My default image
25 лучших российских фильмов и вино к ним
ГлавнаяРазвлечения25 лучших российских фильмов и вино к ним

25 лучших российских фильмов и вино к ним

25-летний Вадим Костров из Нижнего Тагила – один из самых востребованных молодых режиссеров в мире. Только за прошлый год он удостоился ретроспективы на мексиканском фестивале FICUNAM и премьеры шести своих фильмов на европейских Sheffield Doc/Fest, DocLisboa и FIDMarseille. Его полуигровые, полудокументальные картины, в импрессионистской манере фиксирующие течение жизни, представлены на платформе авторского кино MUBI, о Кострове пишут «Коммерсантъ», «Афиша.Daily», «Лента.ру», CinemaScope, Variety и Liberation. Специально для SWN он составил топ-25 лент, создающих портрет российского кино, а редактор SWN Яков Лысенко подобрал винное сопровождение.

Зеркало

  • Дата премьеры: 1975 год
  • Производство: «Мосфильм»
  • Жанр: драма, биография
  • В ролях: Маргарита Терехова, Олег Янковский, Иннокентий Смоктуновский, Филипп Янковский, Игнат Данильцев, Николай Гринько, Алла Демидова
  • Режиссер: Андрей Тарковский
  • Награды: в 1980 получил премию Ente David di Donatello как лучший иностранный фильм, показанный в Италии
  • Оценки: 8,1/10 («Кинопоиск»), 8/10 (IMDb)

Рейтинг возглавляет шедевр Андрея Тарковского – режиссера, родившегося и работавшего в СССР и ставшего легендой мирового кино. В своих фильмах, где каждый кадр выстроен с удивительной скрупулезностью, он размышляет о философии, искусстве, исследует вопросы морали и ищет смысл жизни. Герой «Зеркала» мучительно боится потерять любовь и понимание близких. Чувствуя, что отдаляется от них, он пытается сохранить связь. Оправданием волнений становятся ярчайшие впечатления детства.

«Он хотел освободиться от воспоминаний. Это напоминает сеанс у психоаналитика. Человеку нужно выговориться, чтобы "очиститься", освободиться от мучительных воспоминаний», – пишет в своих воспоминаниях «Осколки зеркала» Марина Арсеньевна, сестра Тарковского.

Вечер. Беседка на берегу Дона, полтавский букет и свеча на столе, игра камышей и запах, что смесь ила и водорослей, – такая картина всплывает, когда вспоминаю детство. Возвращаюсь с бутылкой Rheingau Riesling Trocken от одного из величайших немецких винных домов Robert Weil. Ничто не способно соревноваться с донским воздухом, но тона белых цветов, свежих полевых трав, персика и лайма, рвущиеся из бокала, закругляют его магию. А энергичная кислотность, минеральные ноты и речной ветер активируют вспышки из детских воспоминаний.

01-2R.jpg

Кадр из фильма «Зеркало»; вино Robert Weil Rheingau Riesling Trocken

Страсти по Андрею

  • Дата премьеры: 1966 год
  • Производство: «Мосфильм»
  • Жанр: драма, биография, история
  • В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Сергеев, Ирма Рауш, Николай Бурляев, Юрий Назаров, Юрий Никулин
  • Режиссер: Андрей Тарковский
  • Награды: премия Prix Léon Moussinac как лучшему иностранному фильму, показанному на экранах Франции в 1969 году
  • Оценки: 8,2/10 («Кинопоиск»), 8,1/10 (IMDb)

Режиссерская версия еще одного шедевра Тарковского – «Андрея Рублева». Русь начала XV века, княжеские междоусобицы – исторический бэкграунд, на фоне которого разворачивается история русского иконописца Андрея Рублева. Параллельно ей режиссер рассуждает о вере и безверии, одиночестве гения, вечной проблеме оппозиции художника и власти.

В 1967 году, когда состоялась премьера фильма, «Андрея Рублева» критиковали за мрачность, излишний натурализм и «антиисторичность». Пришлось сокращать, перемонтировать, но даже после этих изменений прокат был серьезно ограничен. Однако со временем картину признали одной из главных работ Тарковского и одним из величайших фильмов в истории мирового кино. Пересматривать его можно на протяжении всей жизни: несмотря на религиозный сюжет, он – про духовность в широком понимании.

Великим фильмам – великие коммуны. Gevrey-Chambertin Ostrea от Domaine Trapet Père et Fils, уже семь поколений связанного с легендарным Жевре-Шамбертеном. Виноград для этого вина собирают с четырех участков, засаженных в 1919 году. Название Ostrea отсылает к раковинам окаменелых моллюсков, обнаруженных на этих парцелях. Одну бутылку сервируем к просмотру сейчас, а вторую отправляем в погреб на 15 лет, чтобы сравнить ощущения, вернуться к «Страстям по Андрею» и увидеть в них новое.

02_R.jpg

Кадр из фильма «Страсти по Андрею»; вино Domaine Trapet Père et Fils Gevrey-Chambertin Ostrea

Иваново детство

  • Дата премьеры: 1962 год
  • Производство: «Мосфильм»
  • Жанр: военная драма
  • В ролях: Николай Бурляев, Валентин Зубков, Евгений Жариков, Степан Крылов, Николай Гринько
  • Режиссер: Андрей Тарковский
  • Награды: в 1962 году получил «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, а также приз «Золотые ворота» на Международном кинофестивале в Сан-Франциско
  • Оценки: 8/10 («Кинопоиск»), 8/10 (IMDb)

Картина, скорбящая по всем юношам, погибшим во Второй мировой войне, по тем, чья жизнь была растоптана ненавистью и смертью. В центре сюжета – 12-летний Иван. Его отец погиб на фронте, а мать и сестру расстреляли фашисты. Эти события формируют его новый мир, где главная цель – отомстить за близких ценой потери детства, сохранившегося лишь в его снах. Только они контрастируют с пропитанной тоской фронтовой жизнью. Их четыре, и они – главные вехи фильма.

