокие шансы проиграть. Да, Вальдеоррас похож по стилю на Кот-д’Ор, но когда ставишь их вместе, то понимаешь, что величие годельо начинается в топовых винах, а не в базе. Чаколи в теории должен напоминать мюскаде – та же атлантика, тот же нейтральный характер при высоченной кислотности. Но чаколи пока делают в варианте для таверны или рыбалки, а мюскаде уже давно вошел в эшелоны высокой кухни. Опять уходим в минус.
Так что работайте по-другому. Выиграть во всех битвах невозможно, поэтому в гарантированно слабых ситуациях играйте в поддавки и берите вино попроще. Изысканные красные – это однозначная победа Франции, «испанского» бюджета не хватит, чтоб перебить бургундию. Так что в этой паре лучше пожертвовать пешкой, заготовить что-то относительно свежее, но дешевое. Бобаль из Манчуэлы? Стоит копейки, пино нуару проиграет, но есть шанс, что люди запомнят его как отлично сделанное вино за свои деньги. В итоге из общего бюджета «французы» потратили 5 тысяч, вы – полторы, и сэкономленные средства запросто можно вложить в категории с заявкой на победу.
Никакого базового альбариньо, берем отдельный виноградник с 50-летних лоз, который поражает глубиной и минеральностью. Выдержанное белое? Прости, Франция, но Lopez de Heredia шокирует всегда. Новичков – своим необычным (а на самом деле просто очень традиционным) вкусом, а людей просвещенных – просто самим фактом присутствия, ведь в открытой продаже его не достать. В итоге за три вина вы ведете 2:1, побеждая французов в их традиционно сильном сете белых вин. Основано на реальных событиях, легкость рук и никого мошенничества.
Фото: © Роман Суслов
Пары для интеллектуалов
Идеальный вариант подачи вина – парами. Так можно и выгодно показать нужные образцы, и дать понимание разных стилей, и позволить участникам поработать сразу двумя руками на кручение бокала, тренируя сразу два полушария головного мозга. При этом решение, кого и с кем определить, может быть основано на самых разных параметрах. Допустим, вы планируете дегустацию гран ресерв из Риохи и для участников вам ничего не жалко, так что вы раскошелились и достали Castillo Ygay 2010. В пару к нему намечаются сразу несколько вариантов.
Первая логика – историческая: где Муррьета, там и Рискаль, поэтому берем гран ресерву 150 Aniversario 2010. Выдавать ее будет доля других сортов (читай каберне совиньон), однако по статусу и классу пара будет равна, и люди с дипломом «Энотрии» смогут угадать партнеров, вспомнив школьный курс.
Вариант второй, на чуть более продвинутого виномана. Кто у нас на вершине Wine Spectator Top 100 в 2020 году? Конечно же, Риоха, тот самый «Игай». А забиралось ли испанское вино так же высоко? Было дело, и вином этим была тоже Риоха, но от CVNE. Пара напрашивается сразу, главное раздобыть одинаковый винтаж и проверить заранее уровень эрудиции публики.
Фото: © Сергей Ратанов
А можно и не останавливаться на сравнениях внутри одного региона. Полтора века назад Риоха пошла по пути Бордо, так почему бы не сравнить их сейчас? При этом мой вам совет: хотите посрамить французов – берите откровенно слабый винтаж, как 2013: к югу от Пиренеев даже в сложный год все гораздо лучше, чем у бордосцев.
Хочется более популярного сравнения? Классическая Риоха – это отличная пара к кьянти: кислотность, красные ягоды, травы и бальзамик в одном случае, кожа и дым – в другом. По похожей схеме Рибера-дель-Дуэро отлично ложится на супертоскану, главное найти бы столько дуба в Италии. А монастрель и примитиво? Или вердехо и совиньон блан? А вот менсия – какая она? Долгое время нам навязывали сравнение с пино нуаром, но ничего общего между ними нет. Но можно столкнуть ее с парой других французов.
Проведите эксперимент, устройте слепую дегустацию кабфрана и менсии. Уверяю, на третьей паре пиразины будут казаться везде, фран зацветет шелковицей, а границы начнут стираться.
Погружение в сорт
Нет лучшего способа изучить сорт винограда, чем попробовать десяток вин из него, заодно и сравнив с каким-то другим, более знакомым и понятным сортом. Менсию из испанского Бьерсо и Галисии долгое время отправляли в Бургундию, но все было мимо. Целиться нужно либо южнее, в Рону, либо западнее – в Луару. Проведите эксперимент, устройте слепую дегустацию кабфрана и менсии. Уверяю, на третьей паре пиразины будут казаться везде, фран зацветет шелковицей, а границы начнут стираться.
Фото: © Сергей Ратанов
И в этот момент в новом сете замените в уравнении Луару на Рону. Северную, естественно, какого-нибудь не сильно жаркого года. Черные сочные ягоды горстями, пряности, перец – они будут кричать о своем происхождении, но при этом не так просто понять, откуда эти сланцы, из Бьерсо или Кот-Роти. И когда все уже окончательно запутались в идентичности менсии, пора сделать ход конем, поставив португальский жаэн (он и есть менсия) против австрийского блауфранкиша. История сохраняется похожая, но играет новыми красками. Что в итоге? Про менсию становится понятно одно – ничего не понятно. Но зато удовольствия с горкой.
Фото на обложке: © VicenteVeras/Unsplash.
Материал впервые был опубликован в Simple Wine News №140.