Englishman in… Paris
Стивен Спурье происходил из обеспеченной английской семьи. С юности он увлекался искусством и вином, но традиционного образования не получил. Поработав в Лондоне на крупный негоциантский дом, он уехал с женой во Францию и первое время жил в Провансе. Со временем он перебрался в Париж, где ценой немалых усилий ему удалось приобрести винный магазин в престижном восьмом округе – Les Caves de la Madeleine. Шел 1971 год. Спурье поначалу не слишком хорошо владел французским, поэтому его первыми клиентами стали сотрудники расположенных неподалеку дипломатических миссий. Он также завел дружбу с парижскими корреспондентами англоязычных изданий. Так он познакомился с Джоном Уинротом, журналистом International Herald Tribune и знатоком вина. В 1973 году они вместе открыли первую во Франции частную винную школу – Académie du Vin.
Стивен Спурье. Фото: © Académie Du Vin
Знакомство Спурье с калифорнийскими винами
Среди учеников академии было немало экспатов из США, которые, возвращаясь с родины, привозили с собой бутылки местного вина. Во Франции американские вина тогда почти не продавались. Многие из тех вин, которые попадались Спурье, были не самого высокого качества, однако со временем он заметил, что качество подросло и среди множества «вареных» вин начали попадаться настоящие жемчужины.
В команде Académie du Vin работала американка Патриша Галлахер. Она занималась организационными вопросами и на самом деле тащила на себе всю школу, потому что ни Спурье, ни Уинрот не были сильны в административных делах. Именно она обратила внимание Спурье на новую волну калифорнийских производителей – небольшие, семейные хозяйства, ориентированные на производство качественных вин. В сентябре 1975 года она совершила турне по Калифорнии, поговорила с ведущими винными критиками штата и составила шорт-лист лучших производителей. В апреле 1976 года в США отправился и сам Спурье, чтобы сделать окончательный выбор. Изначально идеей Галлахер было устроить в Париже дегустацию выдающихся калифорнийских вин, чтобы показать французскому винному сообществу уровень качества. К тому же в 1976 году США отмечали двухсотлетие провозглашения независимости, и в парижской столице планировалось немало торжественных мероприятий.
Архивные кадры дегустации. Фото: © Bella Spurrier
Подготовка к «Суду Парижа»
Спурье решил не рисковать и представить французам знакомые сорта – шардоне и каберне совиньон. Он отобрал шесть белых и шесть красных вин и на свои деньги купил по две бутылки каждого. Однако они с женой не могли увезти столько вина в чемоданах: тогда действовали таможенные правила, что каждый пассажир может ввезти во Францию лишь одну бутылку вина!
На помощь пришла организатор винных туров Джоан Дикинсон, которая в мае 1976 году везла во Францию группу калифорнийских виноделов, среди которых были такие знаменитые сегодня люди, как Энди Бекстоффер, Зельма Лонг и писатель Артур Хейли. Гидом группы были никто иной, как великий Андре Челищев. Каждый из туристов взял с собой по бутылке вина для дегустации Спурье. Удалось довезти почти все, разбилась лишь одна бутылка. Они тогда, вероятно, и не думали, какой важный вклад в американское виноделие везут в своих чемоданах!
Слепая дегустация
Изначально Спурье планировал провести обычную дегустацию-презентацию калифорнийских вин, однако он был обеспокоен тем, что французы, испытывавшие огромное предубеждение ко всем иностранным винам, не смогут оценить образцы по достоинству. Позднее Стивен вспоминал, что идея слепой сравнительной дегустации пришла к нему всего за две недели до мероприятия. Он выбрал четыре бургундских шардоне и четыре медокских гран крю из коллекции своего бутика и решил поставить их в сеты с соответствующими калифорнийцами. Вряд ли сам Спурье тогда мог предположить исход поединка. Да и целью его не было схлестнуть в схватке Старый и Новый Cвет. Превосходство французских вин было настолько укоренено в головах всех любителей вина, что со стороны Спурье такая дегустация была скорее шутливой авантюрой.
Архивные кадры дегустации. Фото: © Bella Spurrier
День X
24 мая 1976 года Спурье и его команда, девять приглашенных критиков и единственный пришедший освещать событие журналист академии собрались в отеле Intercontinental. Организация была серьезной: все вина были перелиты в одинаковые графины, и даже Спурье и Галлахер, дегустировавшие вместе с жюри, не знали очередности подачи. Среди критиков были известные винные профи того времени: Одетт Кан, редактор La Revue du vin de France, владелец Domaine de la Romanée-Conti Обер дё Виллен, главный инспектор комитета защиты географических наименований Пьер Брежу, именитые парижские сомелье. Судьям были даны минимальные инструкции: оценивать вина по традиционной для Франции 20-балльной шкале.