Вино – про поиск точек соприкосновения, объединение и гуманизм. Оно обладает отрезвляющей силой, приводящей к миротворчеству, когда надежд на него почти не осталось.

Войну пережили и в хозяйстве Paul Bara из шампанской гран крю коммуны Бузи: в погребе XIX века сохранились немаркированные ячейки с бутылками без этикеток – их оставили немцы во время Второй мировой войны. Но семья Бара удар выдержала, оправилась от внешних вызовов и продолжила движение. Они стали символом первой волны рекольтанов. С их творчеством знакомимся на примере Grand Millésime Brut Grand Cru Bouzy 2014 – подсушенная груша, земляника, подрумяненные тосты и белые цветы в аромате, минеральная дымность, сочные красные ягоды и мякоть красного апельсина во вкусе. В начале просмотра вино встретит в одной форме, но уже к концу фильма расскажет другую историю.

03_R.jpg

Кадр из фильма «Иваново детство»; вино Paul Bara Grand Millésime Brut Grand Cru Bouzy

Сталкер

  • Дата премьеры: 1979 год
  • Производство: «Мосфильм»
  • Жанр: фантастика, драма, детектив, приключения
  • В ролях: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Николай Гринько, Алиса Фрейндлих
  • Режиссер: Андрей Тарковский
  • Награды: специальная премия жюри для внеконкурсного фильма на МКФ в Каннах в 1980 году, спецприз «Лукино Висконти» национальной итальянской кинопремии Ente David di Donatello
  • Оценки: 8,1/10 («Кинопоиск»), 8,1/10 (IMDb)

Последний фильм, снятый Тарковским на родине и прошедший длинный путь – от замысла после прочтения повести братьев Стругацких «Пикник на обочине» в 1972 году до завершения съемок в декабре 1978-го. Герои отправляются на поиски комнаты, где исполняются самые заветные желания. Расположена она в Зоне, что метафора жизни, а путешествие по ней – поиск ее смысла. Она непредсказуема, как непредсказуем сам человек. У каждого из героев свои цели: Писатель ищет вдохновения, Профессор стремится переделать действительность, а Сталкер лишь наблюдает за ними.

«Мы хотим доказать, что все их метания "в поисках истины" – суета. Жена появляется в конце, чтобы самим своим существованием продемонстрировать, что ничто – ни наука, ни искусство − не имеет никакой ценности, кроме простой жизни как таковой», – так Тарковский объяснял роль Алисе Фрейндлих.

Это философское полотно повлияло на фильмы Ларса фон Триера, Георгия Данелии и Мамору Осии, а также вдохновило создателей компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R.

Обойдемся без столкновения двух драм, как завещала Алена Станиславовна, и к «Сталкеру» подадим классику – бочковое шардоне из коммуны Chassagne-Montrachet. У Франсуа Карийону, чьи предки начали работать на бургундских землях еще пятьсот лет назад, получилось комплексное, минеральное вино, раскрывающееся белыми цветами, тонами цитрусов, персика и ванили, приглашающее насладиться энергичной кислотностью, гладкой шелковистой текстурой и пряным медом в длительном послевкусии.

Это вино, как и вселенную Тарковского, любопытно исследовать сквозь года, находя новые параллели. 

stalkerNew.jpg

Кадр из фильма «Сталкер»; вино Chassagne-Montrachet, Francois Carillon 2019


Летят журавли

  • Дата премьеры: 1957 год
  • Производство: «Мосфильм»
  • Жанр: военная мелодрама, история
  • В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин, Светлана Харитонова
  • Режиссер: Михаил Калатозов
  • Награды: лауреат «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля 1958 года
  • Оценки: 8,3/10 («Кинопоиск»), 8,3/10 (IMDb)

Единственный советский фильм, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Хотя лента о войне, боевые действия в ней почти не показаны, ведь параллельно с ними ломались судьбы обычных мирных жителей, что не менее трагично. «Летят журавли» возвращают в послевоенное советское кино природу, герои оказываются вписаны в ее естественные циклы. События в их жизни зависят от смены сезонов.

От них же зависит и лоза. Весной она просыпается уже при +10 °С, пытаясь добыть влагу и питание из почвы. Яркий тиморассо Derthona от Vigneti Massa – про стремительное пробуждение природы, он раскрывается ароматами спелой груши, абрикоса, пряного табака и белых цветов. Богатый и гармоничный во вкусе, с кремовой текстурой и минерально-медовыми нотами в долгом финише. С ним в удовольствие наблюдаем за игрой света и теней, блестящей работой оператора в духе немецкого импрессионизма.

