My default image
Вина Свортленда: великая южноафриканская революция
Поделиться
Понравился материал?
0
Статьи по теме:
ГлавнаяВиноРегионыВина Свортленда: великая южноафриканская революция

Вина Свортленда: великая южноафриканская революция

Говорят, что свое название – zwarte land, то есть «черная земля» – Свортленд получил благодаря местной растительности, меняющей в сезон дождей цвет листьев с зеленого на темно-асфальтовый. Любопытная история, но Свортленд знаменит все же не этим.

Англоязычная «Википедия» бесстрастно называет его «одной из самых модных винодельческих областей в Южной Африке», а пишущие о вине журналисты с легкой руки Тима Аткина называют произошедшее в виноделии Свортленда не иначе как «революцией». И хотя именитый критик слегка перегнул с пафосом, в целом он не так уж и далек от истины. Регион, который вплоть до конца 1990-х годов был известен как родина заурядных высокоалкогольных вин, в середине нулевых превратился в поставщика премиальных шедевров из совершенно нетипичных для Южной Африки сортов винограда.

Фото: © Fairview

Рожденный революцией

Современная история Свортленда – это и вправду готовый сюжет для голливудского байопика. Если бы кто-нибудь еще четверть века назад предположил, что в Свортленде будут производить высококлассные вина в стиле Северной и Южной Роны, его собеседник в лучшем случае покрутил бы пальцем у виска. Когда вина Паарля и Стелленбоша уже гремели на весь мир, максимум, чем довольствовался Свортленд, – это долей «южноафриканской житницы»: большая часть здешних сельхозугодий была засеяна пшеницей, а из пинотажа делали ничем не примечательные вина, редко покидающие пределы региона. Все изменилось буквально в одночасье – в тот самый момент, когда в 1997 году владельца хозяйства Fairview Чарльза Бака угостили на одной из ферм Свортленда белым, сделанным из местного винограда. Вкус этого вина настолько потряс Бака, что к концу дня он стал собственником этой фермы, через несколько недель нанял молодого винодела по имени Эбен Сади, а уже в следующем году выпустил экспериментальное вино под названием Spice Route.

Чарльз Бак. Фото: © Fairview

Фото: © Fairview

Вино Бака станет первым звеном в цепочке событий, которые полностью изменят облик некогда пшеничного Свортленда. Сначала в 1999 году уйдет в свободное плавание и прогремит на всю страну Сади. Вдохновленный успехом Spice Route, он выпустит сразу два свортлендских купажа красную Columella, которая прочно обоснуется в полудюжине лучших красных вин Южной Африки, и белый Palladius, ставший, по словам все того же Аткина, новым эталоном белых вин Западного Кейпа. А еще чуть позже в Свортленд потянется целый рой молодых и дерзких виноделов, готовых создавать вина по особенным чертежам и по своим правилам. С 2007 по 2010 год здесь появятся Крис и Андреа Мёлинью из Mullineux & Leeu Family Wines, Ади Баденхорст из AA Badenhorst, Донован Ралл из Rall Wines, Крейг Хокинс из Testalonga, Калли Лоу из Porseleinberg и Дэвид Сэди из David & Nadia. Все вместе они составят костяк группы, которая позже получит название Swartland Independent.

Время перемен

Хотя Swartland Independent скромно именует себя «объединением виноделов-единомышленников», эта группа, по сути, является целым движением, перевернувшим представление о виноделии Свортленда. Подобно модернистам из Бароло, «индепенденты» в корне переосмыслили то, что практиковалось на здешней земле в течение многих десятилетий. Во-первых, они отказались от привычных для Свортленда каберне, мерло, шардоне и совиньона блан и перешли на более легкие и изящные, по большей части ронские сорта. Так в списке разрешенных красных сортов Swartland Independent появились сира, гренаш и тинта барокка, а за белый спектр, помимо шенена блан, теперь отвечают гренаш блан, марсан, вионье и еще с десяток не слишком популярных названий вроде паломино или вердельо. По словам Андреа Мёлинью, к этому делу в Свортленде подходят «рационально, используя те сорта, которые лучше всего адаптировались к здешним условиям. Можно, конечно, выращивать и совиньон, но тут слишком жарко для того, чтобы вино из него получилось великим».