Джордж М. Табер (George M. Taber), представлявший журнал Time, позднее вспоминал, что пришел на дегустацию лишь потому, что был скудный на новости понедельник и он решил развлечься. Он, к слову, в 2005 году напишет книгу об этом событии. Но пока он всего лишь документирует свои впечатления о дегустации. Табер знал порядок подачи вин и мог в реальном времени наблюдать за реакцией судей. Дегустацию начали с белых. «Это определенно калифорнийское. У него нет носа», – эмоционально произнес один из судей, глотнув Bâtard-Montrachet 1973 от Ramonet-Prudhon. Журналист видел, что авторитетное жюри не может определить, какое вино американское, а какое – французское.
В перерыве между белым и красным сетом Спурье быстро подсчитал результаты и решил их незамедлительно объявить. Победителем среди белых стало калифорнийское шардоне Château Montelena 1973. Meursault-Charmes от Roulot заняло второе место. Ему в спину дышали еще два калифорнийца. Судьи были в шоке, но решили, что в красных-то они точно выведут американских выскочек на чистую воду. Каково же было их удивление, когда и в красном сете первое место досталось каберне из США – Stag’s Leap Wine Cellars 1973. Одетт Кан даже попросила вернуть ей бюллетень с оценками, однако Спурье невозмутимо отказал. В тот день французы, обескураженные, разошлись по домам. Табер же начал разыскивать владельца Château Montelena Джима Барретта, который был в поездке по Франции с Челищевым. Группа в тот момент находилась в Château Lascombes. После звонка Табера Барретт, конечно же, хотел рассказать всем об этом удивительном событии, однако было решено не расстраивать французскую принимающую сторону. Как только американцы сели в автобус и отъехали от замка, начались объятия и поздравления.
Архивные кадры дегустации. Фото: © Bella Spurrier
Победители
Сорок лет спустя в Вашингтоне на торжественной церемонии, посвященной юбилею «Суда Парижа», Стивен Спурье скажет: «Очень справедливо и уместно, что мы собрались здесь, в Смитсоновском музее, чтобы отметить, как хорват и поляк с небольшой помощью англичанина создали в Париже американскую историю». Спурье, однако, забыл упомянуть русского – Андре Челищева, у которого учились как хорват Майк Гргич, винодел Château Montelena, так и Уоррен Виньярски, создатель Stag’s Leap Wine Cellars, и без которого калифорнийское виноделие не увидело бы такого быстрого подъема.
Говоря о винах-победителях, стоит отметить несколько занятных фактов. Château Montelena Chardonnay 1973 было сделано из покупного винограда, ассамбляжа ягод из Сономы и Напы. Каберне же от Stag’s Leap Wine Cellars – это вообще первый урожай, собранный с трехлетних лоз. Несмотря на то что после дегустации французы пытались оправдать результаты тем, что французские вина были слишком молодыми, в последующих дегустациях калифорнийцы подтвердили свое качество, опять заняв высокие места.
Фото: © Stag’s Leap Wine Cellars
Значение «Суда Парижа»
Название «Суд Парижа» придумал не Спурье и даже не Табер, освещавший мероприятие. Это был безымянный редактор, которому журналист Time отправил свой материал. Заметку, укороченную всего до четырех абзацев, опубликовали на 58-й странице журнала. Редактору показалась забавной игра слов: поскольку на английском и французском Париж будет Paris, то, в отличие от русского, на этих языках название, под которым дегустация вошла в историю, пишется точно так же, как мифологический суд троянского царевича о том, какая из богинь прекраснейшая.
Новость быстро подхватили и растиражировали американские издания. Французы же предпочитали забыть обо всем, как о страшном сне. Однако маховик уже был раскручен. К бордоским негоциантам начали поступать претензии от их заокеанских клиентов: «Почему ваши вина настолько дороги, если их обыграло шестидолларовое Stag’s Leap?»
Ставшая культовой дегустация ускорила развитие американского и всего мирового виноделия. Виноделы Нового Света поверили в себя и начали соревноваться на равных с французами. В 2004 году Эдуардо Чедвик устроил свою берлинскую дегустацию, где поставил чилийские вина против французских и итальянских. Но это уже другая история!
Фото на обложке: © Bella Spurrier.