05_R.jpg

Кадр из фильма «Летят журавли»; вино Vigneti Massa Derthona

20 дней без войны

  • Дата премьеры: 1976 год
  • Производство: «Ленфильм»
  • Жанр: военная мелодрама
  • В ролях: Юрий Никулин, Людмила Гурченко, Алексей Петренко, Ангелина Степанова, Екатерина Васильева, Николай Гринько
  • Режиссер: Алексей Герман
  • Награды: приз имени Жоржа Садуля во Франции в 1977 году, премия критики на МКФ в Роттердаме в 1987 году
  • Оценки: 8/10 («Кинопоиск»), 7,8/10 (IMDb)

Фронтовой журналист Лопатин приезжает в Ташкент, чтобы проконсультировать съемочную группу, снимающую в тылу военное кино по его прозе. Эти 20 дней показали ему, каким всенародным потрясением была война. От дотошного воспроизведения быта к философским обобщениям, постижению скрытой сути ушедшей эпохи. И как тонко раскрыта тема любви на войне – всесоюзными кумирами Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко.

Вместе в кадре они так же органичны, как и санджовезе с мерло в тосканском бленде Sassi Chiusi от Bertinga. Первый урожай хозяйства, который сразу же получил свыше 90 баллов от двух ведущих винных критиков. Аутентичное, щедрое, это вино раскрывается тонами темных ягод, табака, специй и пряных трав.

06_R.jpg

Кадр из фильма «20 дней без войны»; вино Bertinga Sassi Chiusi

До свиданья, мальчики

  • Дата премьеры: 1964 год
  • Производство: «Мосфильм»
  • Жанр: драма
  • В ролях: Евгений Стеблов, Николай Досталь, Михаил Кононов
  • Режиссер: Михаил Калик
  • Награды: приз жюри «За мужество таланта» на «Кинотавре» в 1992 году
  • Оценки: 7,8/10 («Кинопоиск»), 7,7/10 (IMDb)

Фильм Михаила Калика про трех друзей из приморского городка, целыми днями наслаждающихся морем, солнцем и пляжными радостями и с юношеским максимализмом рассуждающих о дружбе, любви и смысле жизни. До тех пор, пока их беззаботная юность не сталкивается с войной. Свежесть интонации, филигранная работа оператора, рисующего образ портового города, ощущение красоты и обманчивой вечности молодости – вот чем берет этот фильм.

Розе Спелая Роза от «Шумринки» – портал на черноморское побережье, в беззаботные дни с затяжными беседами на пляже и променадами по набережной. Тона спелой малины, клубники и лепестков розы, гармоничная кислотность и легкий ягодный финал, это вино – отличный компаньон курортному настрою.

07_R.jpg

Кадр из фильма «До свиданья, мальчики»; вино Шумринка Спелая Роза

Застава Ильича

  • Дата премьеры: 1964 год
  • Производство: киностудия им. Горького
  • Жанр: драма
  • В ролях: Валентин Попов, Николай Губенко, Станислав Любшин, Марианна Вертинская, Зинаида Зиновьева
  • Режиссер: Марлен Хуциев
  • Награды: специальная премия жюри на Венецианском кинофестивале, «Золотая пластина» на Римском кинофестивале в 1965 году
  • Оценки: 8,1/10 («Кинопоиск»), 7,8/10 (IMDb)

Повесть о московской молодежи 60-х годов. В центре – 20-летний Сергей, вернувшийся из армии и влившийся в обычную жизнь. Вместе со своими друзьями он – первое поколение советских людей, которое сомневается и ищет свое место в жизни. Каждый из героев подходит к переломной точке, к принятию того факта, что 20 лет – не только повод для радости, но и время прощаться с детством и выбирать свой путь. Отдельное удовольствие от видов Москвы: ее рассветов, мягких сумерек, летних ливней, загруженных бульваров, акварельно зарисованных оператором.

Жилая сталинка, модернистский особняк Максима Горького и классицистический храм – эти три медиума на Малой Никитской, заряженные цветущей сиренью, – моя весенняя Москва. Заворачиваем на Спиридоновку и приземляемся на лавочку напротив памятника Александру Блоку – раскрываем белоснежные полотенца, достаем хрустальные креманки и сервируем «Темелион» – лучшее русское игристое, сделанное традиционным методом. Его утонченная розовая версия струится грейпфрутом, красной смородиной, земляникой и сдобой, а во вкусе электризует менеральностью, освежающей кислотностью и пряным финишем. И прервет нас весенний дождь, но он – большая радость, лучший друг сирени.

08_R.jpg

Кадр из фильма «Мне двадцать лет»; вино Лефкадия Темелион Розе Брют

Хрусталёв, машину!

  • Дата премьеры: 1998 год
  • Производство: «Ленфильм»
  • Жанр: драма
  • В ролях: Юрий Цурило, Нина Русланова, Михаил Дементьев, Генриетта Яновская, Александр Баширов
  • Режиссер: Алексей Герман
  • Награды: собрала шесть наград, включая награды за лучший фильм и лучшую режиссуру на кинопремии «Ника» в 2000 году
  • Оценки: 7,3/10 («Кинопоиск»), 7,4/10 (IMDb)

Один из наиболее откровенных антисталинских фильмов, лента о конце тирании и запуганных людях. Он полон метафор, встречаются темы двойничества, разрушения четвертой стены, Алексей Герман создает ощущение тихой безысходности и осторожной надежды, рифмует прозу жизни и смерти, интегрирует длинные кадры и создает поэзию коммунальной жизни. И любовь, и ненависть к советской вселенной одновременно.

На контрастах развиваются и лозы в Андалусии – сильные ветры в этом регионе, расположенном вблизи Средиземного моря и Атлантического океана, нагоняют то невыносимую жару, то проливные дожди. Херес Amontillado Contrabandista от Valdespino выдерживался в системе «солера-криадера» более 16 лет – он раскрывается комплексным ароматом сухофруктов и лесного ореха, отличается насыщенным вкусом с изюмными и ореховыми тонами в деликатном послевкусии.