Фото: © Mullineux

Андреа Мёлинью. Фото: © Mullineux

Вторым шагом свортлендских модернистов стала реформа местного виноградарства – взяв курс на то, что называется модным словом sustainable, Swartland Independent закрепило в своде своих правил минимальное вмешательство в дела природы и минимальное же использование химикатов. Любопытно, что некоторые из виноделов идут еще дальше и отказываются от использования шпалер, считая гобле едва ли не идеальным методом для выращивания винограда в засушливой земле Свортленда. В самом деле, у высаженных кустиками лоз не только более длинные корни, которые легче отыскивают драгоценную влагу, не только меньший объем листвы, но и более мелкие ягоды с максимальной концентрацией вкуса и аромата. Заключительным аккордом свортлендской революции стал переход к менее «дубовому» виноделию: чтобы ни одна бочка не могла скрыть все очарование местных вин, на винодельнях Свортленда теперь разрешается использовать не более 25% новой древесины.

Крис Мёлинью

основатель и владелец винодельни Mullineux & Leeu Family Wines

«До 2010 года большинство вин Свортленда производилось в стиле, который я бы назвал "современным": минимум индивидуальности, минимум "чувства места", практически без уважения к терруару и старым лозам. Мы не только хотим изменить представление людей о Свортленде, не только хотим изменить их восприятие. Мы хотим показать, что в Свортленде есть все для того, чтобы создавать превосходные вина, – это многообразие наших терруаров и палитра по-настоящему экспрессивных винодельческих стилей.

Если говорить о сорте сира, то Свортленд в этом плане очень похож на Рону. И там, и там теплый и сухой климат, в обоих регионах преобладают сланцевые и гранитные почвы, наконец, и в Свортленде, и на берегах Роны производятся вина с удивительной мощностью и сбалансированной свежестью. И все же свортлендский сира отличается от своего французского брата – в основном танинами. Структуру наших вин можно назвать соблазнительной, она плотная, но при этом бархатистая, тогда как ронский сира имеет отчетливые и цепкие танины».

20160607_0186-min.jpg

Андреа и Крис Мёлинью. Фото: © Mullineux

Рона, сира и шенен блан

Нынешние вина Свортленда отличаются от «дореволюционных» примерно настолько, насколько пшеничный колос отличается от виноградной грозди. До того как в игру вступили модернисты, «свортлендское красное» означало мощное, высокоалкогольное, но при этом достаточно ординарное вино. Сегодня красные вина Свортленда обладают уникальной структурой с ярко выраженными, но при этом утонченными танинами; их крепость редко когда превышает 14%, а баланс текстуры и свежести можно назвать практически идеальным. Благодаря многообразию почв виноделы научились «играть» с терруарами, создавая непохожие друг на друга вина даже из одного сорта. Например, выращенный на сланцевых почвах сира даст вина с ярко-красными, вишнево-клубничными ароматами, сира, высаженный на граните, уйдет в синие оттенки (в чернику и сливу), а сира, который рос на глине, переродится в мужественные вина с ароматами черной смородины и ежевики.