09_R.jpg

Кадр из фильма «Хрусталёв, машину!»; херес Valdespino Amontillado Contrabandista

Мой друг Иван Лапшин

  • Дата премьеры: 1984 год
  • Производство: «Ленфильм»
  • Жанр: драма
  • В ролях: Андрей Болтнев, Андрей Миронов, Нина Русланова, Алексей Жарков, Зинаида Адамович
  • Режиссер: Алексей Герман
  • Награды: приз «Бронзовый леопард» на Международном кинофестивале в Локарно в 1986 году, премия критики на Международном кинофестивале в Роттердаме
  • Оценки: 7,7/10 («Кинопоиск»), 7,5/10 (IMDb)

Эта лента – вдохновенное путешествие в прошлое, к забытым судьбам «людей из Красной книги», как их называл Герман. Ему не интересна современность, все его фильмы – ретроспективная рефлексия. «Лапшин» рассказывает историю начальника угрозыска города Унчанска Ивана Лапшина, а также его товарищей. Но в целом это лента о людях, которые скоро умрут: ни один из главных героев не переживет 37-й год. Намеков на такой расклад в фильме нет, но зритель понимает, чем все закончится. Герман в основном снимает в документальной манере, что создает иллюзию черно-белой исторической кинохроники. Только в «Лапшине» мелькают цветные вставки.

Виноделы , как и режиссеры, позволяют нам путешествовать во времени. Каждый винтаж – неповторимая история, единение почвы, климата, региональной культуры, судеб виноделов. Château Saint-Saturnin отправляет в путешествие в 2010 год. Солнечные август, сентябрь и октябрь с прохладными ночами – у винограда было достаточно времени для медленного и неторопливого созревания, позволяющего при этом сохранить сложность и необходимый уровень танинов. Получился великий винтаж – оптимально спелый, но с сильной кислотностью и танинами. В бокале – черная смородина, малина, черноплодка и специи, мягкие танины и бархатистое послевкусие.

10_R.jpg

Кадр из фильма «Мой друг Иван Лапшин»; вино Château Saint-Saturnin

Иван Грозный

  • Дата премьеры: 1944 год
  • Производство: «Мосфильм»
  • Жанр: драма, биография, история
  • В ролях: Николай Черкасов, Людмила Целиковская, Серафима Бирман, Павел Кадочников, Михаил Жаров
  • Режиссер: Сергей Эйзенштейн
  • Награды: Сталинская премия I степени, приз за лучшую операторскую работу на Международном кинофестивале в Локарно в 1946 году
  • Оценки: 8/10 («Кинопоиск»), 7,7/10 (IMDb)

Бессмертный фильм-эпоха, история жизни и безумия самого грозного русского царя – последнее кинополотно Сергея Эйзенштейна, работу над которым прервала в 1948 году его смерть. Режиссера и сценарий утверждал лично Сталин, и Эйзенштейн понимал, что снимает свой последний проект. Когда в 1947 году студенты спросили его, почему он не думает о второй серии, он ответил: «Вы что, не понимаете, что я умру на первой съемке?»

Как и Алексей Герман, Эйзенштейн не реконструирует время, а создает его мифологический портрет. Взяв за основу события XVI и XX веков режиссеры выводят формулу тирании и порожденного ею мира, в котором кажущийся сильным царь – на деле маленький человек, и любая демонстрация силы прикрывает его слабость. Тиран встает на место Бога, используя сакральные образы как декорацию, уничтожая тем самым изначальный смысл иконы. Повествование сопровождается гениальной музыкой Сергея Прокофьева, из которой в 1962 году композитор Абрам Стасевич составил самостоятельное произведение – ораторию.

Такому фильму под стать мощный тосканский санджовезе. Vino Nobile di Montepulciano Riserva от Fattoria del Cerro – отличный экземпляр с пьяной вишней, ментолом и пряными травами в аромате, живой кислинкой, бархатистыми танинами и элегантным послевкусием.

11_R.jpg

Кадр из фильма «Иван Грозный»; вино Fattoria del Cerro Vino Nobile di Montepulciano Riserva

Одинокий голос человека

  • Дата премьеры: 1978 год
  • Производство: «Ленфильм»
  • Жанр: драма
  • В ролях: Андрей Градов, Татьяна Горячева, Владимир Дегтярев, Людмила Яковлева, Николай Кочегаров
  • Режиссер: Александр Сокуров
  • Награды: приз Ленинградских киноклубов на кинофестивале «Молодое кино Ленинграда», гран-при «Бронзовый леопард» на 40-м МКФ в Локарно в 1987 году
  • Оценки: 6,9/10 («Кинопоиск»), 6,9/10 (IMDb)

Притча Александра Сокурова о молодой паре, которая после Гражданской войны живет среди разрухи, но с оптимизмом и надеждой смотрит в будущее, так как верит, что счастье приходит к трудящимся. Фильм – о цене, которую народ платит за каждый поворотный момент в истории. Человек, в сущности совершенно незрелый, оказывается втянутым в большой социальный процесс, решающий судьбу страны. И по его итогам ему лишь предстоит родиться как личности, через страдания. Их протяженность и фиксирует Сокуров.

Это его дебютная работа, снятая на учебной студии ВГИКа и приговоренная руководством института к уничтожению. Лишь подмена пленки и ее тайный вынос спасли фильм – он вышел на экраны лишь спустя 10 лет после съемок.

Дебют случился и у шампанского дома Brimoncourt – недавно он представил свое первое миллезимное шампанское. К выходу на «экраны» оно готовилось чуть дольше, чем лента Сокурова, 2009-й винтаж – с многослойным ароматом от кофе со сливками до ванильной эссенции, лимонного сока, пряной груши и орехов, свежим меловым характером во вкусе.

12_R.jpg

Кадр из фильма «Одинокий голос человека»; вино Brimoncourt Millesime

Асса

  • Дата премьеры: 1987 год
  • Производство: «Мосфильм»
  • Жанр: драма
  • В ролях: Сергей Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Натан Эйдельман, Анатолий Сливников
  • Режиссер: Сергей Соловьев
  • Награды: победитель в номинации «Лучшая работа художника-постановщика» премии «Ника» в 1989 году
  • Оценки: 7,8/10 («Кинопоиск»), 7,7/10 (IMDb)

«Асса» – упоительная история любовного треугольника, сложившегося между вором в законе Крымовым, его молодой любовницей Аликой и ялтинским разгильдяем Банананом. Фильм – про непрагматичность и смерть во имя достижения свободы. «Асса» легализовала русский рок-н-ролл, стала гимном неформальной культуры: музыка Бориса Гребенщикова и «Аквариума», «Кино», «Браво» с Жанной Агузаровой, объекты концептуалистской группы «Гнездо». «Пе-ре-мен! Мы ждем перемен!» – произносит Цой в финальных планах. Это редчайший момент, когда фильм выходит за рамки экрана и сливается со зрителем, перетекая в перформанс.

Перемены в Шампани возглавили рекольтаны – виноградари, которые сбывали весь виноград гранд-маркам, пока во второй половине XX века не решили создавать свой продукт по авангардным технологиям. Семья Жимонне из коммуны Кюи (Кот-де-Блан) стояла у истоков движения. Их Cuis Premier Cru Blanc de Blancs Brut – эталонный блан-де-блан с ароматами цветущей яблони, белого персика и мела, сбалансированным вкусом с тонкими цитрусовыми нюансами.

13_R.jpg

Кадр из фильма «Асса»; вино Pierre Gimonnet & Fils Cuis Premier Cru Blanc de Blancs Brut

Сто дней после детства

  • Дата премьеры: 1975 год
  • Производство: «Мосфильм»
  • Жанр: мелодрама
  • В ролях: Борис Токарев, Татьяна Друбич, Ирина Малышева, Юрий Агилин, Сергей Шакуров
  • Режиссер: Сергей Соловьев
  • Награды: приз «Серебряный медведь» за лучшую режиссерскую работу на XXV МКФ в Западном Берлине в 1975 году, Государственная премия СССР в 1977 году
  • Оценки: 8/10 («Кинопоиск»), 7,7/10 (IMDb)

Фильм-путешествие во времена легких влюбленностей, необдуманных поступков, открытий – три месяца в летнем лагере, которые научили главных героев наслаждаться искусством и любить. Режиссер Сергей Соловьев показывает период взросления, формирования личности и пробуждения души. Но сопровождается он печалью, ведь герои прощаются со своим беззаботным детством.

«Фильм красив без красивостей, эффектов на публику. Сдержанная одухотворенная красота простых кадров… необычайно важна для смысла, для нравственного итога фильма. Ведь открытие человеческой души начинается с прикосновения к красоте – красоте мира, искусства, красоте вечных, воспитанных тысячелетиями человеческой истории чувств», – писал Александр Липков в журнале «Советский экран».

Настроению этой ленты отвечает молодой, свежий бленд вердехо и совиньона блан Vina Albali Verdejo от испанцев Felix Solis. С парящими аистами на этикетке, это вино открывается деликатным цветочным ароматом, обволакивает цитрусовыми, дыней и персиками во вкусе, провожает освежающим послевкусием.

14_R.jpg

Кадр из фильма «Сто дней после детства»; вино Felix Solis Vina Albali Verdejo

Коктебель

  • Дата премьеры: 2003 год
  • Производство: кинокомпания «Коктебель»
  • Жанр: драма, мелодрама, приключения
  • В ролях: Глеб Пускепалис, Игорь Черневич, Евгений Сытый, Вера Сандрыкина, Владимир Кучеренко
  • Режиссер: Алексей Попогребский, Борис Хлебников
  • Награды: спецприз жюри «Серебряный Георгий», призы ФИПРЕССИ и российской критики за дебют на XXV Московском кинофестивале в 2003 году
  • Оценки: 7/10 («Кинопоиск»), 6,9/10 (IMDb)

Отец с сыном отправляются в путешествие из Москвы, где у них ничего не осталось, в Коктебель, где есть надежда начать новую счастливую жизнь. Едут через леса и поля, сквозь ливень и ветер, по пути знакомятся с разными людьми, узнают друг друга. Их дорога – проверка не столько родственных связей, сколько жизненных приоритетов. Она про погоню за несбыточной мечтой. Когда отец решает, что уже нашел свой Коктебель, сын с ним не соглашается и продолжает путь в одиночку.

Раз мы оказались на юге, продолжаем знакомство с местными хозяйствами. Alma Valley – большая винодельня, выращивающая на суглинисто-мергелевых почвах Альминской долины международные и автохтонные сорта, которых в их питомнике около 70. Вино Alma X из пино блана и рислинга – про спелые яблоки и ананасы, медовые ноты во вкусе и элегантную кислинку в длинном финише.