Суровый климат Свортленда – жаркий днем и прохладный ночью – идеально подходит не только для выращивания белых ронских сортов. Настоящей гордостью региона являются старые лозы шенена блан: в Свортленде их больше, чем в любом другом регионе Южной Африки, а некоторые из лоз разменяли уже второе столетие. Именно с этих лоз собирается урожай для Sadie Family Skurfberg Chenin Blanc 2019 года, одного из двух свортлендских вин, получивших от Тима Аткина максимальные сто баллов из ста (вторым был Swartland 2018 Porseleinberg Syrah). Отчасти благодаря этим лозам, отчасти благодаря рукам многочисленных виноделов из Swartland Independent Свортленд наконец-то стал одним из законодателей мод в южноафриканском виноделии. О том, чего стоил этот успех, лучше всего сказал Алекс Дейл, владелец хозяйства Radford Dale: «Первые семь-восемь лет были самыми тяжелыми: люди думали, что Свортленд – это только пшеница и дешевое столовое вино. Теперь они смотрят на него совсем по-другому, потому что нынешний Свортленд практически совершенен».

Фото: © Fairview

Фото: © Mullineux

Что попробовать

Spice Route Pinotage 2020

То самое вино, с которого начался взлет популярности Свортленда. Пинотаж для него собирается только с особого участка под названием Rheeboksfontein: растущие там лозы являются ровесницами Spice Route Wine Company и дают без преувеличения выдающиеся урожаи. Pinotage от Spice Route – это мощное, насыщенное, сочное во вкусе вино с великолепной структурой, бархатистыми танинами и пряным послевкусием.

Mullineux Kloof Street Rouge 2018

Kloof Street Rouge – это оммаж французскому югу, одно из самых востребованных вин Свортленда и просто гениальное вино, которое Крис и Андреа Мёлинью создали из красных ронских сортов и португальской тинта баррока. Соблазнительные ароматы фиалки, спелой сливы и ежевики постепенно сменяются пряными нотками, а гармоничный, комплексный минеральный вкус оттеняется нюансами вишни и лаванды в длительном послевкусии.

Mullineux Granite Syrah 2018

Виноград для Granite Syrah собирается с 22-летних лоз, выросших на уникальных гранитных почвах местечка Паардеберг. Вместе со сложной двухэтапной выдержкой это дает по-настоящему благородное вино с элегантными ароматами фиалки, черного молотого перца и пряных трав; вино с шелковистыми танинами, освежающей кислотностью и оттенками ягодного конфитюра в длительном послевкусии. Идеально подойдет к мощным блюдам вроде свинины с пряными травами, к говяжьему стейку и тунцу в кунжуте. 

01-1.jpg

Слева направо: Spice Route Pinotage 2020;Mullineux Kloof Street Rouge 2018; Mullineux Granite Syrah 2018

Spice Route Chakalaka 2017

Словом сhakalaka коренные африканцы называют острый соус к мясу из местных специй. Как считают виноделы Spice Route, их творение напоминает этот соус единством пряных ронских сортов и пикантного аромата и вкуса. Chakalaka – элегантное, комплексное выдержанное в дубе вино, которое станет отличным сопровождением к блюдам из мяса, крупной дичи и выдержанным сырам.

Spice Route Chenin Blanc 2019

В этом вине есть все то, за что мы любим свортлендский шенен блан: блестящий, золотисто-соломенный цвет, выразительные ароматы персика, ромашки, миндаля и сухих трав, округлый, гармоничный вкус, освежающая кислотность и медовые нотки в послевкусии. Великолепно в качестве аперитива и как пара к легким салатам, блюдам из рыбы и белого мяса.

Mullineux Old Vines White 2019

Белый бленд, который считается одним из самых дорогих вин Свортленда. Кажущееся поначалу невообразимым сочетание шенена блан и ронских белых сортов на деле оказывается невероятно элегантным, маслянистым вином, которое раскрывается в бокале ароматами цветов, грейпфрута, морского бриза и пряностей. Освежающая кислотность и оттенки цитрусовых в длительном послевкусии превосходно сочетаются с палтусом под грибным соусом, запеченной с пряными травами и фруктами курицей, морепродуктами на гриле и нежными козьими сырами.

2-2.jpg

Слева направо: Spice Route Chakalaka 2017; Spice Route Chenin Blanc 2019; Mullineux Old Vines White 2019

Фото на обложке: © Mullineux.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email