15_R.jpg

Кадр из фильма «Коктебель»; вино Alma Valley Alma X (пино блан, рислинг)

Дикий, дикий пляж. Жар нежных

  • Дата премьеры: 2005 год
  • Производство: кинокомпания «Коктебель»
  • Жанр: документальный
  • Режиссер: Александр Расторгуев
  • Награды: специальный приз жюри Международного фестиваля документального кино в Амстердаме (IDFA), премия «Белый слон» Гильдии киноведов и кинокритиков России за лучший документальный фильм в 2006 году
  • Оценки: 6,9/10 («Кинопоиск»), 6,8/10 (IMDb)

Вершина документального кинематографа, представившая галерею новейших типов людей, которых на черноморском побережье встречает пляжный фотограф Женя и его верблюд. Ирония и грусть, чистота и низость, любовь и предательство, жизнь и смерть – Александр Расторгуев создал современный русский эпос. На зарубежной премьере европейские и американские зрители были ошарашены увиденным – долго не могли прийти в себя и внятно прокомментировать ленту.

Напрашивается переключение на пиво с барабулькой, но останемся в прежнем формате и предложим Lambrusco dell'Emilia Solco от хозяйства Paltrinieri из Эмилии-Романьи. Шипучее вино рубинового цвета с вишней в аромате, хрустящей кислотностью и устойчивым фруктовым послевкусием позволит на время забыть о драмах и насладиться морем.

16_R.jpg

Кадр из фильма «Дикий, дикий пляж. Жар нежных»; вино Paltrinieri Lambrusco dell'Emilia Solco

Чистый четверг

  • Дата премьеры: 2003 год
  • Производство: Rostov Film Studio
  • Жанр: документальный
  • Режиссер: Александр Расторгуев
  • Оценки: 6,8/10 («Кинопоиск»), 7/10 (IMDb)

В этой документальной ленте Расторгуев фиксирует будни российских солдат на чеченском фронте. В старом паровозе недалеко от Грозного оборудована баня, где моются военнослужащие и тут же стирают белье. Смывая грязь внешнюю, они никак не могут избавиться от внутренней. И не смогут. Бренность жизни, повседневная бессмысленность и приближающаяся смерть – и не нужен ни один выстрел, чтобы прочувствовать это.

La Marginale от Thierry Germain трансформируется в бокале, как и наши чувства по мере просмотра тяжелого, многослойного кино. Изысканный каберне фран приветствует тонами свежих красных ягод, пионов и фиалок, со временем развиваются оттенки восточных пряностей. Глубокое, сложное во вкусе, с бархатистыми танинами и долгим ванильным финалом, а спустя час – с тонами черного перца.

17_R — копия.jpg

Кадр из фильма «Чистый четверг»; вино Thierry Germain La Marginale

Я тебя люблю

  • Дата премьеры: 2011 год
  • Производство: «Нон-стоп продакшн»
  • Жанр: неигровое кино, драма
  • Режиссер: Павел Костомаров, Александр Расторгуев
  • Награды: специальный приз жюри на XIV международном фестивале «ДебоширФильм – Чистые грезы» в 2011 году
  • Оценки: 6,7/10 («Кинопоиск»)

Для этого документального проекта Расторгуев провел кастинг среди молодых людей в родном Ростове-на-Дону. Отобрав героев по критерию максимальной внутренней свободы, он выдал им камеры и попросил фиксировать все события из жизни. Получилось живое, рукотворное кино про любовь, рассказанное языком YouTube – с кухонными философствованиями и дворовыми афоризмами. Казалось бы неконтролируемые и несовместимые речевые потоки сплетаются в завораживающий узор.

Молодость бьет ключом и у новозеландского совиньона Paddle Creek от Lake Road. 2022-й винтаж подарил зеленое яблоко, грейпфрут, крыжовник и маракуйю в аромате, сбалансированную кислотность и яркий фруктовый финал.

18_R.jpg

Кадр из фильма «Я тебя люблю»; вино Lake Road Paddle Creek Sauvignon Blanc

Шапито-шоу

  • Дата премьеры: 2011 год
  • Производство: Organic Films
  • Жанр: комедия
  • В ролях: Петр Мамонов, Вера Строкова, Сергей Попов, Алексей Подольский, Валерий Заводовский
  • Режиссер: Сергей Лобан
  • Награды: специальный приз жюри «Серебряный Георгий» 33-го Московского международного кинофестиваля и гран-при «Золотая лоза» XX Открытого фестиваля кино «Киношок» в 2011 году
  • Оценки: 7,6/10 («Кинопоиск»), 7,6/10 (IMDb)

Фильм-манифест о поколении нулевых. Четыре нелепые истории, закручивающиеся вокруг инфернального кабаре-шапито на живописном крымском берегу. Но герой в них общий – человек, попавший не в свою компанию и переживающий кризис. В попытке наладить коммуникацию все герои пользуются шаблонными конструкциями, говорят чужими словами. Лобан фиксирует, что свобода не быть собой – главный код текущего времени.

Вино часто выступает мощным медиатором, помогая людям раскрыться и найти точки соприкосновения. Игристая классика региона, в котором Сергей Лобан снял свою картину, – Балаклава Шардоне Брют от «Золотой Балки». Цитрусы, бриошь, карамель и легкие нюансы имбиря в аромате, округлый вкус и белый перец в долгом финише. Контакт обеспечен.

19_R.jpg

Кадр из фильма «Шапито-шоу»; вино Золотая Балка Балаклава Шардоне Брют

Девочки

  • Дата премьеры: 2005 год
  • Производство: Independent TV and Cinema School Internews и Kinoteatr.doc
  • Жанр: документальный, драма
  • Режиссер: Валерия Гай Германика
  • Награды: приз за лучшую короткометражную киноленту на фестивале «Кинотавр», главный приз на фестивале «Кинотеатр.doc» в 2006 году
  • Оценки: 4,7/10 («Кинопоиск»), 6/10 (IMDb)

Документальная хроника Валерии Гай Германики о взросление школьниц из спального района в начале 2000-х. Прощание с детством в школьных дворах и подъездах бетонных «человейников», где все впервые и мир только начинается – тайно купленные сигареты, банки с джин-тоником, танцы в купальниках на диком пляже, первый паспорт и первая любовь.

Мы же советуем завязать отношения с гарначей, одним из главным испанских сортов, который долгие годы несправедливо отрабатывал на вторых и третьих ролях в ассамбляжах. Стараниями прогрессивных виноделов гарнача переживает ренессанс. В ней всегда много солнца, свежести и легкости, что дало ей статус «пино нуара Средиземноморья». Знакомство начинаем с Las Uvas de la Ira от Daniel Landi – слива, вишня, пряные травы и кремний в аромате, минеральность во вкусе и бархатистые танины.

20_R.jpg

Кадр из фильма «Девочки»; вино Daniel Landi Las Uvas de la Ira

День хлеба

  • Дата премьеры: 1998 год
  • Жанр: документальный
  • Режиссер: Сергей Дворцевой
  • Награды: приз за лучший полнометражный фильм МКФ документального кино Visions du Réel в Ньоне, приз «Золотой голубь» МКФ неигрового и анимационного кино в Лейпциге в 1999 году
  • Оценки: 7,3/10 («Кинопоиск»), 7,2/10 (IMDb)

Фильм снят в 80 км от Санкт-Петербурга: сельчане вынуждены раз в неделю ездить за хлебом на заброшенную станцию – его оставляют в отцепленном вагоне, который люди самостоятельно толкают по старым ржавым рельсам в свой поселок. Сергей Дворцевой запечатлел собирательный образ русского поселка с его унизительным нищенством, где приходится биться за кусок хлеба, где больно всем – людям, собакам, козам и солнцу на закате.

«Я стараюсь внимательно вслушиваться в любой разговор. Так было и с "Хлебным днем": совершенно случайно я увидел по НТВ репортаж. Решил поехать, посмотреть и на месте понял, что нужно делать фильм. <…> У любого человека есть в жизни моменты, когда он полностью раскрывается, – эти моменты и надо зафиксировать», – говорил режиссер в интервью «Независимой газете».

У каждого великого вина также есть момент, когда оно пребывает в наилучшей форме. Так, эксперты полагают, что сейчас самое время пить бургундию 2017-го. Знакомство с красными легендами региона сомелье советуют начинать с коммуны Вольне, где рождаются тонкие, элегантные вина из пино нуара. Domaine Jean-Marc & Thomas Bouley – один из ведущих представителей коммуны. Его базовый вилляжный Volnay взрывается нотами спелых красных ягод, фиалки и обжаренных какао-бобов. Во вкусе – бархат, земляника и долгий фруктовый финиш.

21_R.jpg

Кадр из фильма «День хлеба»; вино Domaine Jean-Marc & Thomas Bouley Volnay

Свято

  • Дата премьеры: 2005 год
  • Жанр: документальный
  • В ролях: Святослав Косаковский, Виктор Косаковский
  • Режиссер: Виктор Косаковский
  • Награды: приз за лучший документальный фильм на немецком кинофестивале Kinoblick
  • Оценки: 6,8/10 («Кинопоиск»), 7,4/10 (IMDb)
Косаковский снял фильм-зеркало со своим сыном Святославом в главной роли. Начав со встречи с собственным отражением, а затем играясь, смеясь, плача, крича, наблюдая за природой, исследуя пространство, он познает самого себя. 33-минутной зарисовкой Косаковский показывает, что ясность и глубина в кино могут быть достигнуты самыми простыми методами.

Вино – тоже про познание. Истории, культуры и прежде всего самих себя – с каждым глотком. Почему мне нравится именно этот вкус? Какие эмоции он у меня вызывает? Что я чувствую прямо сейчас? Я счастлив? Или мне некомфортно? С чем связан дискомфорт? Какие события прошлого всплывают у меня в сознании при дегустации этого вина? Какие ошибки я допустил? Вместе с вином мы приходим к ответам на самые важные вопросы. Помедитируйте с рислингом Nackenheim Rothenberg от немецкого хозяйства Gunderloch – проследите за полетом вашей мысли в процессе дегустации. В бокале – медовый персик и восточные пряности. Богатая текстура, свежесть и яркая кислотность во вкусе, дымно-сливочный финал.

22_R.jpg

Афиша фильма «Свято»; вино Gunderloch Riesling Nackenheim Rothenberg

Груз 200

  • Дата премьеры: 2007 год
  • Производство: СТВ
  • Жанр: триллер, драма
  • В ролях: Агния Кузнецова, Алексей Полуян, Леонид Громов, Алексей Серебряков, Леонид Бичевин
  • Режиссер: Алексей Балабанов
  • Награды: приз Гильдии российских кинокритиков на «Кинотавре» в 2007 году, премия «Белый слон» за лучшую картину, приз Роттердамского кинофестиваля, премия «Ника» за лучший фильм в 2008 году
  • Оценки: 6,7/10 («Кинопоиск»), 7,1/10 (IMDb)

После попсовых «Жмурок» и «Мне не больно» Алексей Балабанов решил снять фильм про надвигающийся конец Советского Союза. Многие детали он почерпнул из личного опыта – в 1984 году режиссер только вернулся из армии. Но уже тогда в обществе ощущалось, что скоро все рухнет. Балабанов решил запечатлеть момент распада страны, духовного распада конкретных людей – главного героя «Груза 200», капитана милиции Журова, берущегося за расследование жестокого убийства.

«Загадка русской души, по Балабанову, заключается в том простом (историческом) факте, что не хочет душа задерживаться в теле, ибо оное – часть уродливой, хоть и прочно сшитой реальности. Потому-то в России живые спешат уступить место мертвым, а мертвые живее всех живых. Его главный фильм о России называется "Груз 200", материальный, но уже неодушевленный груз. Мертвая природа под толщей мертвой воды, которую герой Маковецкого пересекает на лодочке, словно Харон, оставляя позади и уродов и людей», – пишет Зинаида Пронченко в колонке для «Коммерсанта».

Здесь без вариантов. Справится только водка «Онегин».

23_R.jpg

Кадр из фильма «Груз 200»; водка «Онегин»

Овсянки

  • Дата премьеры: 2010 год
  • Производство: «Апрель МИГ Пикчерс»
  • Жанр: драма, мелодрама
  • В ролях: Юрий Цурило, Игорь Сергеев, Юлия Ауг, Виктор Сухоруков, Лариса Домаскина
  • Режиссер: Алексей Федорченко
  • Награды: приз «Золотая Озелла» за лучшее изобразительное решение 67-го Венецианского кинофестиваля в 2010 году
  • Оценки: 5,9/10 («Кинопоиск»), 6,6/10 (IMDb)

Фильм-реквием, одна из первых попыток раскрыть тайну русской души с помощью генетического кода. Это роуд-муви, но путешествуют герои не в пространстве, а во времени – к истокам мира, смерти и вечной жизни. Режиссер прощается с культурными кодами советского кино и заявляет, что настало время перейти от документооборота к стихам. Не случайно герои топят в проруби пишущую машинку – старые смыслы должны утонуть, на их место придут новые.

«Это по-настоящему поэтическое произведение, где все три исполнителя главных ролей поистине неутомимы», – сказал глава жюри Венецианского кинофестиваля Квентин Тарантино. Лента получила премию «Озелла» за лучшую операторскую работу, а также приз FIPRESCI и приз экуменического жюри.

Другое, но тоже трио, сработало и в Cape Red от южноафриканского хозяйства Culemborg. Каберне совиньон создал каркас, задал цвет и нужный уровень кислотности, сенсо придал изящность, а шираз – ягодную и пряную составляющие. На выходе – рубин в бокале, из которого выбиваются яркие ароматы черных ягод, фиников и молочного шоколада. Легкое, округлое вино с нежными танинами и гармоничным послевкусием.

24_R.jpg

Кадр из фильма «Овсянки»; вино Culemborg Cape Red

Жить

  • Дата премьеры: 2011 год
  • Производство: кинокомпания «Коктебель»
  • Жанр: драма
  • В ролях: Яна Троянова, Алексей Филимонов, Ольга Лапшина, Евгений Сытый, Анна Уколова
  • Режиссер: Василий Сигарев
  • Награды: приз Гильдии киноведов и кинокритиков, приз за лучшую режиссуру на «Кинотавре» в 2012 году
  • Оценки: 7,4/10 («Кинопоиск»), 7,2/10 (IMDb)

Завершает рейтинг лента Василия Сигарева. Три истории смерти и препарация переживаний людей, потерявших близких. Сцены невыносимо тяжелые, но они позволяют сполна прочувствовать трагедии героев. Сигарев заражает отчаянием, бьет со всей дури, чтобы добиться озарения, нарисовать общество, зараженное бесчувственностью.

Даем контрастный финальный аккорд. Вино в целом всегда про жизнь, а грузинское – в особенности. Жизнерадостные Кэти Герсамия и ее супруг Мамука Долидзе создали такое же яркое и открытое саперави – этот на первый взгляд тяжеловесный грузинский автохтон в их интерпретации больше похож на грациозную лань. Слива, лакричник, специи, деликатные танины и долгое пряное послевкусие в 2018-м винтаже. Но мы же с интересом продолжим наблюдать, как будет развиваться Lukasi, а вместе с ним – российский кинематограф.

25_R.jpg

Кадр из фильма «Жить»; вино Lukasi Saperavi

* оценки от «Кинопоиска» и IMDb по состоянию на 3 апреля 2023 года

Коллажи на обложке и в материале: © Татьяна Платонова.

Авторизуйтесь, чтобы участвовать в обсуждении
Комментарии ( 0 )

Сначала новые
Сначала старые
Сначала лучшие

Статьи по теме:

Подпишитесь на нашу рассылку

Подпишитесь на рассылку

E-mail рассылка

Каждый понедельник мы присылаем лучшие материалы недели

Вы подписаны!
Спасибо за подписку!

Читайте также

Профиль обновлен
Пароль обновлен
Теперь вы можете войти в свой аккаунт с новым паролем
Войдите в аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Email
Пароль
Нет личного аккаунта? Зарегистрируйтесь
Создайте аккаунт
Для возможности добавлять комментарии
и просматривать персональные подборки
Имя
Email
Пароль
Повторите пароль
У вас уже есть аккаунт? Войти
Обновление пароля
Введите адрес электронной почты, на 
который мы отправим ссылку для обновления пароля
Email